Пост в Рамадан был установлен во втором году хиджры. Почему не раньше? Экономические условия у мусульман в Мекке были неважными. Их преследовали. Часто из-за отсутствия еды они днями ничего не ели. Легко отказываться от еды, когда ее нет. Очевидно, что пост в таких условиях соблюдать было бы легче. Почему же, несмотря на это, пост в это время предписан не был?
Ответом может служить то, что Рамадан — это не только отказ от еды. Хотя пост является его неотъемлемой и первостепенной составляющей, Рамадан предлагает исчерпывающий план для нашего духовного восстановления. Данный план действий требует мира и безопасности, которые были обретены в Медине.
Рамадан несомненно является самым важным месяцем в году. Это месяц, которого верующие ожидают с энтузиазмом. Еще за 2 месяца до начала Рамадана — в начале месяца Раджаб — Пророк Мухаммад молил Аллаха: «О, Аллах! Благослови нас в Раджаб и Шаабан, и дай нам достигнуть Рамадана (в добром здравии)!»
В Рамадан верующие заняты стремлением к Милости Аллаха, Его прощению и защите от огня ада. Это месяц обновления нашей приверженности и восстановления нашей связи с нашим Создателем. Это время распускания листочков добродетели и цветения праведности у всего мусульманского населения. «Если бы мы сложили все благословение других одиннадцати месяцев, то оно бы не сравнилось с благословением Рамадана», — сказал великий ученый и реформатор шейх Ахмед Фаруки (Муджаддад Алиф Сани). Рамадан предоставляет каждому мусульманину уникальную возможность укрепить свой Иман, очистить свое сердце и избавиться от вредных последствий совершенных им грехов.
«Тому, кто постится в этот месяц с чистотой веры и ожиданием хорошей награды (от его Создателя), простятся его прошлые грехи», — сказал Пророк Мухаммад . «Тому, кто выстаивает в молитвах его ночи с чистотой веры и ожиданием награды, простятся его прошлые грехи». Как гласят другие хадисы, награда за хорошие поступки многократно возрастает в Рамадан.
Помимо возможности получения большой награды, существует риск страшной потери. Если мы по небрежности позволим пройти любому другому месяцу мимо нас, мы потеряем 1 месяц. Если же мы поступим так в Рамадан, мы потеряем все. Человек, пропустивший без уважительной причины даже один день поста, не сможет по-настоящему восполнить его, даже если он будет поститься ежедневно всю оставшуюся жизнь. И среди трех людей, проклятых Пророком , — тот несчастный мусульманин, который застал Рамадан в добром здравии, но не смог воспользоваться возможностью стремления к Милости Аллаха.
Очевидно, что тот, кто не постится, входит в данную категорию, но сюда входит также и тот, кто постится и молится, но не прилагает никаких усилий для избегания грехов или достижения непорочности сердца посредством многочисленных возможностей, открываемых Рамаданом. Пророк предупредил нас: «Есть те, кто не получают от своего поста ничего, кроме голода и жажды. Есть те, кто не получают от своих ночных молитв ничего, кроме лишения сна».
Для тех, кто осознал это, Рамадан был поистине чрезвычайно знаменательным месяцем. Помимо поста, обязательных молитв и дополнительного таравих-намаза, они проводили весь месяц в поклонении — добровольных молитвах, тилавате, зикре и т.д. После указания на то, что таковой была многовековая традиция праведных представителей уммы, Абуль Хасан Али Надви отмечает: «Я собственными глазами видел таких алимов и шейхов, которые каждый день Рамадана прочитывали весь Коран. Почти всю ночь они проводили в молитвах. Они ели столь мало, что люди удивлялись, как они могут выдерживать все это. Эти великие люди ценили каждый миг Рамадана и не променяли бы его ни на какое иное занятие… Наблюдение за ними заставляет поверить в поразительные истории ибадата и ревностного служения наших старейшин, задокументированные историей».
Такое отношение к данным видам поклонения может показаться кому-то странным и даже неуместным. Здесь необходимо прояснить некоторые моменты. Мы знаем, что термин «ибадат» в Исламе применяется не только к обычным видам поклонения — таким, как намаз, тилават и зикр — но и к мирским поступкам, совершаемым в соответствии с велениями шариата и с намерением угодить Аллаху. Поэтому, когда верующий идет на работу, он совершает ибадат, если стремится к халяль-доходу в исполнение своей обязанности материального обеспечения семьи. Однако между этими двумя категориями поклонения нужно провести различие. Первая категория включает в себя прямой ибадат — действия, важные сами по себе. Вторая же категория включает косвенный ибадат — мирские поступки, становящиеся ибадатом посредством правильного намерения и соблюдения норм шариата. Хотя второй вид поклонения важен, поскольку распространяет ибадат на всю нашу жизнь, есть опасение, что вследствие их природы, под данными действиями могут маскироваться иные мотивы. (Хожу ли я на работу, исполняя ибадат, или же в действительности гонюсь за карьерой и богатством?) Здесь на спасение приходит прямой ибадат. Посредством них мы можем очистить наши мотивы и восстановить нашу связь с Аллахом.
Ислам не одобряет монашества. Ислам не требует от нас навсегда изолироваться от этого мира, поскольку наше испытание — в проживании здесь в соответствии с Велениями нашего Создателя. Но Ислам требует брать периодические паузы от мирских занятий. Обязательный намаз — тому пример. После многих часов мирских занятий, мы на несколько минут отходим от них и предстаем перед Аллахом, напоминая себе о том, что никто кроме Него недостоин поклонения и нашего беспрекословного послушания. Рамадан поднимает планку еще выше, проводя интенсивную тренировку в течение целого месяца.
Этим духом пронизан итикаф — уникальный ибадат, связанный с Рамаданом. Во время итикафа человек бросает все свои обычные дела и входит в мечеть на определенный срок. В этом — большая ценность, и каждой мусульманской общине рекомендуется предоставить хотя бы одного человека, который бы совершил итикаф в последние 10 дней Рамадана. Но даже тем, кто не может выделить 10 дней на это, рекомендуется проводить в мечети как можно больше времени.
Посредством прямого ибадата, мы «перезаряжаем свои батарейки»; косвенный же ибадат позволяет нам использовать накопленный заряд для управления нашим кораблем жизни. Рамадан — месяц для восстановления нашей духовной силы. Насколько мы воспользуемся этой возможностью — зависит от нас.
asklmam.ru
asklmam.ru