Меня всегда привлекали постоянные, повторяющиеся дела. Я верю, что они являются ключом к успеху и продуктивности. Из того, как вы проводите день за днем, и складывается жизнь. Незначительные последовательные действия сегодня приводят к достижениям или неудачам завтра.
Я также люблю читать жизнеописания великих людей. Их пример показывает, как раскрывается потенциал человека. У вас могут появиться новые привычки, которые способны привести к успеху, ин ша Аллаh. Однажды мне пришло в голову, что самая успешная, сбалансированная и угодная Аллаhу жизнь была у Пророка Мухаммада ﷺ. Он — самый выдающийся человек среди когда-либо живших и наиболее успешный в обоих мирах.
В Кyр`ане сказано (смысл): «Посланник Аллаhа — образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаhа, [верит в приход] Судного дня и поминает Аллаhа многократно» (Сура «аль-Азхаб», 33 / 21).
Так я начал изучать повседневную жизнь Расулюллаhа ﷺ и обращалась к рассказам сахабов и членов его семьи. Большинство моих выводов относятся ко времени переселения в Медину и основания первой исламской общины. В мекканский же период Пророк Мухаммад ﷺ подвергался преследованиям, поэтому его жизнь никак нельзя назвать рутинной.
Возможно, вы неверно истолкуете слово «рутина». У Посланника Всевышнего ﷺ не было строгого распорядка дня, которого бы он неуклонно придерживался. Его жизнь также подчинялась потребностям семьи и уммы. Однако все же его дни были структурированы, особенно это относилось ко времени намаза, и он не тратил ни минуты понапрасну. Пример повседневной жизни Пророка ﷺ может быть полезен современным мусульманам.
От фаджра до восхода
Я попрошу вас на минуточку закрыть глаза и мысленно перенестись во времена Пророка Мухаммада ﷺ во время фаджра. Биляль начинает читать азан и тем самым будит лучшего из людей, который прилег ненадолго отдохнуть после долгого ночного богослужения.
Пробуждение
Он вставал с постели и первым делом брал в руки мисвак, читая дуа: «Все благословение Аллаhу, который даровал нам жизнь, и к Нему – наше возвращение». Он внимательно слушал азан и слова муэдзина, затем совершал омовение и выполнял два ракаата сунны намаза фаджр.
После этого, если его супруга уже проснулась, он нежно разговаривал с ней. Если же она еще спала, он ложился с ней рядом, справа, и находился там до призыва икама. Когда Биляль видел, что люди уже собрались, он подходил к дому Пророка ﷺ и говорил: «Пришло время молитвы, о, Расулюллаh».
Выход из дома
Пророк выходил из дома, смотрел на небо, а затем читал дуа: «Во имя Аллаhа, я всецело доверяю только Аллаhу, и нет иной силы, кроме Аллаhа. О, Всевышний, я прибегаю к Твоему заступничеству, чтобы не отклониться и не сбиться с прямого пути, не угнетать и не быть угнетенным, не вести себя глупо и не общаться с глупцами».
Вход в мечеть
Когда Пророк ﷺ переступал порог мечети, он читал дуа: «Во имя Аллаhа, к которому обращены все молитвы. О, Всевышний, открой для меня врата Своей Милости. Я прибегаю к Тебе в поисках защиты от козней шайтана». Когда Биляль видел лучшего из людей в мечети, он читал икама, сподвижники становились в ряды, а Расулюллаh ﷺ становился во главе джамаата.
Чтение намаза фаджр
После молитвы Пророк ﷺ поминал Аллаhа, а затем совершал салят, обращаясь лицом к умме. Затем сахабы собирались вокруг него, чтобы лицезреть своего наставника и побеседовать с ним. Иногда он давал столь проникновенные наставления, что по лицам сподвижников текли слезы, иногда он рассказывал им истории, порой задавал вопросы или просил рассказать увиденные сны, объясняя их значение. В мечети Расулюллаh ﷺ находился до рассвета.
После восхода солнца
Выйдя из мечети, Посланник Всевышнего ﷺ шел домой. Он заходил с правой ноги и со словами: «Во имя Аллаhа, мы приходим и уходим по Его воле, и только Ему доверяем». Войдя в дом, он приветствовал домочадцев салямом, спрашивая о их самочувствии и читая за них дуа. Как глава семьи, он спрашивал, какая имеется пища в этот день. И если в доме нечего было покушать, то он говорил: «Сегодня я держу пост».
