Их всех объединяет Ислам.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является последним Пророком, на котором завершается пророчество и после него не может быть Божьего посланца.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Мой пример и пример пророков до меня подобен человеку, который построил строение, украсив его и усовершенствовав, не поставив только лишь один кирпичик. Люди, обходя это строение, стали удивляться его красоте и вопрошать, почему ты не поставил последний кирпичик? Я являюсь тем последним кирпичиком, и я – печать пророчества» (аль-Бухари).
Если рассмотреть и провести параллель между призывом Пророка (мир ему и благословение) и призывом предыдущих пророков, то его призыв – усовершенствование и финал пророческой миссии, как на это указывает вышеупомянутый хадис.
Если глубже рассмотреть данный вопрос, то мы найдём, что призыв всех пророков был основан на двух основах:
1. Вероубеждение;
2. Канонические и нравственные предписания.
Что касается вероубеждения, то его основы не менялись со времён послания пророка Адама (мир ему и благословение) до эпохи нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). В его основы входит вера в Единого Аллаха, в то, что Он чист от качеств и эпитетов, не подобающих Ему, вера в Судный день, в Рай и ад. Каждый пророк призывал уверовать в эти основы, и все они посылались, подтверждая пророчество предыдущего пророка и предвещая следующего, и радуя приходом последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) ко всему человечеству.
В такой последовательности доходил их призыв к различным народам для того, чтобы утвердить одну истину, которую велено было Свыше довести до людей и привести их к повиновению ей.
Эту истину мы видим в следующих слова Всевышнего в Священном Коране:
Смысл: «Он (Аллах) установил законом для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее» (сура «Аш-шура», аят 13).
И невозможна разница между пророками в деле вероубеждения. Почему, спросите вы. Да потому что основы вероубеждения входят в информирование людей о сути вещей. А информация, идущая из одного источника, не может быть противоречивой. Из этого следует невозможность и нелогичность того, что Всевышний посылает одного пророка к людям убедить их в том, что Он, к примеру, третий из трёх (вера в Троицу), а затем послать следующего пророка довести до них, что Он Един и нет Ему сотоварищей. Это немыслимо и недопустимо.
Что касается канонических предписаний и установок, то мудрость их заключается в усовершенствовании и урегулировании жизни, как всего общества, так и каждой личности в отдельности. И эти шариатские установки у пророков в чём-то могли отличаться друг от друга. И причина этого кроется в том, что установление канонических предписаний не относится к разделу извещения и информирования людей подобно вероубеждению. Каноны, посылаемые свыше, могут меняться в зависимости от времени и народов, так как они посылаются, рассматривая пользу и вред для человека, живущего в определённый период времени. К тому же пророки посылались к определённым народам, а не ко всему человечеству, и поэтому шариатские установления ограничивались в зависимости от трудностей, испытываемых определёнными народами, и не охватывали всё человечество.
Муслим Абдулаев
Источник: assalam.ru