Клянусь Аллахом, Зайд ибн Харриса и был моим любимцем среди людей.
Мухаммад, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует
Суада, дочь Саалаба, собралась навестить своё племя Бану Маан. В дороге её сопровождал её сын Зайд ибн Хариса аль-Кааби, которому было восемь лет.
Едва она расположилась у своих родственников, как на их племя совершила набег конница племени Бану аль-Кайн. Они разграбили всё имущество, захватили верблюдов и взяли пленных…
В числе пленных, уведённых налётчиками, был и сын Суады Зайдибн Хариса. Похитители выставили мальчика на продажу на ярмарке Указ, где его за четыреста дирхемов купил один из богатых курайшитских вождей Хаким ибн Хазамибн Хувайлид.
Кроме Зайда (да будет доволен им Аллаh) он приобрёл ещё группу мальчиков и вернулся с ними в Мекку.
Когда его тётка Хадиджа Бинт Хувайлида узнала о прибытии племянника, то зашла к нему поздороваться и поговорить. Хаким сказал ей:
— Послушай, тётушка, на ярмарке Указ я купил группу мальчиков. Выбирай себе любого, который приглянется тебе. Это будет мой подарок тебе.
Госпожа Хадиджа внимательно всмотрелась в лица мальчиков и выбрала Зайда ибн Хариса, отметив про себя его умный взгляд. Затем, забрав с собой мальчика, она удалилась.
В скором времени Хадиджа вышла замуж за Мухаммада ибн Абдуллу (салляллаху аляйхи ва саллям). Захотев одарить мужа хорошим подарком, Хадиджа выбрала Зайда ибн Хариса и подарила его мужу.
Счастливый мальчик попал под попечение Мухаммада ибн Абдуллы (салляллаху аляйхи ва саллям), постоянно находясь в его благородном обществе и приобщаясь к его возвышенной морали.
А в это время его безутешная мать, опечаленная потерей сына, непрерывно плакала, не находя себе места и будучи не в состоянии успокоиться.
Её огромное горе усугублялось ещё и тем, что она не знала, жив ли её мальчик, если жив, то сохранялась надежда вернуть его; либо он уже мёртв и все усилия бесполезны.
Отец Зайда — Хариса — тем временем непрерывно разыскивал его в разных местах, расспрашивал всех путников и, будучи в большом горе, складывал душераздирающие печальные стихи:
“Я оплакивал своего Зайда, не зная, что с ним…
Жив ли он, и жива ли надежда, а быть может мне уже суждено
Закончить свой жизненный путь, не увидев его? Клянусь Аллахом, ничто мне не известно, и я горестно вопрошаю:
Похитили тебя равнины или горы?
На восходе солнце напоминает мне о нём, и на закате я помню о нём…
Неустанно я буду погонять своего верблюда, проведя в поисках всю жизнь,
Пока не постигнет меня кончина…
Любой человек смертен, даже если надежда и вводит его в заблуждение”.
* * *
В один из сезонов паломничества группа людей из племени Зайда прибыла на священную Землю. Обходя старое святилище, они лицом к лицу столкнулись с Зайдом. Люди узнали Зайда, а он узнал их. Между ними завязалась оживлённая беседа, и с обеих сторон посыпались вопросы. Закончив обряды паломничества, люди вернулись домой и рассказали Харисе о том, что видели, и о том, что слышали.
Хариса немедленно собрался в дорогу, захватив с собой достаточно средств, чтобы выкупить своего любимого сына. В поездке Харису решил сопровождать его брат Кааб. Оба всадника во весь опор помчались в сторону Мекки. Прибыв туда, они пришли к Мухаммаду ибн Абдулле (салляллаху аляйхи ва саллям) и сказали ему:
— О сын Абдель Мутталиба, вы — соседи Аллаха. Вы помогаете каждому, кто просит помощи, кормите голодных и спасаете попавших в беду. Мы пришли к тебе за нашим сыном, который находится у тебя. Мы привезли тебе достаточно средств, чтобы заплатить тебе выкуп. Снизойди же к нашей просьбе и проси взамен, чего тебе хочется.
