Совершившая два переселения
Она — Асма’ бинт ‘Умайс ибн Ма‘ад аль-Хас‘амия, жена воина, павшего на пути Аллаха, Джа‘фара ибн Абу Талиба, двоюродного брата пророка (салляллаху аляйхи ва саллям).
Она приняла Ислам ещё до того, как пророк (салляллаху аляхи ва саллям) вошёл в Дар аль-Аркам. В Мекке Асме и её мужу досталось мучений и гонений. Она (да будет доволен ей Аллаh) терпела и отдавала все силы, пока не было разрешено совершить переселение в Эфиопию.
Некоторое количество сподвижников отправились туда вместе со своими жёнами. Асма’ бинт ‘Умайс вместе со своим мужем Джа‘фаром, предводителем воинов Ислама, выехали в Эфиопию, где пробыли несколько лет. Там она ему родила ‘Абдуллаха, ‘Ауна и Мухаммада («Сияр а‘лям ан-нубаля’» (2/283). См. также «Сыфат ас-сафва» ибн аль-Джаузи (2/61)).
К замечательным случаям из жизни Асмы (да будет доволен ею Аллаh) относится то, что случилось с ней после возвращения из Эфиопии. ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал ей: «Эфиопка, мы вас опередили в переселении». Она ответила: «Точно, ты сказал правду. Но вы были вместе с посланником Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), и он кормил голодных,обучал незнающих среди вас. А мы были вдалеке, в изгнании. Клянусь Аллахом, я обязательно расскажу это посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)». Когда она пришла к нему, он (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Люди совершили одно переселение, а вы — два».(Привёл ибн Са‘д (8/281), аль-Бухари (4230 и 4231), Муслим (2503). См. также «Аль-джами‘ лиахкам аль-Кур’ан» (11/202), «Муснад» аль-Баззара (8/123), «Муснад» Ахмада (4/412), «Муснад» ат-Таялюси (1/71) и «Му‘джам аль-кабир» ат-Табарани).
Асма’ рассказывала, как это передал Муслим (4/1946):
«И я видела, как Абу Муса и люди, которые были на корабле, приходили ко мне один за другим и спрашивали меня об этом сообщении. В этом мире не было для них ничего более радостного и великого, чем то, что сказал им Посланник Аллаhа».
Абу Бурда сказал: «Асма’ говорила: «И я видела, как Абу Муса просил меня повторить для него это сообщение».
К числу печальных событий, которые произошли с Асмой бинт ‘Умайс, относится тот случай, когда был убит её муж Джа‘фар ибн Абу Талиб во время битвы при Му’те. Всевышний Аллах сообщил своему посланнику о том, что случилось, через откровение. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) в Медине поднялся на возвышенность и рассказал, что произошло с Джа‘фаром и его двумя товарищами Зайдом ибн Харисой и ‘Абдуллахом ибн Равахой. Он попросил у Аллаха прощения за них, и у него потекли слёзы из-за Джа‘фара. Он отправился к нему домой и позвал его детей. Он подошел к ним и поцеловал. Это было трогательное зрелище.
Об этом рассказывала Асма’:
«Ко мне пришёл посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) он подозвал детей Джа‘фара. Я видела, как он их обнял, и у него потекли слёзы. Я сказала: «О посланник Аллаха, есть новости от Джа‘фара?» Он сказал: «Да, сегодня убили». И мы стали плакать. Вернувшись, он сказал: «Приготовьте для семьи Джа‘фара еду. Им сейчас не до этого».
А в версии Ахмада сказано:
«Не забудьте семье Джа‘фара приготовить еду, ведь они сейчас заняты заботами о нём». (Привёл ибн Са‘д (8/282), Ахмад (6/370), ат-Тирмизи (998), ибн Маджа (1610 и 1611). Ат-Тирмизи сказал: «Это сообщение хорошее, достоверное»).
После гибели Джа‘фара на Асме женился Абу Бакр ас-Сыддик. Она родила ему Мухаммада, когда они, намереваясь совершить паломничество, приступили к облачению в одеяния паломников.(Привёл Муслим (2/869) в «Китаб аль-хаджж», «Баб ихрам ан-ниса’». См. также «Аль-мунтака» ибн аль-Джаруда (1/121), «Сахих» ибн Хузаймы (4/176) и «Муснад» Абу Я‘ли (12/106)).
