Всем известно, что в Исламе есть только два праздника: Ид аль-Адха и Ид аль-Фитр. Но день рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), хотя и не именуют его как праздничный, – ценнее и значимее. Потому что тот, кто пришёл со всеми праздниками, милостью и всеми благами к человечеству, является любимцем Аллаха – это Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Если бы не рождение благородного Пророка (мир ему и благословение), то не было бы ни ночи Предопределения, ни исламских праздников, ни ночного Путешествия и Вознесения на небеса, ни завоевания Мекки, ни битвы при Бадре, ни даже мусульманской общины вообще. Всё самое лучшее, что мы только имеем, связано с этой величайшей личностью. Пророк (мир ему и благословение) является источником всех великих благ.
Шейх Мухаммад бин Алявий аль-Малики
Рабиуль-авваль – это месяц, в котором появился на этой Земле Пророк Мухаммад ﷺ, последний из Божьих посланцев, печать всех пророков.
Это произошло в понедельник, двенадцатого числа месяца рабиуль-авваль по лунному календарю, что соответствует 24 апреля 571 года по григорианскому календарю.
В этот месяц мусульмане с усердием прославляют Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), собираются для изучения жизни и деятельности Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Активно проводят мавлиды – мероприятия исламского призыва, где мусульмане читают салават – благословение Пророку (мир ему и благословение), рассказывают о его жизни, о его семье и обо всём, что связано с ним. Тем самым они выражают любовь к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и доказывают эту любовь своими поступками, следуя во всём примеру любимого Пророка (мир ему и благословение).
Абу Лахаб являлся дядей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), но, несмотря на это, он всю свою жизнь посвятил борьбе против своего племянника и исламского призыва, который вёл Мухаммад (мир ему и благословение). Он так и умер в неверии.
Во многих книгах по жизнеописанию Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), а также в сборнике хадисов имама аль-Бухари приводится история о том, как Абу Лахабу в каждый понедельник облегчаются муки по причине освобождения им своей служанки Сувайбы, когда она передала ему радостную весть о рождении Избранника Аллаха (мир ему и благословение). После смерти Абу Лахаба его брат Аббас ибн Абдульмуталиб увидел его во сне. Когда Аббас спросил Абу Лахаба о его положении, тот ответил, что находится в огне, но «каждый понедельник у меня из пальцев появляется вода, я её пью и этим получаю облегчение».
По этому поводу аль-Хафиз Шамсуддин Мухаммад ибн Насруддин ад-Димашкий сказал: «Даже если этому неверному, опороченному, порицаемому в Коране словами: «Да отсохнут его руки!», которому обещано вечное наказание в Аду, облегчается кара каждый понедельник только за то, что он обрадовался рождению Пророка (мир ему и благословение), в таком случае каково же должно быть состояние раба Аллаха, который всю свою жизнь радовался рождению Пророка (мир ему и благословение) и умер в единобожии?!»
Историк Мухаммад Риза написал очень содержательную и полезную книгу под названием «Мухаммадун Расулюллах». В одной из глав своей книги он доказывает дозволенность проведения встреч для прославления Посланника Аллаха (мир ему и благословение), которые принято называть мавлидами. Он поясняет, что это действие высоко ценится перед Аллахом и является одной из причин довольства Господа.
Исламские учёные много говорят на тему мавлида и приводят множество доводов в пользу его проведения. Но известно, что по мере распространения какой-то болезни появляется острая необходимость в использовании большего количества лекарственных препаратов. Так и в этом вопросе, приходится приводить всё больше доводов, чтобы уже который раз доказать всем известную аксиому.
Вот некоторые из них.
Абу Шамат, духовный наставник и учитель великого имама Ан-Навави, который жил в 5–6 вв. по Хиджре, говорил: «Самым лучшим из всего, что распространено в народе до наших дней, являются собрания людей для возвеличивания Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и времени, в котором он родился; это собрания, на которых люди раздают милостыню, обмениваются любезностями и совершают добрые поступки, выражая радость. Это действо помимо поддержки и помощи нуждающихся увеличивает любовь и уважение в сердцах организаторов и всех участников мавлида, побуждает верующих благодарить Аллаха за то, что Он даровал человечеству Мухаммада (мир ему и благословение) и сделал его милостью для миров».
Учёный ханафитского мазхаба имам ас-Сахави сказал: «В конце третьего столетия по Хиджре мусульмане стали собираться для прославления Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), то есть на мавлид. Позднее во всех исламских странах, во всех больших городах мусульманская община стала усердно проводить мавлиды. В месяце, в котором родился Пророк (мир ему и благословение), истинно уверовавшие проводят разные благотворительные акции, раздают милостыню, стараются побольше читать мавлиды, восхваляющие Мухаммада (мир ему и благословение), и потому они получают сполна благодать и познают блаженство в делах и поклонении».
Абдул Фарадж ибн Джавзи тоже даёт большую оценку проявляющим любовь к Пророку (мир ему и благословение) и говорит: «Из особенностей проведения мавлида является и то, что мероприятие это является защитой и причиной к скорейшему достижению цели».
