«По Милости Всевышнего Творца
Наследники Сахабов-Суфф живут поныне!
Светильники во мраке ночи для меня —
Устазы, Шейхи, Авлия…»
ВВЕДЕНИЕ.
Бисмилляхир рахманир рахим! С Именем Аллаха Милостивого и Милосердного!
Наш Пророк сказал: «Бойтесь Аллаха в отношении моих сподвижников… Бойтесь Аллаха! Не делайте их своей мишенью. Любящий их любит их потому, что любит меня. Враждующий с ними враждует с ними потому, что враждует со мной. Угнетающий их угнетает и меня. Тот же, кто угнетает меня, угнетает и Аллаха. Того же, кто угнетает Аллаха, несомненно, постигнет Его наказание»1. «Если кто-нибудь из моих сподвижников умрет в каком-нибудь городе, то в День Суда он будет воскрешен на Площади воскрешения (махшар)как предводитель и свет для жителей этого города»2. Вот какое значение придавал Посланник Аллаха своим благородным сподвижникам! В таком случае есть много пользы в том, чтобы познакомиться с ними поближе.
«Суффа» — это основанный Посланником Аллаха центр образования, который с точки зрения цивилизации вывел из безжизненной пустыни образцовых людей, ставших «монументом света». В самом явном своем выражении это был «институт воспитания совершенного человека (инсан-ы камиль)».
1.1.История строительства мечети в Медине.
Шли первые дни переселения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в Медину… Пророк обдумывал строительство мечети, чтобы совершать там намаз и обучать людей мусульманским наукам. Его верблюдица по имени Кусва опустилась на колени там, где сейчас находится Мечеть Пророка, и Посланник Аллаха тогда сказал: «Наш дом здесь».
Участок земли, на котором остановилась верблюдица, принадлежал двум юношам по имени Сахл и Сухайл. Посланник Аллаха пожелал выкупить у них этот участок, однако юноши не решались взять у него деньги. Тем не менее наш Пророк настоял на том, чтобы они получили плату за землю. В конце концов Абу Бакр заплатил им за землю даже сверх цены.
После этого в Медине началось активное строительство мечети. Все энергично трудились, каждый выполнял свою работу. Мусульмане с большим воодушевлением выравнивали участок земли, носили камни и готовили стволы финиковых пальм. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был и архитектором, и инженерном, и рабочим. Он был всем… Он также, как и все, носил камни, выравнивал землю. Пророк следил за осуществлением всего проекта строительства, иногда в ходе строительства присоединялся к сподвижникам в чтении стихов и касыд*.
Увидев, что, несмотря на свое положение гостя и свою усталость, Посланник Аллаха носит камни, один из сподвижников обратился к Пророку: «О, Посланник Аллаха! Отдохните немного, давайте мы будем носить камни». Ответ Пророка потрясает: «Пожалуйста, пойди и возьми другой камень. Ты не нуждаешься в Аллахе больше, чем я»3.
Вскоре в результате деятельных усилий строительство подошло к завершению. Но каким образом определить киблу — направление для совершения молитв? Не было ни компаса, ни другого инструмента, который бы показал направление.
Однако там был один человек… Благословенный Посланник Аллаха — посланник Всевышнего, подчинившего человеку измерения сотворенных Им времени и пространства. Да, этот благословенный Пророк, сжавший в своей руке с помощью чуда миграджа время, с помощью определения киблы продемонстрировал и сжатие пространства. Он определил и направил киблу Мечети Пророка в сторону Дома Аллаха, в сторону Каабы с такой точностью, что даже самый чувствительный компас не смог бы сделать это и вышел бы из строя. Определение киблы посредством точного и совершенно достоверного указания, направленного из далекой местности, откуда ничего не доступно глазу, к Каабе, вплоть до Судного Дня будет сохранять свое свойство чудодействия. Построенное здание состояло из трех частей: первая часть — широкий зал для совершения намаза; вторая — место, получившее название «суффа» или «зулла (тень)» и служившее в качестве места обучения и иногда места ночлега; третья — комнаты, выделенные для жен Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
*Касыда (араб.) — жанр восточной поэзии, стихотворение преимущественно панегирического содержания.
