На первых порах в Медине не было мечети. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) совершал молитвы в разных местах. После первой мечети, построенной в Кубе, в Медине по повелению Благородного Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) была возведена вторая мечеть. Эта мечеть существует и поныне, это Мечеть Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
Когда Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), осчастливив Медину своим прибытием, приблизился к домам, принадлежавшим роду Наджара, его верблюдица Кавса опустилась на землю, в том месте и была построена мечеть. Этот земельный участок, принадлежавший двум юношам-сиротам из рода Наджара по имени Сахль и Сухайл, служил местом для сушки фиников. Наш Господин Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сошел с верблюда и произнес: «Если будет угодно Аллаху, это и есть место остановки!» На его вопрос о принадлежности участка Муаз бин Афра (радыйаллаху анху) ответил, что участок принадлежит Сахлю и Сухайлу, сыновьям Амра. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), пригласив их к себе, выразил желание купить у них эту землю. Он (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), сказал: «Назовите мне стоимость этого участка земли!» Молодые люди ответили ему: «Нет, нет, о Посланник Аллаха! Мы дарим тебе эту землю. Клянемся Аллахом, что мы не желаем ни у кого, кроме как у Аллаха, просить цену за эту землю!» Наш Господин Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), не согласившись принять их землю в подарок, купил ее у них, заплатив ее стоимость. (Бухари «Манакыбуль-Ансар», 45; «Салят», 4; Муслим «Масаджид», 9)
На участке находились могилы язычников, пещеры, земляные насыпи, росли финиковые пальмы. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) отдал распоряжение, и участок был расчищен, кости язычников были перенесены в другое место, а запущенные места приведены в порядок. Финиковые пальмы были вырублены. (Муслим, «Масаджид», 9)
Затем Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) велел нарезать и подготовить кирпичи (кирпич изготавливали из необожженной глины). (Ибн Сад, 1, 239)
Во время строительства мечети Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) носил вместе со своими асхабами кирпичи, приговаривая: «Эта ноша – не ноша Хайбара. Это самое благое и чистое дело, исполняемое во имя нашего Господа!» (Бухари «Манакыбуль-Ансар», 45)
Словами этими наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) выражал мысль о том, что носимый ими груз не служит для удовлетворения мирской корысти, поскольку он намного лучше и добродетельнее таких материальных благ, как финики и сушеный виноград, привозимых из Хайбара для продажи.
Один человек, носивший землю, повстречавшись с Гордостью Миров (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), сказал ему: «О Посланник Аллаха! Дай, я понесу твой кирпич». Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) ответил ему: «Ты пойди и возьми другой кирпич. Ибо ты нуждаешься в Аллахе не больше, чем я!» (Самхуди, I, 333)
Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) трудился сам, неся духовную ответственность и поощряя этим мусульман. Один из славных асхабов в связи с этим произнес двустишие (бейт), суть которого сводится к следующему:
«Воистину! Будет заблуждением, Если будем мы сидеть, когда трудится Пророк!» (Ибн Хишам, II, 114)
Во время строительства мечети из Хадрамавта пришел один человек, прекрасно месивший глину. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал ему: «Да проявит Аллах Свою Милость тому, кто прекрасно владеет своим ремеслом и кто выполняет свою работу наилучшим образом! Ты продолжай свою работу. Я вижу, что ты прекрасно с ней справляешься. (Ибн Хишам, II, 114)
Всевышний Аллах хочет, чтобы мусульмане выполняли хорошо всякое дело, Он велит:
وَأَحْسِنُوَاْ إِنَّ اللّٰهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ
«То, что делаешь, – хорошо делай (совершай свои дела наилучшим образом)! «Воистину, Аллах любит тех, кто делает свои дела наилучшим образом». (Сура «Аль-Бакара», 195)
