Последователей (таби‘инов), известных знанием в тафсире, было много. Среди них можно выделить:
1) — Жители Мекки ученики ибн ‘Аббаса — такие как: Муджахид, ‘Икрима и ‘Ата ибн Аби Рабах.
2) — Жители Медины ученики Убей ибн Ка‘ба — такие как: Зейд ибн Аслям, Абу-ль-‘Алийа и Мухаммад ибн Ка‘б аль-Къуразы.
3) — Жители Куфы ученики ибн Мас‘уда — такие как: Къатада, ‘Алькъама и аш-Ша‘би.
Расскажем о двух из них:
1) Муджахид — مجاھد — его звали Муджахид ибн Джабр аль-Макки. Он был вольноотпущенником (мауля) ас-Саиба ибн Аби-с-Саиба аль-Махзуми. Родился в 21-ом году по хиджре и брал тафсир (толкование) Корана у ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом).
Сообщается, что ибн Исхакъ передал от Муджахида, который сказал:
«Я читал Коран ибн ‘Аббасу три раза от начала до конца, останавливаясь после каждого аята и спрашивая об его смысле».
• Суфйан ас-Саури говорил:
«Если к тебе пришел тафсир (толкование) от Муджахида, то этого достаточно!»
На его тафсир также опирался имам аш-Шафи‘и и имам аль Бухари, который часто ссылается на него в
своем достоверном сборнике.
Имам аз-Захаби сказал в конце его биографии:
«Единогласна община в
том, что Муджахид был имамом и доводом (в тафсире). Он скончался в Мекке, находясь в земном поклоне, в 104-ом году в возрасте 83 лет».
2) Къатада — قتادة — его звали Къатада ибн Ди‘ама ас-Садуси аль-Басри. Он родился слепым в 61-ом году по хиджре. Был очень усердным в требовании знаний, обладал сильной памятью.
• Къатада говорил о себе:
«Я никогда не говорил мухаддису: «Повтори еще раз», и что бы ни слышали мои уши, непременно сердце запоминало это».
Хвалил его имам Ахмад за его знание и понимание вопросов разногласий и тафсира, а также описал его хорошей памятью и знанием фикха.
• Имам Ахмад сказал:
«Врял ли ты встретишь кого-то, кто бы опередил его в знании, а что касается подобных ему, то может
быть найдешь». Также он сказал: «Он больше всех знал наизусть из жителей Басры, заучивая всё, что
слышал».
Он скончался в городе Уасыт в 117-ом году в возрасте 56 лет.
Да помилует их Всевышный.