Вставайте на намаз, о, Ахли бейт! Аллаh желает удалить от вас грехи и сделать вас чистыми (от грехов).
Тирмизи, Тафсир, 33
Каждый мусульманин обязательно должен подумать об ответственности за свои поступки и об отчете, который все люди будут держать перед Аллаhом. При этом не стоит забывать, что ответ придется держать не только за себя, но и за своих детей и близких. Поэтому каждый глава семьи, ограждая родных и близких от всяческих негативных влияний, обязан делать все, что возможно, чтобы подготовить их к той жизни.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда переживал за это. Например, когда была ниспослана нижеследующая Сура, целых шесть месяцев подряд, идя на утреннюю молитву в мечеть, он обязательно подходил к дому Фатимы и восклицал:
«Вставайте на намаз, о, Ахли бейт! Аллаh желает удалить от вас грехи и сделать вас чистыми (от грехов)» (Тирмизи, тафсир, зз).
Божественное откровение, после которого Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) стал заходить в дом дочери, следующее:
«Жены Пророка! Вы — не такие, как обычные другие жены. Если вы гнева Господа страшитесь, в своих речах не будьте ласково-любезны, чтобы в каком-нибудь (мужчине), чье сердце (к женщине влечением) больно, не воспылало вожделенье (к вам). Ведите разговор пристойно, в домах своих покойно пребывайте и не кичитесь украшеньями невежества времен, творите ритуальную молитву и правьте очистительную подать, Аллаhу и Посланнику Его послушны будьте.
Ведь Он лишь хочет снять с вас скверну, (очистить) дом его семьи и всех вас полным очищением очистить». («Ахзаб»,зз/32-зз).
Одним из важных видов поклонения, который является своеобразным капиталом для Судного дня, является намаз Тахаджуд. Иногда глубокой ночью Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) стучал в двери дома дочери Фатимы и вопрошал:
«Вы, что, не собираетесь совершать намаз?» (Бухари, тахаджуд, 5).
В этом отношении очень интересна история, рассказанная Али (радыйаллаху анху):
«Фатима была самой любимой дочерью Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Так как она часто перемалывала пшеницу на ручной мельнице, руки у нее сильно потрескались. От коромысла, с помощью которого она носила воду, на шее образовались раны. От подметания пола в доме одежда ее всегда была в пыли.
Однажды Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) прислали невольников. Я сказал Фатиме:
— Ты не можешь пойти к отцу и попросить для выполнения хозяйственных нужд одного невольника?
Она пошла, но, увидев, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) беседует с людьми, вернулась обратно. На следующий день Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сам пришел домой и спросил:
-Дочка, ты в чем-то нуждаешься?
Фатима (радыйаллаху анха) молчала и ничего не говорила. Я вмешался в разговор:
— О Посланник Аллаhа! Я могу рассказать вам все!
Затем я стал объяснять Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) причину вчерашнего ее посещения:
— У Фатимы от постоянного перемалывания муки на ручной мельнице потрескалась руки. От тяжелых ведер поранены плечи. Узнав, что вам прислали невольников, я посоветовал ей сходить к вам и попросить одного из них. Тем самым мы бы облегчили свою жизнь.
После этого объяснения Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал Фатиме:
— О, Фатима! Побойся Аллаhа, обязательно совершай Его повеления и добросовестно выполняй хозяйственные дела. Как только ляжешь в постель, 33 раза прочитай «субханаллах», 33 раза «альхамдулиллях» и 34 раза «Аллаhу Акбар». Таким образом, общая сумма восхвалений достигнет ста. Это для тебя гораздо лучше слуги.
Фатима воскликнула:
— Я довольна Аллаhом и Его Посланником!
В результате этой беседы Мухаммад (саллаллаху алейхи васаллям) никого не дал ей в помощники. (Абу Дауд, Харадж, 19-20).
Известен также и другой вариант высказывания Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).
