Истинно, в тебе есть два качества любезных Аллаху и Его Посланнику: выдержка и благоразумие.
Мухаммад, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Люди подобны металлам: лучшие из них в джахилийи (невежестве) являются лучшими в Исламе.
Вот вам, к примеру, два образа одного из известнейших сподвижников Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). Один образ сформировался в период джахилийи, а другой — во времена Ислама.
В доисламскую эпоху люди называли этого сподвижника Зайдаль-Хайль, а после того, как он принял исламскую веру, Посланник Аллаха сталназывать его Зайд аль-Хайр.
О первоначальном образе этого человека рассказывается во многих книгах.
Аш-Шайбани, например, приводит рассказ одного шейха из племени Бану Амир:
“Как-то у нас выдался необычайно засушливый год, когда погибли все злаки и травы. Один человек из нашего рода отправился вместе со своими детьми в город аль-Хира, который находился в Ираке, между Надждом и Куфой. Добравшись до этого города, человек оставил там своё семейство, сказав им:
— Ждите меня здесь, пока я не вернусь к вам.
Затем этот человек поклялся, что либо раздобудет денег для детей, либо умрёт.
Захватив с собой немного пищи, человек держал свой путь,пока не наступила ночь. Перед собой он увидел палатку, рядом с которой находился стреноженный жеребёнок. Человек сказал: “Вот и первая добыча”. Подойдя к жеребёнку, он начал распутывать верёвки, намереваясь отправиться дальше на нём верхом. Однако тут раздался голос, обращённый к нему: “Оставь в покое жеребёнка и добывай себе добычу сам”. Человек оставил жеребёнка и отправился дальше.
Он продолжал свой путь в течение семи дней, пока не набрёл на загон для верблюдов, рядом с которым находилась огромная палатка с кожаным верхом, что являлось свидетельством достатка и благополучия. Человек сказал себе:
— Непременно в этом загоне должны быть верблюды, а в палатке — её обитатели.
Заглянув в палатку, — а солнце уже клонилось к закату, — человек увидел в центре её древнего старца. Незаметно для старика человек сел сзади него.
Вскоре солнце полностью закатилось, и появился огромный и могучий всадник небывалого роста на необычайно большом коне. Рядом с всадником шли два раба справа и слева от него.
Всадник вёл за собой стадо верблюдов, состоящее примерно из ста голов во главе с крупным верблюдом. Вожак стада опустился на землю, а верблюдицы расположились вокруг него.
Тут всадник приказал одному из своих рабов:
— Подои эту верблюдицу, — и он указал на упитанное животное,— и напои старика молоком.
Раб надоил полный сосуд молока, поставил его перед стариком и удалился. Старик отпил пару глотков и отставил сосуд”.
Человек рассказывал дальше:
“Потихоньку подкравшись, я взял сосуд и осушил его. Затем появился раб и, взяв сосуд, воскликнул:
— О мой повелитель! Он выпил всё молоко.
Обрадованный всадник воскликнул, указав на другую верблюдицу:
— А теперь подои её, и поставь молоко перед стариком.
Раб выполнил приказание, и старик, сделав один глоток, отставил сосуд.
Я взял его и отпил половину, чтобы не вызвать подозрений у всадника.
После этого всадник повелел второму рабу заколоть барашка. Когда это было исполнено, всадник сам пожарил на углях мясо и из собственных рук накормил старика, пока он не насытился, а затем поел сам вместе с рабами.
После этого все начали укладываться спать и вскоре уснули глубоким сном.
Подкравшись к вожаку стада, я распутал его и, вспрыгнув на него, поскакал вперёд. Всё стадо последовало за вожаком. Не останавливаясь, я был в пути всю ночь. Когда рассвело, я осмотрелся, но нигде не увидел преследователей. После этого я продолжил путь до полудня. Оглядевшись вокруг, я заметил вдали большую птицу, похожую на орла. Когда она приблизилась, я разглядел всадника на коне. Вскоре я узнал вчерашнего человека, который примчался за своими верблюдами. Тогда я стреножил верблюда-вожака, достал из колчана стрелу и положил её на лук. Сам же я встал впереди верблюда.
Остановившись в отдалении, всадник крикнул мне:
— Распутай вожака!
— Никогда! В Хире я оставил своё голодное семейство, женщин и детей, поклявшись, что вернусь к ним с деньгами или умру.
Всадник крикнул:
— Можешь считать себя мёртвым! Распутай вожака, ты, безотцовщина!
— Этого никогда не будет! — ответил я.
— Горе тебе! — крикнул всадник. — Несчастный выскочка!
Затем он сказал:
— Повесь-ка верблюжью верёвку! В какой узел ты хочешь, чтобы попала моя стрела?
На верёвке было три узла, и я показал ему средний узел, и выпущенная стрела вонзилась прямо в него, как будто он воткнул её туда собственной рукой. Затем он также точно попал во второй и третий узлы. После этого я положил свою стрелу обратно в колчан и приготовился сдаться. Подойдя ко мне, всадник отобрал у меня меч и лук, а затем приказал:
— Садись сзади меня!
Когда я сел сзади него, он спросил меня:
— Как ты полагаешь, что я сделаю с тобой?
— У меня самые дурные предчувствия, — ответил я.
— Отчего же?! — спросил всадник.
— Я же совершил зло в отношении тебя и нанёс тебе ущерб. Но Аллах даровал тебе победу надо мной.
Он спросил:
— Неужели ты полагаешь, что я причиню тебе зло после того, как ты пил и ел в компании с моим отцом Мухалхалом прошлой ночью?!
Услышав имя Мухалхала, я спросил:
— Так ты Зайд аль-Хайль?
— Да, — ответил всадник.
— Будь же моим добрым пленителем! — воскликнул я.