Мухаммад спросил:
— А кто этот ваш сын, о котором вы говорите?
Братья ответили:
— Это мальчик, который находится у тебя. Его зовут Зайд ибн Хариса.
— А есть ли у вас то, что лучше выкупа? — спросил их Мухаммад.
— А что именно?! — воскликнули братья.
Мухаммад сказал:
— Позовите его к себе. Пусть он сам выберет между мной и вами. Если он выберет вас, то он ваш без всяких денег. Если же он выберет меня, то, клянусь Аллахом, я соглашусь с этим.
Братья сказали:
— Ты поступаешь более чем справедливо.
Мухаммад вызвал Зайда и спросил его:
— Кто эти люди?
Зайд ответил:
— Это мой отец Хариса ибн Шурахил, а это мой дядя Кааб.
Мухаммад сказал:
— Я даю тебе право выбора: если желаешь, то можешь отправляться с ними, или же оставайся у меня.
Зайд сразу же без малейшего колебания сказал:
— Конечно же, я остаюсь с тобой.
Отец Зайда воскликнул:
— Горе тебе, о Зайд! Ты предпочёл рабство своему отцу и своей матери?!
Зайд ответил:
— Этот человек дал мне нечто такое, из-за чего я никогда не расстанусь с ним.
Увидев такое поведение Зайда, Мухаммад взял его за руку и привёл на священную территорию. Встав рядом с ним у Камня на глазах у курайшитов, Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) обратился к ним:
— О племя курайшитов! Свидетельствую, что это мой сын и мой наследник…
Услышав эту торжественную клятву, успокоились души отца Зайда и его дяди. Оставив ребёнка у Мухаммада ибн Абдуллы, они, успокоенные и удовлетворённые, вернулись к своему племени.
С этого дня Зайд ибн Хариса получил имя Зайд ибн Мухаммад.Это имя он носил до тех пор, пока не появился Посланник Аллаха, да благословитего Аллах и приветствует, и Ислам отменил усыновление. Всевышний Аллах ниспослал по этому поводу следующее высказывание (смысл): “Называйте их по отцам их”.После этого Зайда стали называть по-старому: Зайд ибн Хариса.
* * *
Когда Зайд предпочёл Мухаммада своим матери и отцу, то даже не догадывался о том, какое огромное приобретение он сделал.
Он не знал, что его господин, которого он предпочёл своим родным и близким, является властителем всех людей и Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ко всем Его творениям.
Ему и в голову не приходило, что на просторах Земли от Востока и до Запада возникнет Небесное государство, которое станет источником праведности и справедливости, а сам Зайд заложит первый камень в фундамент этого великого государства…
Ни о чём подобном Зайд даже и не думал…
Аллах ниспосылает Свою милость тому, кому угодно Ему…
И огромна милость Его.
Прошло всего лишь несколько лет с того дня, когда Зайд сделал свой выбор, как Аллах послал Своего пророка Мухаммада с религией истинного пути. Зайд ибн Хариса был первым из людей, кто уверовал в неё.
Разве может кто-нибудь соперничать с ним в этом первенстве?
Зайд ибн Хариса стал советником Посланника Аллаха, его доверенным лицом, командиром частей в военных походах, а также одним из наместников Медины во время отсутствия Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям).
Точно так же, как Зайд возлюбил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отдав ему предпочтение перед своими родителями, точно также благородный Посланник Аллаха возлюбил его, считая Зайда родным человеком. Когда Зайда долго не было, Пророк очень скучал по нему и очень радовался, когда он появлялся вновь, встречая его, как никого другого.
