Кто же сильнее в рифме более Хасана и его сына, и кто может быть сильнее в знаниях более Зайда ибн Сабита?
Хассан ибн Сабит
Итак, идёт второй год по Хиджре…
Вся Медина, этот славный город Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям),переполнена людьми, готовящимися к выступлению в поход на Бадр.
Благородный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, последним взглядом окидывает первую армию мусульман, которая под его личным командованием выступит на Джихад во имя Аллаха и утверждения Его Слова на Земле.
И в этой обстановке к рядам воинов приблизился мальчик ввозрасте не более тринадцати лет. По его лицу было видно, что он умён и сообразителен.
В его руке был меч, равный по длине его росту или даже чуть выше. Приблизившись к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), он воскликнул:
— Да буду я твоим выкупом, о Посланник Аллаха! Позволь мне быть с тобой и сражаться с врагами Аллаха под твоим знаменем.
Благородный Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям), радостно и восхищённо глядя на него, мягко и отечески похлопал его по плечу и с самыми добрыми побуждениями отправил его обратно по причине малолетства.
Волоча свой меч по земле, мальчик возвращался домой, страшнорасстроенный тем, что его лишили чести сопровождать Посланника Аллаха в егопервом военном походе.
Вслед за мальчиком шла его мать ан-Наввар Бинт Малик, опечаленная и расстроенная не менее своего сына.
Ей так хотелось усладить свой взор видом своего мальчика,идущим вместе с мужчинами муджахидом под знаменем Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).
Она очень надеялась также, что её сын займёт рядом с Посланником Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) место, которое было предназначено для его отца, если бы он был жив.
* * *
Однако, когда мальчику из ансаров не удалась попытка стать приближённым Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) по причине его малолетства, то его сообразительность подсказала ему другую сферу приближения к Пророку, в которой возраст не имеет никакого значения.
Это была область науки и знания Корана…
Когда мальчик рассказал о своей идее матери, она пришла в восторг и начала активно помогать ему в этом.
Ан-Наввар рассказала своим соплеменникам о страстном желании своего сына и поведала им о его идее.
Тогда они привели мальчика к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и сказали:
— О пророк Аллаха, это наш сын Зайд ибн Сабит, который знает наизусть семнадцать сур из Книги Аллаха. Он читает их точно таким образом, каким они были ниспосланы в твоё сердце. Кроме того, это очень сообразительный мальчик, который хорошо пишет и читает. Он очень хочет тем самым приблизиться к тебе и неотступно следовать за тобой. Поэтому послушай его, если хочешь.
* * *
Благородный Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) послушал кое-что из того, что помнил наизусть юный Зайд ибн Сабит. Оказалось, что у мальчика есть ораторские задатки, и его речь отличалась ясностью произношения…
Слова Корана сияли в его устах, подобно звёздам на чёрном бархате неба.
Кроме того, его чтение было чрезвычайно выразительным и трогательным.
Он делал уместные паузы, что свидетельствовало о сознательном чтении и хорошем понимании текста.
Благородному Посланнику (салляллаху аляйхи ва саллям) мальчик очень понравился, так как его впечатления превзошли ожидания. Пророк обрадовался ещё больше, когда узнал, что мальчик хорошо умеет писать.
Обратившись у нему, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:
— О Зайд, изучи-ка ты иудейскую грамоту. Я не доверяюе вреям, ведь они могут исказить то, что я говорю.
Зайд (да будет доволен им Аллаh) ответил:
— Слушаюсь и повинуюсь, о Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).
Он тут же уселся за изучение иврита, который освоил очень быстро. После этого все послания, которые Пророк направлял иудеям, Зайд записывал на иврите, а их послания читал ему на арабском языке.
После этого по повелению Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) Зайд изучил ассирийский язык так же быстро, как и иврит.
Таким образом, юный Зайд ибн Сабит стал личным переводчиком Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).
Убедившись в честности, правдивости, точности и правильном понимании всего Зайдом, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) доверил ему Небесное Послание, ниспосылаемое на Землю. Он сделал его писцом Откровения Аллаха…
Как только в сердце Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) ниспосылались аяты Корана, он тут же посылал за Зайдом и говорил ему: “Записывай, о Зайд”. И Зайд записывал всё под его диктовку.
Таким образом, Зайд ибн Сабит слушал и записывал аяты Корана от Посланника Аллаха постепенно слово за словом, в результате чего выросли его знания…
Воспринимая из уст Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) Божественные аяты в связи сопределённым поводом или конкретными обстоятельствами, душа Зайда обогащалась светом истинного пути, а его разум познавал тайны божественного Шариата…
В результате этого он стал счастливым юношей, специализирующимсяв Коране, и главным источником доведения Божественных знаний для народа Мухаммада после ухода из этой жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллахи приветствует.