«Клянусь Аллаhом, обитатели Асхабус суффа от голода привязывают камни к животам, а я ничего не могу найти, чтобы их прокормить. Поэтому я ни в коем случае не могу дать тебе слугу!
Я продам их (невольников), а вырученные средства потрачу на нужды Асхабус Суффа». (Ибн Ханбаль, 1/106).
Весьма примечательны слова Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в ответ на просьбу любимой дочери, попросившей у него невольника для выполнения работ по хозяйству. Как известно, после смерти человека для него могут сослужить хорошую службу праведные поступки, поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), воспитывая свою дочь именно в этом направлении, готовил ее к потусторонней жизни.
Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) своим родным, среди которых была и Фатима, сделал следующее предупреждение:
«Выкупите себя у Аллаhа! Просите из моего имущества все, что вы желаете, но я не обладаю ничем, что спасло бы вас от Божьего гнева!» (Бухари, Манакиб, 13-14; Муслим, Иман, 348-353).
Придя в дом дочери, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел на руке Фатимы золотую цепочку, подаренную ей Али.
Он тут же заметил:
«О, Фатима! Неужели тебе будет приятно, если люди скажут: «На руке дочери Пророка есть огненная цепь?»
После этих слов, даже не присев, он вышел обратно. Фатима (радыйаллаху анха) послала человека на рынок и попросила продать цепочку. А на вырученные средства выкупила одного невольника, и затем дала ему вольную. Когда Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщили о поступке Фатимы, он тут же воскликнул:
«Слава Аллаhу, который спас Фатиму от адского огня!» (Насаи, Зинат, 39).
Даже если имущество собрано на честно заработанные средства, оно может сослужить плохую службу и сбить человека с прямого пути. Да и на том свете очень тяжело держать ответ за него. Поэтому Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) предпочитал быть бедным. Он больше всего уделял внимание не мирскому, а ценностям вечной жизни.
Очень интересна следующая история, рассказанная Савбаном, бывшим невольником:
«Отправляясь в путешествие, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) после всех прощался с дочерью Фатимой. А когда возвращался, он сразу направлялся к любимой дочери. Однажды Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), вернувшись с похода, первым делом пошел к Фатиме. Она занавесила двери материей. Кроме того, на руки Хасана и Хусейна она надела серебряные браслеты. Увидев все это, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не стал заходить в дом дочери, а сразу направился к дому одной из супруг. Фатима (радыйаллаху анха) мгновенно поняла причину ухода отца и тут же убрала покрывало с двери и сняла браслеты с рук сыновей. Один из браслетов она поделила между детьми. Хасан и Хусейн, плача, отправились жаловаться к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), который взял эти браслеты и повелел своему слуге:
«О, Савбан! Возьми эти браслеты и отдай их бедным. Хасан и Хусейн относятся к ахлю бейт, поэтому я не желаю, чтобы все блага, которыми Аллаh одаривает Своих рабов, они получили в этой жизни. О, Савбан! Купи для Фатимы костяное ожерелье, а для детей тоже купи костяные браслеты!» (Абу Дауд, тараджуль, 21).
Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) совсем не нравилось, что его близкие уделяют внимание украшениям бренной жизни. Поэтому он заставил отдать серебряные браслеты внуков нуждающимся, а для Фатимы (радыйаллаху анха) и детей попросил купить простые. Это он сделал для блага своих же близких, чтобы уберечь их от негативного влияния мирских украшений. Дочь Фатима (радыйаллаху анха) сразу же поняла намерения отца и немедля выполнила его желание.
Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не вошел в дом Фатимы. И когда у него спросили о причине его поступка, он ответил, что поступил так из-за цветной занавеси.
На вопрос Фатимы: «А что нужно сделать?» Он ответил:
«Отдайте той семье, которая испытывает крайнюю нужду!» (Бухари, Хиба, 27).