Из правителей мусульман впервые с большим размахом мероприятие, которое сегодня принято называть мавлидом, провёл правитель Ирбиля Музаффар Абу Саид. В его время жил и очень большой учёный хафиз Ибн Дихя, который составил книгу «Ат-Танвир фи мавлидил башири ан-назир». В этой книге он на основе многих доводов рассказал о правомерности и желательности прославлять Пророка (мир ему и благословение) и собираться для этого на мавлидах. В знак благодарности за эту полезную работу Музаффар подарил Ибн Дихя тысячу динаров. После этого Музаффар каждый месяц рабиуль-авваль собирал огромное количество людей и организовывал маджлисы, на которых рассказывали о достоинствах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и прославляли его. Каждый год он выделял на эти мероприятия по триста тысяч динаров. Сам Музаффар Абу Саид был очень мудрым, справедливым и мужественным предводителем. Благодаря усилиям этого бесстрашного раба Аллаха во многих местах распространился Ислам.
Султан Тилмисана Абу Хаммав Муса тоже проводил в рабиуль-аввале большие мероприятия для прославления Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Он продолжал традицию проведения собраний для восхваления Посланника Аллаха (мир ему и благословение), которая на протяжении столетий проводилась прежними правителями Марокко и Андалусии.
Таких исторических примеров бесчисленное множество. Для разумеющих и этого хватит.
Кто-то может спросить: «А почему до третьего столетия по Хиджре не было мавлидов?» Но это неправильный вопрос, потому что в этой статье мы рассказали о тех временах, когда люди коллективно начали прославлять Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Кто впервые возвеличил день рождения Пророка (мир ему и благословение)?
Впервые день рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – мавлид – возвеличил сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Когда у Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в понедельник, он ответил: «В этот день я родился, и в нём мне было ниспослано Откровение». Этот достоверный хадис приводит имам Муслим. В этих словах Посланника Аллаха (мир ему и благословение) заключён смысл, что день, в котором он родился, то есть понедельник, можно отмечать, но методы его празднования бывают разные. Они указывают на правомерность его празднования, независимо от того, отмечается он соблюдением поста или угощением людей пищей, их сбором для вспоминания и благословения Пророка (мир ему и благословение) или слушанием повествований о его прекраснейших нравственных качествах, совершенствах и достоинствах и т. п.
Когда Пророк (мир ему и благословение) прибыл в Медину, он обнаружил, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их о причине этого поста, и они ответили, что это день, в котором Всевышний Аллах потопил фараона и спас их Пророка Мусу (мир ему), и они проводят этот день в посте в знак благодарности Всевышнему Аллаху за это благо. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Мы ближе к Мусе (мир ему) и имеем больше прав на него, чем вы». С этого дня он также стал возвеличивать день Ашуры соблюдением поста и повелел мусульманам поститься в этот день. Имам ибну Хаджар Аскалани в комментарии к хадису пишет: «Из этого хадиса можно понять, что если в какой-то определённый день было избавление от бед или в этот день одарили великим благом, то необходимо выразить благодарность Аллаху. Также из хадиса становится ясно, что каждый год, когда наступает этот день, наступает и время благодарить Аллаха ».
Благодарность Аллаху выражается разными способами: совершением земного поклона, соблюдением поста, раздачей милостыни, чтением Корана и т. д. Каково же может быть более значимое благо для человечества, чем появление на этом свете Пророка Милости (мир ему и благословение), которому был ниспослан Священный Коран? Что же может перевесить проявление радости по поводу рождения Пророка (мир ему и благословение), которому Всевышний дал имя Мухаммад?
Всевышний Аллах сам говорит про него: «Поистине Аллах смилостивился над уверовавшими, ниспослав к ним из них же пророка».
Хафиз Суюти упоминает хадис, который передал Анас бин Малик (мир ему): «После начала пророческой миссии Посланник Аллаха (мир ему и благословение) принёс в жертву барана по случаю своего рождения (акика), хотя его дедушка Абдулмуталлиб после рождения внука на седьмой день уже приносил в жертву животное.
В Шариате не вменяется в обязанность дважды совершать обряд акика – жертвоприношения по случаю рождения ребёнка. Это действие, совершённое Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), исламские учёные приводят как пример проявления им благодарности Господу за себя и милость, оказанную ему.
Одним из достоинств пятничного дня, которое дошло до нас от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), является сказание: «…и в пятницу был создан Адам (мир ему)…». Из этого тоже следует, что Пророк (мир ему и благословение) почтил, возвеличил время, о котором достоверно известно, что в нём родился кто-то из пророков Аллаха, мир им всем. В таком случае как же необходимо почитать день, в котором родился наилучший из всех пророков, венец рода человеческого и достойнейший из всех посланников!
Любимец Аллаха Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) уделял большое внимание проведению собраний для того, чтобы вспоминать и обсуждать значимые в Исламе исторические события. Он назначал для их проведения определённое время. И сегодняшние собрания мусульман – если хотите, называйте их мавлидами, – когда они собираются, чтобы вспомнить Пророка (мир ему и благословение) и рассказывать о событиях, связанных с его жизнью, подобны тем благородным собраниям, которых устраивал сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
Таких примеров и доводов, которые переданы нам от самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), его сподвижников и великих учёных последующих поколений, бесчисленное множество.
Да одарит Аллах умму Мухаммада (мир ему и благословение) искренней любовью и почтением к Своему Пророку и Посланнику (мир ему и благословение)!
В завершение приведём аят из Священного Корана, который обязывает нас выражать радость и благодарность за Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Ты скажи, о Мухаммад: «Вы радуйтесь тому благу и той милости, которыми вас одарил Аллах «».
islam.ru