По этому вопросу у сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и учёных Ахль Сунны имеются расхождения:
Есть те, кто говорит, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не видел Аллаха, другие говорят, что он видел Аллаха своими глазами, также есть те, которые говорят, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) видел глазами свет, а самого Всевышнего видел сердцем.
1) Те, которые отрицают видение. Данного мнения придерживалась Айша (да будет доволен ею Аллах), Абу Хурайра и группа учёных. Это мнение считается самым слабым по многим причинам.
2) Те, которые говорят, что Пророк (мир ему и благословение) видел Аллаха, тоже разделились на две группы по мнениям:
а) Пророк (мир ему и благословение) видел Аллаха своими глазами.
Это мнение обосновано словами Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), в которых сказано:
أتعجبون أن تكون الخلة لإبراهيم والكلام لموسى، والرؤية لمحمد صلى الله عليه وسلم
«Вас удивляет, что «дружба» с Аллахом принадлежит Ибрахиму, «речь» с Аллахом принадлежит Мусе, а видение Аллаха принадлежит Мухаммаду». (Ибн АбиАсым в книге «ас-Сунна» 1/192, это предание достоверно в соответствии с условиями Имама аль-Бухари)
Этот асар также передали: Абдуллагь Ибн Имам Ахмад ибн Ханбал в книге «Ас-Сунна» 1/299; Имам ан-Насаи в книге «Сунан аль-Кубра» 5 /165; Ибн Хузайма в «Ат-Таухид» 1/479 и другие мухаддисы.
Также этот асар передал Даракутни от Анаса ибн Малик (да будет доволен им Аллах) в книге «ас-Сунан» 85.
Также это передал Имам Ас-Суюты от Джабира ибн Абдуллагь (да будет доволен им Аллах) в своей книге «Аль-Хасаис» 2/330:
جبل الله الخلة لإبراهيم، والكلام لموسى، والرؤية لمحمد صلى الله عليه وسلم
«Аллах удостоил «дружбой» Ибрахима, «разговором» – Мусу, а видением Себя –Мухаммада».
Также этот асар передали Имам аль-Хаким в «Аль-Мустадрак» 1 / 65 и Имам аз-Захабий; и многие другие посчитали это асар достоверным.
Также Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал в толковании 13 и 14 аята суры Ан-Наджм:
وَلَقَدْ رَآهُ نَزْلَةً أُخْرَى عِنْدَ سِدْرَةِ الْمُنْتَهَى
(смысл): «И воистину, он увидел Его ещё раз, возле «Сидрат аль-Мунтаха»» (Сура Ан-Наджм,9); Ибн Аббас в трактовании говорит:
رأى ربه فتدلى فكان قاب قوسين أو أدنى
«Он видел своего Господа и приблизился, и Он был на расстоянии длины двух луков и даже ближе. (Тирмиз и в разделе «Тафсир аль-Куран», и он сказал, что цепочка передатчиков имеет степень «хасан»; Ибн Джарир в «Ат-Тафсир»; Ибн Хиббан в своей книге «ас-Сахих» 1/ 253-254; Табаранив книге «Аль-Кабир»; имам Аз-Захабий в книге «аль-Арш» и т.д).
Также к толкованию 60 аята суры аль-Исраъ:
وَمَا جَعَلْنَا الرُّؤْيا الَّتِي أَرَيْنَاكَ إِلَّا فِتْنَةً لِلنَّاسِ
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:
هي رؤيا عين أُوريها النبي صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ليلة أسري به
Перевод: «…это видение воочию, которое было в ночь переселения». (Бухари в книге «Ас-Сахих», раздел «Толкование Корана»). Эти слова также указывают на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был вознесён телом и душой.
Сподвижники, табиины, учёные, которые придерживались этого мнения:
1) Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах);
2) Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах);
3) Икрима ибн Амр (да будет доволен им Аллах);
4) Хасан аль-Басрий (да смилуется над ним Аллах);
5) Имам аль-Багави (да смилуется над ним Аллах):
وذهب جماعة الى انه رأه بعينه وهو قول انس والحسن وعكرمة
«И склонился джамаат (то есть большинство) к тому, что Он (мир ему и благословение Аллаха) видел Его глазами. Это слово Анаса ибн Малика, аль-Хасана аль-Басри и Икрима» («Маалимат-танзил»);
5) Имам Ахмад (в одном из своих преданий);
6) Кади ибн Ияд (да смилуется над ним Аллах) пишет:
وقال ابو الحسن علي بن اسماعيل الاشعري — رضي الله عنه — وجماعة من اصحابه: انه راى الله ببصره وعيني رأسه
«Абуль-Хасан Али Ибн Исмаилаль-Ашари (да будет доволен им Аллах) и большая группа его сподвижников сказали, что Он (мир ему и благословение Аллаха) видел Аллаха воочию, своими глазами»;
7) Имам аль-Баджурий (да смилуется над ним Аллаха) пишет:
والراجح عند اكثر العلماء انه (صلى الله عليه وسلم) رأى ربه سبحانه وتعالى بعيني راسه وهما في محلهما خلافا لمن قال: حولا الى قلبه لحديث ابن عباس وغيره
«Более весомо мнение большинства учёных о том, что Он (мир ему и благословение Аллаха) видел Аллаха своими глазами, за исключением тех, которые сказали Он видел сердцем, а не глазами, об этом свидетельствует хадис Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) и другие хадисы» («Шархаля Джаухараат-тавхид», 118).