Идя как-то по дороге со своими сподвижниками, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) встретил свою дочь Фатиму. Он тут же спросил:
— О, Фатима, почему ты здесь? Фатима:
— Я ходила вон к тем людям, у которых недавно скончался близкий человек, и выразила им соболезнование по поводу его кончины.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у нее:
— А ты ходила на кладбище? Фатима тут же воскликнула:
Да упасет меня Аллаh от этого! Я хорошо помню ваши слова касательно посещения кладбищ и поэтому никак не могу пойти туда.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям):
— Если бы ты сходила с ними на кладбище, то после этого никогда не смогла бы попасть в Рай! (Насаи, Джанаиз, 27).
Этими словами Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) старался поправить неправильные поступки дочери, и чтобы она всегда соизмеряла поступки с будущим отчетом на том свете, напоминал ей о Судном дне.
Как известно, посещение кладбищ Пророк (саллаллаху алейхк ва саллям) запретил в первые годы своего пророчества. Но после того как основы вероучения Ислама были прочно закреплены сознании людей, он разрешил им ходить на кладбища. Но, наряду с этим, он особо не приветствовал хождение женщин в места захоронения людей. Поэтому он разрешил это только в случае выполнения следующих определенных условий:
— Не кричать и не причитать.
— Не рвать волосы на голове.
— Не выказывать чрезмерного почитания могилам усопших.
Кроме всего этого, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) постоянно следил за одеждой близких и при необходимости всегда делал им замечания. (Ибн Маджа, Либас, 13)
Одним из действенных средств для подготовки к потусторонней жизни, без всякого сомнения, являются дуа (молитвы). Время от времени Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обучал своих близких формулам молитв. Нижеследующая молитва, которую он советовал Фатиме (радыйаллаху анха) читать утром и вечером, показывает тем людям, которых тревожит неизвестность, ожидающая в той жизни, каким образом нужно просить Господа о спасении души:
«О Аллаh который есть Хай и Кайюм! Я прошу Твоей милости и прошу Тебя помочь мне! Исправь все мои дела и даже на одно мгновение не оставляй меня одного с моими страстями!» (Хаким, 1/730).
Обучение детей религиозным положениям, подготовка их к вечной жизни и в результате всего этого обретение ими прекрасной нравственности являются источником счастья и радости как для ребенка, так и для его родителей.
Как говорил Посланник Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям):
«После смерти духовная степень раба возрастет! Удивленный раб спросит у Господа:
— О Аллаh! Чем я заслужил такую милость? Творец ответит ему:
— Твои праведные дети помолились за тебя и попросили Меня простить твои Прегрешения!» (Ибн Маджа, Адаб; Ибн Ханбаль, 2/509).
Каждое живое существо, несомненно, почувствует на себе дыхание смерти. В Кур`ане Аллаh сообщает (смысл) :
«Поистине, ты смертен, (Мухаммад) как смертны и они» («Зумар», 39/30).
Согласно этому Аяту Кур`ана, и Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) покинул сей бренный мир. В этом мире, который есть место для испытаний, каждый правоверный обязан совершать как можно больше праведных деяний, которые могут способствовать спасению души.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), совершая на протяжении всей жизни благие поступки, постоянно готовился к потусторонней жизни. Таким же образом он воспитывал своих сподвижников. При необходимости он интересовался намазами своих детей и внуков. Иногда делал. замечания по поводу одежды и добился того, чтобы одежда полностью соответствовали исламским нормам. Часто предупреждал о коварном свойстве мирских украшений, одурманивающих сознание человека и заставляющих забыть истину жизни. Требовал как можно больше поклоняться Аллаhу. Особенно большое значение он придавал пище. То есть, он требовал, чтобы близкие каждую минуту жизни придерживались религии Аллаhа.
И мы как истинные правоверные не должны подпадать под обманчивое влияние мирской мишуры и всегда обязаны помнить о Судном дне. Мы должны постоянно готовить себя к Концу света таким образом, словно доживаем свои последние дни земной жизни.
Из книги Османа Нури Топбаша «Лучший пример. Cамый прекрасный человек»