Полноценное претворение в жизнь религиозных предписаний возможно лишь при условии строгого соблюдения правил поведения в обществе. Арабское слово «адаб» означает прекрасную нравственность, хорошее воспитание, манеры, доброжелательный тон, стыдливость, деликатное обхождение с окружающими.Человек, как существо социальное, всегда живет в обществе людей. И здесь возникает необходимость совместного существования в мире и согласии. Для этого есть целый комплекс правил поведения, способствующих сохранению покоя в обществе.
Эти правила, прежде всего, должны выработаться в личностном плане, и только потом это начинает выражаться в общественно-социальных отношениях.
Благодаря практическому претворению этих правил в жизнь, начинает укрепляться и развиваться гармоничная и счастливая жизнь. Самое главное, к чему призывает учение Ислама и то, чему хотел научить Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) — это адабы, правила поведения в обществе и хорошие манеры. Благодаря адабам, каждый мусульманин хорошо знает свои религиозные обязанности и пределы, которые нельзя преступать в повседневной жизни. После правильного выполнения фардов (обязательное) в процессе религиозных ритуалов важны ваджибы (предписанное), затем следуют суннаты (слова и действия Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)), далее нужно выполнять мустахабы. И чтобы выполнить все эти положения в безупречной форме, необходимо следить за адабами, то есть, если пренебрегать адабами, то о полноценном совершении поклонения не может быть и речи. Видимо, с этой целью Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) обучил своих сподвижников правилам поведения во всевозможных ситуациях. Он до детальных подробностей разработал и представил их вниманию своих последователей.
Целью этих правил, кажущихся на первый взгляд простой формальностью, является упорядочение и такое устроение общественно-социальной жизни, которое служит на благо человечества. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям),являющийся для своих последователей образцом для подражания, однажды сказал следующее:
«Воистину, я для вас почти как отец, ибо я воспитываю вас, помогаю избавиться от недостатков и обучаю всему, в чем у вас возникает необходимость». (Абу Дауд, Тахарат, 4.)
Этими словами Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) выразил свое желание, чтобы каждый мусульманин безоговорочно выполнял все предписанные правила и настойчиво следовал его учению.
Некий язычник с издевкой сказал Салману Фариси (радыйаллаху анху):
— Вижу, что ваш друг Мухаммад обучает всему. Да-да, всему. Он учит вас даже тому, как сидеть в туалете.
Салман Фариси (радыйаллаху анху) вполне серьезно ответил:
— Действительно так!
Затем он стал по пунктам перечислять все правила поведения в туалете. (Муслим, Тахарат, 57-58).
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), подчеркивая важность адабов, сказал однажды:
«Хорошее поведение, обдуманный поступок и умеренность в своих делах являются одной двадцать четвертой частью пророчества». (Тирмизи, Бирр, 66)
Святые праведники тоже всегда говорили:
«О, влюбленные рабы Аллаха! Украшайтесь хорошим поведением, ибо путь святых полностью состоит из адабов».
Значит, путь, ведущий к Аллаху, представляет собой комплекс адабов. Чтобы познать вкус Божественной любви, нужно полностью проникнуться высокой нравственностью и неукоснительно следовать адабам.
Адабы имеют как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Многие люди считают, что достаточно соблюсти только внешние правила. Однако по мнению великих праведников, наряду с внешними, нужно твердо соблюдать и внутренние правила, для чего требуется постоянно пребывать в духовном состоянии ощущения вездесущности Аллаха. Ибо адабы в глазах святых занимают то же место, что душа в теле. Некий поэт про адабы писал следующее:
«Адабы- это корона, которая является отражением Божественного света на нашу Вселенную. Надень эту корону и огради себя от всех напастей!»
Чтобы достичь духовного и физического совершенства, по словам Мавляны, нужно постоянно молить об этом Аллаха. А также он отмечал, что только посредством адабов можно одержать победу над злейшим врагом человечества — шайтаном. В своем бесценном произведении «Маснави», Руми писал:
«Давайте помолимся Аллаху, чтобы Он оказал нам милость быть порядочными и воспитанными, ибо тот, кто лишен адаба, не удостоится Божественных благ. Вред невоспитанного человека не ограничивается им, даже наоборот, дурные манеры могут поджечь всю Вселенную. Кто легкомысленно относится к идеям друга, тот, тем самым, становится преградой на пути других. Такой человек не может считаться мужчиной. Кто в жизни проявит себя с некрасивой стороны, того ожидает печальный и горький конец.
Вселенная, благодаря адабу, наполнена Божественным светом, и ангелы благодаря адабу, чисты и непорочны. Солнечное затмение происходит из-за невоспитанности луны. И шайтан был изгнан из Рая вследствие его грубых речей. Если ты желаешь раздавить голову дьяволу, открой глаза шире и посмотри, что, воистину, адаб-убийца Шайтана».(Маснави, 79-96).
Мухаммад Асад Арбили про важность адаба писал следующее:
«Хотя мои глаза видели большое множество прекрасных результатов адаба, они не могут насытиться яствами на скатерти адаба. Кто просит у святого Хидра (алейхиссалям) вечной воды, тот обязан выпить несколько глотков воды адаба. Чтобы излечить человека от гордыни и высокомерия, от невежества и глупости, я не видел ничего эффективнее, чем адаб.
Считается, что разумный человек, который всегда следует адабу, обрел бесценный трон и уважение людей. Суфийский путь очищения души способствует постижению глубины сущего, тогда как светлая луна адаба радует глаз. Если губ не касалась вода из родника адаба, то невозможно увидеть красоту и смысл в словах друзей. О, Асад! Когда ты вернешься из духовного путешествия,то принеси своим друзьям несколько жемчужин из океана адаба!» (Диван, 24-25).
Как вывод, можно сказать, что для достижения успеха в жизни и духовного возвышения нужно неукоснительно следовать по пути Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), который прошел воспитание под контролем Самого Творца Вселенной.