Зайд был главным из тех, кто в эпоху правдивейшего Абу Бакра (да будет доволен им Аллаh) собирал полный текст Корана.
Он руководил работой по унификации свитков Корана во времена Усмана.
Разве может человеческая душа стремиться к чему-либо более возвышенному, чем это почётное положение?
Разве может желать человек большей славы, чем эта?
* * *
Именно благодаря воздействию Корана, Зайд ибн Сабит увидел освещённые им правильные пути решения сложных вопросов, которые ставили в тупик самых умных и проницательных людей. Так, например, в день ас-Сакифы мусульмане разошлись во мнениях по поводу преемника Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).
Мухаджиры сказали:
— Халифатство принадлежит нам, поскольку мы заслуживаем этого больше.
Некоторые из ансаров заявили:
— Нет, халифатство принадлежит нам, поскольку мы более достойны этого.
Другие же ансары говорили:
— Нет, халифатство должно принадлежать и нам и вам вместе…Ведь Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), когда использовал кого-нибудь из вас для определённой работы, всегда давал ему в напарники одного из нас.
И тут чуть было не вспыхнула большая смута в то время, когда тело Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, завёрнутое в саван, ещё не было погребено.
В данный момент все ощущали необходимость услышать твёрдое, решительное и мудрое слово, освещённое истинным наставлением Священного Корана, чтобы в зародыше подавить смуту и показать правильный путь растерявшимся.
Это мудрое слово было сказано Зайдом ибн Сабитом аль-Ансари. Обратившись к людям, он сказал:
— О ансары! Посланник Аллаха (салляллаху аляхи ва саллям) был из мухаджиров, так пусть же и его халиф, подобно ему, тоже будет из мухаджиров. А поскольку мы были ансарами у Посланника Аллаха, то нам следует быть ансарами и у его халифа, а также добрыми помощниками ему в его праведных делах.
Затем он протянул руку в сторону правдивейшего Абу Бакра и сказал:
— Вот ваш халиф. Присягните ему на верность!
Благодаря своему знанию и глубокому пониманию Корана в силу своего многолетнего общения с Посланником Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), Зайд ибн Сабит стал наставником и маяком света для всех мусульман. В сложных проблемах с ним консультировались халифы, а простой народ советовался с ним по своим вопросам. Особенно часто к помощи Зайда прибегали в вопросах наследования, поскольку в то время никто лучше него не мог разобраться во всех этих тонкостях и лучше поделить имущество.
Обращаясь к мусульманам с проповедью в день аль-Джабийи ,Умар (да будет доволен им Аллаh) сказал:
— О люди! Если кто-то хочет спросить что-нибудь о Коране, то пусть обращается к Зайду ибн Сабиту… Если кто-то хочет посоветоваться по вопросам права, пусть обращается к Муазу ибн Джабалу… Если кто-то хочет узнать что-нибудь о деньгах и имуществе, то пусть обращается ко мне. Волей Всевышнего и Всемогущего Аллаха я распоряжаюсь всеми денежными средствами и делю их…
* * *
Все, кто искал знаний из сподвижников и последователей, хорошо знали способности Зайда ибн Сабита. Они уважали, чтили и ценили те огромные знания, средоточием которых он являлся.
Премудрый Абдулла ибн Аббас, увидев, как Зайд ибн Сабит собирается сесть на своё верховое животное, становился перед ним, держал стремя и поводья, подавая в нужный момент.
Зайд ибн Сабит говорил:
— Прекрати это, о двоюродный брат Посланника Аллаха!
Ибн Аббас отвечал:
— Так повелено нам обходиться с нашими учёными…
Тогда Зайд сказал ему:
— Покажи мне руку.
Когда ибн Аббас протянул руку, Зайд наклонился, поцеловал её и сказал:
— А так нам повелено поступать со всем родом нашего Пророка (саллялаху аляйхи ва салям)…
* * *
Когда Зайд ибн Сабит (да будет доволен им Аллаh) ушёл к своему Владыке, мусульмане оплакивали его вместе со смертью знаний, которые он унёс с собой в могилу. Абу Хурайра сказал:
— Сегодня умер выдающийся учёный мусульман. О, если бы Аллах сделал ибн Аббаса его преемником!
В своей элегии поэт Посланника Аллаха Хассан ибн Сабит, оплакивая Зайда, сказал:
— Кто же сильнее в рифме более Хассана и его сына? И кто же может быть сильнее в знаниях более Зайда ибн Сабита?