Имам Ас-Суюты (да смилуется над ним Аллах) также пишет:
الراجح عند اكثر العلماء انه (صلى الله عليه وسلم) راى ربه بعيني راسه ليلة الاسراء لحديث ابن عباس وغيره واثبات هذا لا يكون الا بالسماع من رسول الله (صلى الله عليه وسلم) ولم تعتمد عائشة في نفي الرؤية على حديث رسول الله (صلى الله عليه وسلم) وانما اعتمدت على الاستنباط من الايات
«Более весомо мнение большинства учёных о том, что Пророк(мир ему и благословение Аллаха) видел Аллаха своими глазами, об этом свидетельствует хадис Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) и другие хадисы. А установить этот факт (видения Аллаха) невозможно, кроме как услышав подтверждение от самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха). А Айша (да будет доволен ею Аллах),отрицая видение, не опирается на рассказ самого Пророка(мир ему и благословение Аллаха) (как это делает Ибн Аббас), а ссылается на своё понимание (толкование) аятов Корана». («Ад-Дибадж» 1/221).
Аль-Хафиз аль-Касталяни (да смилуется над ним Аллах) также пишет:
ثم عرج به من المسجد الاقصى الى فوق سبع سموات ورأى ربه بعيني رأسه
Смысл: «…потом вознесли его (мир ему и благословение Аллаха) из мечети «Аль-Акса» над семью небесами, и Он увидел Аллаха своими глазами…» («Аль-Мавахиб ал-Лядуния» 1/ 373)
Имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах) также пишет:
«..и увидел Пророк (мир ему и благословение Аллаха) Господа своего своими глазами. И это мнение более весомое, его передают от Ибн Аббаса и большинства сподвижников и учёных.
А отрицает видение Айша (да будет доволен ею Аллах) и группа учёных, ссылаясь на аят:
لاَ تُدْرِكُهُ الأَبْصَارُ
Смысл: «…и не постигнут Его взоры». (Сура аль-Анам, аят 103)Большинство учёных (джумхур) ответили на это, что в аяте под словом «аль-Идрак» подразумевается «полный охват Всевышнего». Невозможно охватить Всевышнего полностью, однако мусульмане увидят его в день Суда, подобно этому и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел Его в ночь вознесения». («Аль-Фатава» Имама Ан-Нававий, 63; издание с уточнениями Мухаммада аль-Хаджара)
То же самое пишет Имам Ан-Нававий в книге «Шархалясахих Муслим.
б) Те, кто сказал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) видел Всевышнего сердцем, а глазами видел свет (нур).
Абу Зарр аль-Гифари (да будет доволен Им Аллах) спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение), видел ли Он Аллаха, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил:
رأيت نوراً
«Я видел свет» (Имам Муслим).
По другой версии хадиса, ответ был:
نور أني أراه
«[Видел]Свет, как я [мог] увидеть его (Самого Аллаха)» (Имам Муслим). То есть Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) глазами видел не Всевышнего, а просто свет. Ибн Хузайма (да смилуется над ним Аллах) сказал по поводу ответа Пророком (мир ему и благословение):
رآه بقلبه ولم يره بعينه
«Он (мир ему и благословение Аллаха) видел Его (Аллаха) сердцем, но не видел глазами» («Таухид» Ибн Хузаймы).
Некоторые учёные считают это мнение самым весомым, потому что, по их мнению, нет прямого довода, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) видел Всевышнего воочию.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Шархаля Сахих Муслим» в разделе «аль-Иман», следующее:
ان بن عباس أثبت شيئا نفاه غيره والمثبت مقدم على النافى هذا كلام صاحب التحرير فالحاصل أن الراجح عند أكثر العلماء أن رسول الله صلى الله عليه و سلم رأى ربه بعينى رأسه ليلة الاسراء لحديث بن عباس وغيره مما تقدم واثبات هذا لا ياخذونه الا بالسماع من رسول الله صلى الله عليه و سلم
«Поистине, Ибн Аббас установил (утвердил) то (то есть видение Аллаха), что отрицают другие, а [по правилу усуля] «утверждение предпочитается над отрицанием», как пишет автор книги «Ат-Тахрир».
Следовательно, исходя из вышеприведённого мы можем утверждать, основываясь на хадисе Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) и других хадисах, что более весомым мнением, которого придерживается большинство учёных, является версия, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) видел своего Господа своими глазами в ночь вознесения. И это утверждение (видения) можно было установить, только услышав(Ибн Аббас и другие сподвижники) ответ от самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».(«Шархсахих Муслим» разделе имана)
Примечание: Вознесение Пророка (мир ему и благословение) над небесами не означает расположение Всевышнего над небесами, а видение Его глазами не означает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) видел органы или тело Аллаха.
Аллах знает лучше.
islamdag.ru