Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах сказал, сын Адама вредит Мне, оскорбляет век. Я век и в Моих руках дела, Я вращаю ночь и день» (Бухари и Ахмад).
«Сын Адама вредит Мне» — причинение страданий это вред. Вред это то, что касается творений, и оно не может относиться к Аллаху, потому что это недостаток. Всевышний Аллах чист от всех недостатков, и обязуются в отношении Него все полноценности, более того абсолютная полноценность. Аллах превыше того, чтобы вред или польза касалась Его, потому что это невозможно. Это то, что укрепляет слово Аллаха в хадисе-кудси: «О Мои рабы вы не можете причинить Мне вред, и вы не можете принести Мне пользу» (Муслим).
В причинении вреда есть — слабость, в принесении пользы есть — нужда и все это является недостатком, недостаток невозможен для Аллаха как ранее было пояснено. На это указывает слово Аллаха: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах-Самодостаточный, Достохвальный» (сура Фатир аят 15).
Является обязательным дать этому таъвиль (толкование) такое которое подобает Его величию. Возможно, мы можем сказать об этом смысле (то есть о словах Аллаха “сын Адама Мне вредит”): «Относит ко Мне, то что не подобает Мне» или же: «Делает то, что вызывает Мой гнев и ниспосылается за это Мое наказание».
Слово: «Я век» — означает Я творец века, и управляю им, как слово Аллаха: «Аллах — Свет небес и земли» (сура ан-Нур аят 44) это означает, что Аллах Творец света и земли или «Аллах Господь света» это один из смыслов толкования этого аята.
Слова: «Я вращаю ночь и день» — означает вращение чего-либо, изменение от одного состояния в другое, то есть: «Превращаю темноту в свет и свет в темноту». Всевышний Аллах сказал: «Аллах чередует день и ночь. Воистину, в этом-назидание для обладающих зрением» (сура ан-Нур аят 44), в этом аяте есть указание на вращение земли вокруг своей оси, за этим вращением следует, то что некоторые участки земли подпадают под солнечные лучи и там становится день, а те участки земли которые не подпадают под солнечные лучи там становится ночь.
Упомянул аль-Асфахани в книге «аль-Муфрадат» другой смысл слову вращение, он сказал: «Вращение дел их управление и рассмотрение» и из управлений этого Всевышним в творении есть создание ночи и дня и ограничение их движений совершенно в порядковом виде и выполнение всего этого тем, посредством чего строится жизнь творений, и устанавливается порядок в их жизни. Всевышний Аллах сказал: «Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем «истава» на Трон. Он подчинил солнце и луну, и они движутся к назначенному сроку. Он управляет делами и разъясняет знамения, быть может, вы будете убеждены во встрече со своим Господом» (сура ар-Раъду аят 2).
Источник: («Равзат-уль Бахияту фи шарх-иль ахадис-иль арбаиннияти стр 35-37. Автор-великий ученый Ханафитского мазхаба мухаддис Мула Али аль-Кари»