Утренние собрания
После того как Пророк ﷺ осведомлялся о делах всех членов семьи, он возвращался в мечеть и совершал два ракаата намаза, затем он сидел там вместе с сахабами. Каждый мусульманин Медины знал, что в это время может встретиться с Посланником Всевышнего ﷺ и задать любой интересующий вопрос. Иногда собиралось очень много сподвижников, а в некоторые дни мечеть была немноголюдной. Порой некоторые сахабы шли в мечеть на сохбет, а затем делились полученными знаниями с остальными мусульманами, которые в тот день занимались торговлей или работали в поле.
Пророк ﷺ проводил это время, наставляя людей и обучая их повелениям, которые ему передал Аллаh. Он не просто сидел и рассказывал о предписаниях Всевышнего, он также задавал вопросы сахабам и дискутировал с ними. Так сподвижники лучше усваивали знания, а в их сердцах укреплялся иман.
Иногда к Расулюллаhу ﷺ приносили новорожденных, и тогда он проводил сунну тахник, читал за них дуа и просил о милости Аллаhа для младенцев. Иногда ему также приносили новый урожай, чтобы получить дуа и благословение. Также к Пророку ﷺ приходили делегации новообращенных мусульман, чтобы узнать о новых предписаниях Всевышнего или получить помощь.
На этих собраниях у Посланника Всевышнего ﷺ не было кресла, какого-либо возвышения или трона. Все присутствующие на сохбете сидели рядом с ним на равных. Позже сахабы настояли, чтобы отвести особое место для него на полу мечети, и он согласился.
Иногда на эти собрания мусульмане приносили еду для угощения всей уммы. Каждый брал по маленькому кусочку, и поэтому пищи всегда хватало всем. Беседы были то длиннее, то короче, однако всегда заканчивались до зухра, чтобы сахабы смогли пойти домой и немного отдохнуть перед намазом.
Визиты
В промежуток времени между восходом солнца и незадолго до начала зухра Пророк ﷺ также навещал родственников и сахабов. Также он приходил в дом своей дочери Фатимы и проводил время, играя с внуками. Не забывал он постоянно навещать больных или мусульман, которые не смогли прийти на утренний намаз.
Также в эти часы Посланник Всевышнего ﷺ ходил на базар, привествуя прохожих своей мягкой улыбкой, и если кто-то останавливался и заговаривал с ним, он внимательно слушал человека, по возможности стараясь помочь. Иногда он гулял один, а порой его сопровождали сподвижники.
До наступления времени зухр Расулюллаh ﷺ приходил домой, где приветствовал близких салямом, затем использовал мисвак и совершал 4, 6 или порой 8 ракаатов намаза. Если в доме в тот день была еда, он садился за стол. Если ничего не оказывалось съестного, то он продолжал держать начатый утром пост.
Обычно в это время к семье Пророка ﷺ приходили женщины Медины, которые задавали вопросы об Исламе, так как они стеснялись спрашивать в мечети во всеуслышание. Тогда супруги Посланника Всевышнего ﷺ разъясняли мусульманкам основы религии.
В это же время Пророк ﷺ успевал заниматься домашними делами. Он помогал своей семье, чинил свою обувь и латал одежду, доил коров и коз, носил воду. Он также всегда находил возможность шутить, проводить вместе с семьей досуг, общался и много смеялся с близкими. Иногда в это время в его дом приходили ближайшие сподвижники – Абу Бакр, Умар и Усман (да будет доволен ими Аллаh). После общения Расулюллаh ﷺ успевал немного вздремнуть перед намазом зухр.
Когда наступало время зухра и Биляль читал азан, призывая верующих к молитве, Пророк ﷺ поднимался с постели, если он все еще дремал, совершал омовение вуду и затем читал дома четыре ракаата сунна-намаза до зухра. Он предпочитал ждать салята дома, затем отправлялся в мечеть, и Биляль возвещал о начале коллективной молитвы.
После зухра Расулюллаh ﷺ всходил на минбар и читал проповедь для сахабов. Большинство сподвижников находились в это время в мечети, которая обычно была полной. Мусульмане просыпались отдохнувшими после дневного сна и были готовы внимательно слушать и получать новые знания.