3Ибн Хишам. Т.2.С.142 и далее
Место Суффа, покрытое сверху стволами финиковых пальм, в то же время служило гостевым домом, где гостям оказывали прием и где эти гости проводили ночь.
АЗАН. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) задумался о способе призыва мусульман на совместные моления (намазы). По этому вопросу он обратился к благородным сподвижникам. Некоторые из сподвижников предложили созывать людей звоном колокола, как это делают христиане, другие предложили созывать с помощью звука труб, как это делают иудеи. Но ни одно из этих предложений не понравилось Пророку. По одному преданию, форма и слова призыва (азана) на намаз были установлены исходя из указания «языка божественного откровения» (лисан-ы вахи), и первый азан был произнесен Билялом Хабаши. По другим источникам, азан был предложен Абдуллахом ибн Зайдом, и он видел по этому поводу сон. В еще одном предании говорится, что и Омар видел подобный сон. Так как вполне возможно, что мусульмане видели подтверждающие друг друга сны в отношении одного и того же события, то мы можем сказать, что среди этих преданий нет противоречий. Азан, с одной стороны, объявляет о наступлении времени намаза, с другой стороны, способствует донесению до людей основ Ислама. Это своего рода призыв к религии. И это признак свободы вероисповедания. Когда мусульмане в Мекке находились под давлением, азан нельзя было произносить. После обретения свободы в Медине начался призыв азаном, и он стал символом свободы вероисповедания. Первой несправедливостью, которая вершилась на оккупированных врагами землях мусульман, было запрещение азана. Ибо азан — это пароль, признак свободы и единства мусульман. Честь стать муэдзином (произносящим азан) Пророка выпала на Биляла Хабаши. Его голос был очень красивым. Вплотную к мечети прилегал высокий дом одной женщины из рода сынов Наджара. Билял взбирался на крышу этого дома и красивым голосом пять раз в день произносил азан. Каждое утро на рассвете мединцы просыпались под сладостные мелодии Биляла.
Мечеть Пророка использовалась не только для совершения совместных намазов. В большинстве случаев всевозможные религиозные и мирские проблемы и вопросы мусульман (наставления, проповеди, женитьба, разрешение конфликтов и т.д.) решались здесь. Мечеть была и местом преподавания и обучения. В то же время Посланник Аллаха встречался здесь с делегациями различных племен и родов.
Таким образом, мечеть была и центром духовного обучения и единства, и школой, где получали знания и воспитание, и домом правительства, где обсуждались и решались государственные дела.
То, что Посланник Аллаха расценил строительство мечети как первоочередное дело, лично принял участие в работах и в короткие сроки закончил строительство мечети, показывает, насколько в Исламе важна роль мечети. Кроме того, Посланник Аллаха, придав мечети простой внешний вид, но определив для нее великие функции, таким своим отношением установил высокую планку для современных мусульман. Следовательно, подобно тому, как мусульмане придают скромный вид украшению и убранству мечетей, возводимых ради довольства Аллаха на накопленные за счет отказа от личного потребления сбережения, так же они должны ставить превыше всего формируемое в этих мечетях братство во имя Аллаха, наворачивающиеся там на глаза слезы во имя Аллаха, получаемое там обучение и воспитание во имя Аллаха, поминание там Аллаха во имя Него и должны воплощать все это в своей жизни. Только в этом случае мы возьмем пример с По-сланника Аллаха, только в этом случае мы дадим истинную оценку дому Аллаха и тем самым обретем довольство нашего Воспитателя.
Переселение было движением на пути к созданию государства. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) понимал, что наличие мечети — необходимость для создаваемого государства. Поэтому участок земли, на котором остановилась его верблюдица во время вступления в Медину в первую очередь был использован для строительства мечети.