— Тебе не грозит ничего дурного, — ответил он и поскакал со мной к себе на стоянку. По дороге он сказал:
— Клянусь Аллахом, если бы эти верблюды были мои, то я отдалбы их тебе. Но дело в том, что они принадлежат одной из моих сестёр. Поживи некоторое время у нас. Скоро мне предстоит поход, где я получу богатую добычу.
Буквально через три дня он совершил поход против Бану Нумайри захватил около ста верблюдиц, которых подарил мне. Потом он даже послал со мной своих людей для охраны во время пути в аль-Хиру.
Таков был образ Зайда аль-Хайля во времена джахилийи. О его же образе в исламскую эпоху также рассказывают многие книги.
В них говорится:
“Когда вести о Пророке (салляллаху аляйхи ва саллям) достигли слуха Зайда аль-Хайля, он внимательно ознакомился с некоторыми призывами из того, к чему призывал Посланник. После этого он собрался в путь, пригласив с собой в Йасриб главных вождей своего племени, чтобы там лично встретиться с Пророком 9салляллаху аляйхи ва саллям). Вместе с Зайдом отправилась большая делегация, в состав которой входили Зурр ибн Садус, Малик ибн Джубайр, Амир ибн Джувайн и многие другие старейшины. Прибыв в Медину, они направились в мечеть Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), где привязали своих скакунов.
Случайно получилось так, что когда они вошли в мечеть, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) читал свою проповедь мусульманам с минбара. Их потрясли слова Пророка, поразила привязанность мусульман к нему и их глубокое внимание к тому, что он говорил.
Заметив их, Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал, обращаясь к мусульманам: “Я для вас лучше, чем аль-Узза и всё то, чему вы поклоняетесь… Я для вас лучше,чем чёрный верблюд, которого вы обожествляете вместо Аллаха”.
* * *
Речь Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) произвела на Зайда аль-Хайля и его спутников разное впечатление. Некоторые ответили на зов истины и приняли её. Некоторые же отказались принять её и проявили заносчивость.
Таким образом, часть людей должна была попасть в Рай, а часть — в Ад.
Что касается Зурра ибн Садуса, то стоило ему услышать блестящую речь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, заставившую учащённо биться сердца верующих и приковавшие их внимание, как в его сердце проникла зависть, и страх обуял его. Он сказал тем, кто был рядом с ним:
— Поистине, я вижу человека, покорившего арабов, но, клянусь Аллахом, ему не удастся покорить меня.
Затем он отправился в аш-Шам, где обрил голову и принял христианскую веру.
С Зайдом и другими дело обстояло иначе: едва Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) закончил свою проповедь, как Зайд аль-Хайль встал среди мусульман, а он был самым могучим, представительным и высоким человеком; даже когда он садился на коня, его ноги доставали до земли, как будто это был не конь, а ишак… Так вот, встав среди людей во весь свой богатырский рост, он произнёс своим зычным голосом: “О Мухаммад, я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что ты — Посланник Аллаха”. Подойдя к нему, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) спросил:
— Кто ты?
— Я Зайд аль-Хайль, сын Мухалхала, — ответил Зайд.
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал ему:
— Ты Зайд аль-Хайр, а не Зайд аль-Хайль. Хвала Аллаху, Который прислал тебя с твоих равнин и гор, раскрыв твоё сердце перед Исламом.
С того времени все стали звать Зайда Зайдом аль-Хайром…
После этого Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) привёл Зайда к себе домой.Вместе с Пророком был Умар ибн аль-Хаттаб и группа близких сподвижников. Когда они вошли в дом, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) предложил подушку Зайду. Однако он счёл недостойным сидеть на подушке в присутствии Пророка, и он отодвинул её. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) трижды предлагал Зайду подушку, но тот всякий раз отказывался.
Когда собрание началось, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал Зайду аль-Хайру:
— О Зайд, ты единственный человек, про которого мне говорили до встречи тобой, и это описание полностью совпадает с тем, что есть на самом деле.
Далее он продолжил:
— О Зайд, истинно, в тебе есть два качества, любезных Аллаху и Его Посланнику.
Зайд спросил:
— Какие же это качества, о Посланник Аллаха?
— Выдержка и доброта, — ответил Пророк.
Зайд воскликнул:
— Хвала Аллаху, Который сделал меня угодным Ему и Его Посланнику!
Обратившись к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям), он сказал:
— Дай мне, о Посланник Аллаха, триста всадников, и я обещаю тебе совершить успешный поход против византийцев и крепко наказать их.
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) ещё больше укрепил его энтузиазм, когда сказал:
— Ты хороший человек, Зайд! Ты настоящий мужчина!
Вместе с Зайдом Ислам приняли все его соплеменники, которые были с ним.
Когда Зайд собрался вернуться домой со своими спутниками, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), провожая его в Наджд, воскликнул:
— Какой же это замечательный человек! Как же он будет важен для нас, если убережётся от лихорадки!
В то время как раз в Медине свирепствовала эпидемия лихорадки. Болезнь настигла Зайда аль-Хайра, едва он покинул Медину. Он сказал своим спутникам: “Во времени джахилийи мы совершили много глупостей, но теперь, клянусь Аллахом, я не подниму руки против мусульманина до самой встречи со Всемогущим Аллахом”.
* * *
Зайд аль-Хайр (да будет доволен им Аллаh) продолжал держать свой путь к своим родным в Наджд, несмотря на то, что его болезнь час от часу усиливалась. Ему очень хотелось вернуться в своё племя, чтобы Аллах ниспослал им Ислам его руками.
Он стремился опередить свою кончину, а смерть стремилась опередить его. Смерть оказалась быстрее, и Зайд скончался, будучи в пути недалеко от родины. После принятия Ислама и до самой смерти он не совершил ни одного греха.