‘Практикующий хоть десятую часть — спасется»
Не так давно мы столкнулись с неверным толкованием одного известного хадиса, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит о вере людей последнего времени.
Приводим здесь текст хадиса, а также его толкование из книги «Аль-Мадхаль» Ибн Хаджа аль-Малики.
Смысл слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
أَنْتُمْ فِي زَمَانٍ مَنْ تَرَكَ عُشْرَ مَا أُمِرَ بِهِ هَلَكَ وَسَيَأْتِي زَمَانٌ مَنْ فَعَلَ عُشْرَ مَا أُمِرَ بِهِ نَجَا
«Вы живете в такое время, что тот, кто оставить десятую часть того, что ему было приказано/велено совершать [из ислама], погибнет, но будет время, в котором практикующий хоть десятую часть того, что ему было приказано совершать [из ислама], спасется»
Мой господин Абу Мухаммад, да смилуется над ним Аллах, говорил:
«[Истинный] смысл этого хадиса стал скрытым для некоторых услышавших его по причине его буквального [понимания]. Это потому, что и мы, и они (сподвижники) равнообязаны в исполнении обязательных и других пяти категорий деяний, возложенных на нас Всевышним. Следовательно, если кто из нас или из них оставить что-либо из обязательного, то решение относительно этого общеизвестно. Также тот, кто совершит что-либо запрещенное, будь он из нас или из них, то решение относительно него тоже ясно.
И что же это имеется в виду под тем, за совершение десятой части которого, мы спасемся, а за несоблюдение десятой части этого они (сподвижники) погибнут?
Ответ этому следующий: «Обязательные предписания составляют 1/10 часть по отношению к желательным, следовательно, если мы ограничимся совершением обязательного, мы спасемся с дозволения Аллаха. И все это исходит к тому, что в наше время поклонение мукалляфа, которое его охватывает, ограничивается лишьсовершением обязательных деяний. Потому, что, например, если он будет присутствовать на свадьбе, то получит вознаграждение, которое предписано за это. Но, однако, там же он встречается с большим количеством нововведений и запретных деяний или и тем, и другим вместе. Также обстоит, дело с посещением больных, участием на похоронах, посещением братьев, присутствием на маджлисе знаний и в научных дискуссиях, встрече с учеными и т.д..В совершении всего этого для мукалляфа есть множество препятствий. Поэтому в наши дни мукалляф вынужден ограничиться совершением только обязательных деяний и того, что связано с ними (например, ратибат намазы). И поклонение, которое только между ним и Аллахом, ограничивается на обязательном и составляет 1/10 часть или примерно десятую часть, в отличие от того, что могли делать праведные предшественники, да будет доволен ими всеми Аллах. Когда кому-то из них предоставлялась возможность совершить что-то из вышеперечисленных и других желательных деяний, то для него не было никаких препятствий совершить его в той форме, в какой оно пришло от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, оставив нововведения. Никто из них не оставлял сунну [из-за каких-либо препятствий], только лишь если он сам не пожелал оставить её. А тот, кто добровольно оставляет желательное в большинстве случаев [со временем] не полностью соблюдает и обязательное и в следствии этого [его религия] погибает.
Этому свидетельствует то, что передал имам Бухари от Самура бин Джундаба, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел во сне человека, лежащего на спине, и некто стоял у его головы с небольшим камнем и разбивал этим камнем голову лежащего.
При ударе камень катился в сторону, и этот человек ходил за ним, чтоб забрать его, и пока он возвращался, голова лежащего человека восстанавливала свою форму как она была до удара камнем. Далее, после возвращения, тот разбивал ее снова и снова.
Два ангела, мир им, растолковали Ему этот сон так, что [лежащий] это был человек, которого Аллах обучил Корану, и он проспал ночью [его чтение], а днем не совершал деяний в соответствии с ним. И так с ним будут делать до Судного Дня. Известно, что оживление ночи (вставание на тахаджуд и чтение Корана) не является обязательным деянием. Также известно, что в Судный день человек не наказывается за несоблюдение желательного, но все-таки, хоть это и является желательным, оно исправляет те ошибки, которые были допущены в обязательном поклонении.
В хадисе было сказано, что он не следовал Корану днем, и это является недостатком в его обязательных деяниях, а ночь он не оживил Кораном для восполнения этих недостатков. Следовательно, на самом деле ему причинялись муки из-за оставления обязательного, а не из-за оставления желательного. Исходя из этого, есть опасение за того, кто оставит желательное, что в его обязательных деяниях будут недостатки и не найдется желательное деяние, которое восполнило бы это [упущение]. Поэтому для большинства людей нашего времени стало обычным оставление [желательных] поклонений. Потому что они оставляют их, следуя повелениям нашего шариата (боясь впасть в нововведение или запрет, совершая желательное, как было выше сказано о посещении свадеб, что является вознаграждаемым деянием в основе, но в наши времена сопровождается многими вещами, противоречащими шариату. Прим. Перев.). И тем самим они совершают наивысшие деяния, хоть и внешне подобны оставившим [желательные деяния]. И обязательные деяния с таким намерением предпочтительны для них, в отличие от вышеупомянутых [сподвижников и праведных предков], у которых не было никаких препятствий для совершения этих желательных деяний, как об этом было сказано ранее.
talib.ru