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), нося вместе с асхабами кирпичи во время возведения мечети, напевал при этом: «Мой Аллах! Истинное вознаграждение – это воздаяние в вечном мире – Ахырате. Ниспошли свою благодать на Ансаров и Мухаджиров». (Самхуди, I, 333; Дийярбакри, I, 344)
В то время как все носили по одному кирпичу, два человека – Аммар бин Ясир (радыйаллаху анху) и Посланник Аллаха – носили сразу по два кирпича. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), увидев Аммара бин Ясира, стряхнул с него пыль и спросил: «О Аммар! Почему ты не носишь по одному кирпичу, как твои товарищи?» А тот сказал ему в ответ: «Я желаю вознаграждения Аллаха за это!» Тогда наш Господин Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), погладив его по спине, сказал: «О сын Сумаййи! Других людей ожидает одно вознаграждение, тебя же ждут две награды!» (Бухари «Манакыбуль-Ансар», 45)
А это предание повествует о том, с каким энтузиазмом и пылом трудились мусульмане и мусульманки во время строительства мечети. Когда скончалась супруга Абдуллаха бин Ауфа (радыйаллаху анху), он обратился к народу со следующими словами: «Несите ее носилки с воодушевлением! Ибо она и ее слуги носили ночью камни Мечети Пророка, построенной на благочестии. Мы же (мужчины) носили их по два днем!» (Ахмад, III, 91; Ибн Касир, «Аль-Бидайа», III,256)
Мечеть Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) имела форму четырехугольника с длиной и шириной примерно по 100 зира (один зира равен 75 см). Высота ее стен, в общей сложности, была равна 5 или 7 зира (Ибн Сад, I, 239), причем основание их, равное 3 зира, было построено из камней, а верхняя часть из кирпича. При строительстве использовался глиняный раствор. (Дийярбакри, I, 344)
В качестве опор мечети со стороны киблы были установлены стволы финиковых деревьев (Бухари «Салят», 62). Имелись три двери и один михраб. Михраб был со стороны Бейт Аль-Макдис (Кудус). Когда кибла была перемещена в сторону Каабы, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) закрыл первую дверь, а вместо нее прорубил другую дверь в стене, находившейся в стороне Шама. (Дийярбакри, I, 346)
К мечети были пристроены две комнаты для проживания Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и его семьи. Позднее количество комнат было увеличено. (Ибн Сад, 1, 240)
Мать глубокочтимого Хасана Басри (рахимахуЛлах) была невольницей Матери Правоверных Умму Салямы (радыйаллаху анха). Поэтому он провел свое детство в окружении, близком к счастливому дому Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Он говорил, что в те времена он мог дотянуться рукой до потолка в этих комнатах (Ибн Сад, 7, 161; Сухайли, 1, 248). Из его слов становится ясно, что комнаты были невысокими. Двери комнат нашего Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) представляли собой кошму из черной козьей шерсти. (Ибн Сад, 1, 499)
Великий имам-табиин Саид бин Мусаййаб (рахимахуЛлах) так выразил свою грусть по поводу того, что во времена Амавитов эти комнаты были разрушены и присоединены к Масджид Ан-Набави: «Клянусь Аллахом! Как бы я желал, чтобы их оставили без изменения в таком же виде, в каком они были! Тогда подрастающее поколение и люди, посещающие эти места, могли бы видеть, чем довольствовался при жизни Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), и не желали бы приумножать свое состояние и не хвалились бы им». (Ибн Сад, 1, 499-500)
Поскольку крыша мечети была покрыта ветвями и листьями финиковых пальм, то во время дождей внутри образовывалась слякоть. Однажды Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) уединился в мечети, отрекшись от земных благ, дождь просочился через крышу мечети, и мусульмане после утреннего намаз заметили на лбу и лице Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) следы глины. (Бухари «Итикаф», 1)
А однажды ночью прошел дождь, появилась слякоть. Какой-то человек, принося в своей рубахе песок, стал сыпать его на пол мечети. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), завершив выполнение намаза, выразил свое удовлетворение этим, сказав: «Как же это прекрасно!» (Абу Дауд «Салят», 15/458)
