Часть 80. Письмо Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, Кисре, царю Персии, часть 4
Окончание
«Когда Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, направил [Абдуллах ибн Хузака], то Кисра написал своему наместнику в Йемене и близлежащих арабских землях, которого звали Бадам:
«До меня дошли вести, что в ваших краях появился человек, который заявляет, что он пророк. Скажи ему, чтобы он прекратил это делать, либо я пошлю к нему тех, кто убьет его или убьет его народ».
Гонец Бадама пришел к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и передал все это.
И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, ответил:
«Если бы что-то из того, что я делаю, было по моему желанию, то я прекратил бы, но Всевышний Аллах послал меня».
И этот гонец остановился у них [на какое-то время]. И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, ему сказал:
«Мой Господь убил Кисру! И нет больше Кисры после сегодняшнего дня! И Он убил Кейсара! И нет Кейсара после сегодняшнего дня!»
Гонец написал об этом в тот же миг, как ему это рассказали, и отметил день и месяц, когда ему рассказали об этом. Когда потом он вернулся к Бадаму, то выяснилось, что Кисра умер, а Кейсар был убит».
Аль-Хайтами сказал[1]:
«Передатчики иснада достоверные, кроме Касира ибн Зияда, а он достойный доверия. Ахмад[2] передает часть этого хадиса, а также аль-Баззар».
«И потом Дихья, да будет доволен им Аллах, направился к Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, у которого тогда находились гонцы наместника Кисры в городе Санаа, который их и направил, и этот наместник получил письмо с угрозами:
«Избавь меня от человека, который появился в твоих землях, который призывает меня к своей религии или требует выплаты джизьи, либо я убью тебя[3], либо разберусь с тобой».
«Идите к вашему предводителю [Бадаму] и скажите ему, что мой Господь убил его божество[4] [то есть Кисру] этой ночью».
И они направились к нему и рассказали обо всем, что случилось. И он сказал: «Запишите эту ночь».
«Мы не видели более простого царя, который бы ходил среди своего народа в простой одежде, ничего не боясь. И его никто не охранял, и они не повышали голоса рядом с ним».
И Дихья сказал: «Затем пришла весть, что Кисра был убит той ночью»».
Аль-Хайтами сказал[5]:
«В иснаде этого хадиса Ибрахим ибн Исмаиль передает от своего отца, а они оба – слабые передатчики».
[1] Маджма аз-заваид, 8/288.
[2] «Муснад» Ахмада, 5/309.
[3] Слова угрозы Кисры Бадаму.
[4] Он так назван, потому что персы обожествляли своих царей.
Часть 81. Письмо Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, аль-Мукавкису, правителю Александрии
أخرج البيهقي عن عبد الله بن عبد القارىء رضي الله عنه: أن رسول الله صلى الله عليه وسلم بعث حاطب بن أبي بَلْتَعة رضي الله عنه إلى المُقَوْقِس صاحب الإِسكندرية، فمضى بكتاب رسول الله صلى الله عليه وسلم إليه. فقَبَّل الكتاب، وأكرم حاطباً وأحسن نُزُله، وسَرَّحه إلى النبي صلى الله عليه وسلم وأهدى له مع حاطب كِسوة وبغلة بِسَرْجها وجاريتين: إحداهما أُمّ إبراهيم، وأما الأخرى فوهبها رسول الله صلى الله عليه وسلم لمحمد بن قيس العبدي.
Аль-Байхакы[1] передает от Абдуллаха ибн Абдуль-Кари, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, направил Хатыба ибн Абу Бальта, да будет доволен им Аллах, к Мукавкису, правителю Александрии. И он радушно принял Хатыба, поцеловал письмо, почтил Хатыба, и отправил его с дарами к Пророку, солляллаху алейхи ва саллям: накидкой, мулом с седлом и двумя рабынями. Одной из них была Умм Ибрахим, а другую Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, подарил Мухаммаду ибн Кейсу аль-Абди, да будет доволен им Аллах.
– Я хочу тебя кое о чем спросить.
Я сказал:
– Спрашивай.
Он сказал:
– Расскажи мне о своем предводителе. Он пророк?
Я сказал:
– Да! Он Посланник Аллаха.
И я ответил:
– Разве ты не свидетельствуешь, что Иса ибн Марьям – это посланник Аллаха?
Он сказал:
– Конечно!
И тогда я сказал:
– Так почему же его тогда схватил его же народ и захотел распять? И разве он не делал дуа, чтобы Аллах их уничтожил, когда был вознесен на небеса?
И он сказал:
Так передается в «Аль-Бидае»[3].
Как передается в «Аль-Исаба»[4], хадис Хатыба передает и Ибн Шахин.
[1] Даляиль ан-нубувва, 4/395.
[2] Даляиль ан-нубувва, 4/396.
[3] Аль-Бидая, 4/272.
[4] 1/300.