Вот как Аиша описывает радость Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) при одной из встреч с Зайдом:
— Когда Зайд ибн Хариса прибыл в Медину, Посланник Аллаха находился в моём доме. Когда Зайд постучался в дверь, Посланник Аллаха, едва прикрыв наготу, бросился к входу, обнял и расцеловал Зайда. Клянусь Аллахом, ни до этого, ни после этого я больше не видела Посланника Аллаха в полуобнажённом виде. Об этой большой любви Пророка к Зайду стало известно мусульманам, которые прозвали его “любимым Зайдом” и дали прозвище “любимчик Посланника Аллаха”. Впоследствии сына Зайда Усаму также прозвали “любимцем Посланника Аллаха” и“сыном любимчика”.
В восьмом году по Хиджре Аллаху, да будет благословенна Его мудрость, стало угодным проверить крепость чувств любимого при разлуке со своим любимым.
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) направил аль-Хариса ибн Умайра аль-Азди со своим посланием к правителю Бусры, в котором призывал его принять исламскую веру. Когда аль-Харис достиг Муаты на востоке Иордании, на него напал один из гассанидских эмиров Шурахбил ибн Амр. На аль-Хариса надели кандалы, а затем казнили.
Этот инцидент очень разгневал Пророка, так как его посланцев никогда не убивали.
Собрав армию из трёх тысяч бойцов для похода против Муаты, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) назначил командующим своего любимца Зайда ибн Харису, сказав при этом: “Если Зайд падёт на поле боя, то командование переходит к Джаафару ибн Талибу. Если Джаафар будет убит, то командование перейдёт к Абдулле ибн Равахе. Если же и Абдулла будет сражён, то пусть тогда сами мусульмане выберут своего командующего”.
* * *
Армия двигалась вперёд, пока не достигла Маана на востоке Иордании.
Византийский император Ираклий во главе стотысячной армии выступил на защиту гассанидов. К его армии присоединилось ещё сто тысяч язычников из арабов. Это огромное войско расположилось недалеко от позиций мусульман.
Две ночи мусульмане провели в Маане, совещаясь по поводу своих дальнейших действий.
Кто-то предложил:
— Давайте напишем Посланнику Аллаха и сообщим ему о численности противника, а затем будем ждать его указаний.
Другой человек сказал:
— Клянусь Аллахом, о люди, мы сражаемся вовсе не числом и не силой, а мы сражаемся нашей верой. Идите же вперёд к тому, ради чего вы выступили в поход. Аллах обеспечил вам успех в любом из двух возможных исходов:либо победа, либо смерть на поле боя за веру.
* * *
Две армии сошлись на земле Муаты. Мусульмане сражались с такой отвагой, которая поразила византийцев, а их сердца преисполнились уважением к этим трём тысячам бойцов, выступивших против двухсоттысячной армии.
С невиданным в истории войн героизмом Зайд ибн Хариса сражался под стягом Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), пока сотни копий не пронзили его тело, и он, обливаясь кровью, бездыханным рухнул на поле боя.
После него к мусульманскому знамени встал Джаафар ибн АбуТалиб и блестяще отстаивал его, пока не был сражён насмерть.
К знамени встал Абдулла ибн Раваха и геройски разил неприятеля, пока не был убит, как и его предшественники.
После геройской гибели Равахи мусульмане выбрали командующим Халида ибн аль-Валида, который незадолго перешёл в исламскую веру. Встав в ряды воинов, он спас армию от казавшегося неизбежным поражения.
* * *
До Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) дошли вести о сражении при Муате и гибели троих назначенных им командующих. Эти трагические известия повергли Пророка в небывалую печаль и сильнейшие переживания. Он лично выразил соболезнования семьям павших героев.
Когда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) пришёл в дом Зайда ибн Харисы 9да будет доволен им Аллаh) , его маленькая дочь с рыданиями бросилась к нему. Посланник Аллаха разрыдался.
Саад ибн Убада спросил его:
— Что такое, о Посланник Аллаха?!
Пророк ответил:
— Это любящий оплакивает любимого.