Тамим Дари (радыйаллаху анху), возвращаясь из Шама в Медину, привез с собой несколько лампад и необходимое количество лампадного масла и нитей. Был пятничный день, когда он прибыл в Медину. Одному из своих слуг, Абуль-Барраду, он приказал связать нити, развести лампады и вставить в них фитили, налив в них воду и масло. Тот выполнил приказанное ему и после захода солнца зажег лампады. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), придя в мечеть и увидев ее ярко освещенной, спросил: «Кто это сделал?» Присутствовавшие там мусульмане сказали в ответ: «О Посланник Аллаха! Это сделал Тамим!» Обрадованный этим наш Господин произнес: «Ты украсил мечеть и осветил Ислам. Пусть же и Аллах осветит тебя и в этой, и в вечной жизни!» (Самхуди, II, 596-597; Ибн Хаджар «Аль-Исаба», II, 18)
Мечеть Пророка, согласно выражению Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), является одной из трех мечетей, достойных и заслуживающих того, чтобы их посещали с целью совершения богослужений. (Бухари, «Фадлус-Салят», 1; Муслим «Хадж», 505-510)
В одном из своих славных хадисов он сказал: «Пространство между моим домом и мимбаром – это один из райских садов. Мой мимбар находится над моим водоемом». (Бухари, «Фадлус-Салят», 5; «Фадаилул-Мадина», 11; Муслим «Хадж», 502)
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сообщает о том, что намаз, совершенный в Мечети Пророка, является в 1000 раз добродетельнее, чем намазы, совершаемые в прочих местах, за исключением Мечети Аль-Харам. (Бухари, Фадлус-Салят», 1; Муслим «Хадж», 505-510)
Согласно передаче Анаса (радыйаллаху анху), Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) обращался с проповедью к своей общине, опираясь на пенек финиковой пальмы. Позже для Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был сооружен мимбар. Пенек, опираясь на который Пророк Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) ранее читал свои проповеди, стал стонать, издавая звуки подобно верблюду, из-за того, что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) оставил его без внимания. Услышав это, наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сошел с мимбара и, склонившись над ним, ласково погладил его. Стоны, издаваемые пеньком финиковой пальмы, прекратились. (Бухари «Джума», 26; Тирмизи «Манакыб», 6/3627). Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Он стал плакать потому, что лишился возможности слышать упоминания имени Аллаха – Зикруллах». (Бухари «Манакыб», 25; Ахмад, III, 300)
Позже этот пенек по двум версиям или закопали в яму под мимбаром, или положили на крышу. Когда во время Халифа Османа (радыйаллаху анху) мечеть перестраивалась, этот пенек перенесли в дом Убейа бин Каба (радыйаллаху анху). Он хранился там до тех пор, пока, изъеденный червями, не превратился в труху. (Ибн Сад, I, 251-252)
Первые шаги, предпринятые Пророком Мухаммадом (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) по приезду в Медину, были направлены на создание исламского общества, члены которого были бы связаны крепкими узами друг с другом. Строительство Мечети Пророка способствовало установлению братских отношений между мусульманами. Ежедневный пятикратный сбор в мечети – Бейтуллахе – помогает мусульманам ощутить себя единым целым, стирая привычные критерии, способствующие отдалению людей друг от друга, такие как имущество, статус и авторитет. Поэтому в архитектуре исламских городов прослеживалась тенденция расширения от центра к периферии. В центре находилась мечеть, а дома строились вокруг нее.
Мечеть века счастья – Аср саадат – являлась собором и одновременно школой, местом проведения советов (шура), центром обсуждения административно-хозяйственных и военных вопросов, лечебницей и местом отдыха. Каменная скамья Масджид Ан-Наби (суффа) была местом приюта для холостых и бездомных асхабов, являвшихся постоянными слушателями проповедей – публичных наставлений, участниками бесед и зикра. Мечеть Пророка также выполняла функцию постоялого двора или дома для приезжих.
Автор: Шейх Осман Нури аль-Ханафи
Из книги: «Пророк Мухаммад ﷺ — Мединский период», стр. 47-57
islamdinr.ru