Когда умер ас-Сыддик, обмывала его она.(«Сияр а‘лям ан-нубаля’» (2/283), см. также «Мусаннаф» ‘Абдур-раззака (6117), «Мустадрак» аль-Хакима (3/66), «Мусаннаф» ибн Абу Шайбы (2/455) и «Ат-тамхид» ибн ‘Абдульбарра (1/380))
После смерти ас-Сыддика на ней женился ‘Али ибн Абу Талиб («Сияр а‘лям ан-нубаля’» (2/283)).
Приводится также, что именно Асма’ указала ‘Умару, что нужно скрыть Зайнаб, когда она умерла, то есть над погребальными носилками сделать навес. Асма’ рассказала, что она видела такое в Эфиопии. ‘Умар так и сделал. (См. «Аль-джами‘ лиахкам аль-Кур’ан» (14/230) и «Мусаннаф» ‘Аб-дурраззака (3/438)).
Ибн Джарир передал («Джами‘ аль-баян» (4/419), изд-во «Дар аль-фикр»), когда комментировал слова Аллаха (слава Ему): «Сегодня Я для вас завершил вашу религию», (Аль-Маида, аят 3) — что ас-Судди сказал:
«Этот аят был ниспослан в день ‘Арафата, и после него не было ничего ниспослано насчёт дозволенного или запрещенного. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) возвратился и вскоре умер. Асма’ бинт ‘Умайс рассказывала:
«Я совершила тот хаджж вместе с пророком . Когда мы были в пути, к нему явился Джибриль. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) наклонился на верблюде. Верблюд не осилил тяжести ниспосылавшегося Корана и опустился на землю. Я подбежала к пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) и накрыла его своим плащом».
Я говорю: это — указание на её достоинство. Если этот хадис достоверный, это одна из её заслуг — забота о посланнике Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).
Из историй о ней есть та, которую передал ат-Тирмизи от самой Асмы. Она сказала: «О посланник Аллаха, детей Джа‘фара быстро постигает сглаз. Не попросить ли почитать для них заклинание(То есть установленное в шариате)?» Он ответил: «Да, ведь если бы было что-нибудь, что могло опередить предопределение (кадар), это был бы сглаз».(Привёл ат-Тирмизи в «Китаб ат-тыбб», «Баб ма джа’а фи рукъя мин аль-‘айн». Аль-Альбани привёл хадис в «Сахих сунан ат-Тирмизи». Его также привёл ибн Абу Шайба в «Мусаннафе» (5/49). См. также «Ат-тамхид» (2/276)).
Один замечательный случай из её жизни привёл Ахмад в своём «Муснаде» (1/15. См. также «Ат-тадвин фи ахбар Казвин» (2/505)).
Это сообщение Ма‘дана ибн Абу Тальхи аль-Я‘мари, в котором рассказывается история о сне ‘Умара, о том, что его убьют. ‘Умар сказал: «Я видел сон, который был мне показан только потому, что мой срок уже подошёл. Я видел, как будто петух клюнул меня два раза». И он рассказал, что этот петух был красный, и то, что он рассказал об этом Асме бинт ‘Умайс, и она растолковала ему сон. В другой версии сообщения сказано: «Я рассказал его Асме бинт ‘Умайс, жене Абу Бакра, и она сказала: «Тебя убьёт мужчина из персов». И она правильно растолковала. Его убил Абу Лю’люа аль-Маджуси, раб аль-Мугиры ибн Шу‘бы, и он был из персов.
Пусть Всевышний Аллах помилует верующую сподвижницу Асму бинт ‘Умайс (да будет доволен ей Аллаh). Пусть Аллах будет доволен той, которая совершила два переселения., молилась в сторону двух кыбл (Кыбла — направление молитвы. Две кыблы — мечеть аль-Акса в аль-Кудсе и мечеть аль-Харам в Мекке). Пусть он простит её и помилует и поселит в Своих обширных садах. Амин.