Закончив проповедь, Посланник Всевышнего ﷺ возвращался домой и совершал два раката сунна-намаза после зухра, а затем отправлялся по городу вместе с сахабами, чтобы быть в курсе текущих нужд города. Порой же он оставался в мечети до наступления времени асра.
После призыва к намазу аср он ждал, пока люди соберутся в мечети, а затем воодушевлял их совершить четыре ракаата до начала богослужения. Затем он вставал впереди рядов молящихся, читал коллективный намаз, по окончании которого поворачивался лицом к мусульманам и проводил короткую беседу.
Он не затягивал эти речи, так как знал, что многие сахабы хотят завершить свои дела и успеть домой к ужину до захода солнца.
Время для семьи
Пророк Мухаммад ﷺ после возвращения из мечети после намаза аср навещал своих родственников и потом приходил к себе домой. Он проводил время в непринужденной обстановке, беседуя с супругой, отвечая на ее вопросы или спрашивая о том, как она провела время.
Также Посланник Всевышнего ﷺ использовал этот период, чтобы рассказать своим близким побольше о предписаниях Ислама.
После призыва на намаз магриб Пророк Мухаммад ﷺ не задерживался дома и спешил приступить к богослужению. Когда он входил в мечеть, то видел молитвенный зал, полный сахабов. Затем звучала икама, и он возглавлял джамаат, а во время намаза обычно читал короткие суры.
После окончания богослужения он не проводил сохбеты, так как людям требовалось время для отдыха и ужина. Расулюллаh ﷺ возвращался домой и совершал два ракаата намаза-сунны после магриба, а потом садился за стол. Иногда он приглашал на ужин сахабов, если в доме была пища, порой же он приходил домой, а там не было ничего, кроме фиников и воды. Бывали дни, когда в семье Пророка ﷺ не готовили еду.
Вечерняя трапеза
Он совершал трапезу на полу и никогда не кушал за столом. Когда супруга приносила еду, Посланник Всевышнего ﷺ произносил «бисмилляh» и начинал кушать то, что стояло перед ним с помощью трех пальцев. Он никогда не жаловался и не критиковал еду, стоящую перед ним, съедая ее полностью или же просто оставляя, если она приходилась не по вкусу.
Если Пророк Мухаммад ﷺ ужинал с супругой, он всегда заботился о том, чтобы женщина оставалась сытой, часто кормил ее или же мог пить воду из того же стакана, что и она.
Если же Расулюллаh ﷺ делил вечернюю трапезу с друзьями, то ни один ужин не обходился без приятной беседы, наставлений или преподнесения новых знаний. После того как он заканчивал ужинать, то облизывал пальцы и благодарил Всевышнего Аллаhа за дарованную еду. Затем он прополаскивал рот.
Пророк ﷺ оставался дома до тех пор, пока не звучал призыв к намазу иша, и обычно не торопился с ее началом. Если сахабы собирались в мечети рано, он начинал богослужение. Если же сподвижники задерживались, то он ждал опоздавших. Расулюллаh ﷺ крайне редко проводил сохбеты после намаза иша, так как понимал, что люди устали и нуждаются в отдыхе.
Больше времени для семьи
Посланник Всевышнего ﷺ возвращался домой из мечети и читал два ракаата Сунны после намаза иша. Затем он проводил немного времени, общаясь с членами семьи и наслаждаясь их обществом. Иногда он приходил в гости к сахабам и проводил время вместе с ними, особенно он часто бывал у своих близких друзей – Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллаh).
Иногда, возвращаясь домой после визита к сахабам, он мог проходить мимо дома, откуда доносилось прекрасное чтение Кyр`ана. Тогда Пророк ﷺ стоял под окнами и наслаждался этими звуками. Также он мог зайти в мечеть, чтобы поприветствовать салямом находящихся там мусульман, так как в ней часто проводили дни и ночи бедняки. Он молился и затем шел домой.
Отход ко сну
После возвращения домой Пророк Мухаммад ﷺ готовился ко сну. Он снимал одежду и ложился в постель с супругой, деля на двоих подушку и одеяло. Его кровать была покрыта шкурой, а матрас набит соломой, как и подушка. Расулюллаh ﷺ имел привычку класть мисвак у изголовья, так как использовал его сразу после пробуждения.
Он спал на правом боку и клал руку под правую щеку. Иногда перед сном он разговаривал с супругой. Затем он закрывал глаза и погружался в сон. Порой он просыпался, поминал Аллаhа и продолжал спать до полуночи.
muslim.kz