Все хорошее, что сделал человек себе, своей супруге, детям и слугам, — является милостыней (садака).
Ибн Маджа, Тиджарат, 1
Всех, кто прислуживал ему, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) считал, как и остальных людей, рабами Создателя. Поэтому он всегда хорошо относился к ним. Для него не было никакой разницы между хозяином и работником.
Первым делом он изменил форму обращений с работниками и продемонстрировал человечеству такой верх великодушия и доброты, какой никто доселе не видел на нашей земле. В одном из хадисов Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Пусть никто не обращается к слугам со словами «мой раб», «моя невольница»! Совсем наоборот, говорите «сынок», «дочка» или «мое дитя» (Муслим, Алфаз, 15).
Обращение Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) к невольникам со словами «сынок», «дочка» и «мое дитя» было непривычно для людей того времени и являлось выражением его безграничной благосклонности.
Чтобы узнать о том положении, которого невольники и слуги достигли в «золотой век», достаточно прочитать исторические книги, в которых даются общие сведения о жизни и быте людей.
Асхабы кормили своих работников той же пищей, какой питались сами, они одевали их в такие же одежды, какие носили сами. Мусульмане старались не загружать работников непосильной работой, не заставляли носить тяжелые грузы и относились к ним, как к своим духовным братьям. (Бухари, Иман, 22) Ибо Пророк (саллаху алейхи ва саллям), с которого они во всем брали пример, говорил следующее:
«Когда ваш работник приносит вам еду, но не собирается присесть рядом с вами, то обязательно дайте ему кусок или несколько кусков еды, ибо он заработал право на пищу тяжелым трудом» (Бухари, Ат’има, 55).
«Все хорошее, что сделал человек себе, своей супруге, детям и слугам,- является милостыней», (Ибн Маджа, Тиджарат, 1)
Благодаря Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), который послан как Милость мирам, работники и хозяева стали братьями. Все чувства и проблемы невольников, которых раньше никто не считал за людей, обрели значимость.
К их мнению стали прислушиваться, их положение стало интересовать людей и их окружили заботой и вниманием.
Ма’рур бин Сувайд рассказывал:
«Как-то на Абу Зарре (радыйаллаху анху) я увидел богатое платье. Его слуга был одет в точное такое же платье». (Муслим, Аймак, 40)
Анас бин Малик (радыйаллаху анху), долго прислуживавший Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), рассказывая о его отношении к работникам, передавал следующее:
«Я не встречал людей с такими мягкими и нежными руками, как у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). От него исходил столь восхитительный запах, который доселе я не встречал. Десять лет я прислуживал ему, и ни разу он в мой адрес не сказал: «Уф!» Если я что-либо делал неправильно, он ни разу не сказал мне: «Почему ты так сделал?». Если же я ошибался, то он ни разу не упрекнул меня, говоря: «Ты разве не мог поступить по-другому?» (Бухари, Саум, 53;Муслим, Фадаиль, 52, 82).
Благородная Айша (радыйаллаху анха) говорила, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ни на одного работника, ни на одну женщину, кроме случаев во время военных действий, словом, ни на одного человека не поднимал руки (Муслим, Фадаиль, 79).
Выражая свою душевность и добросердечие, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) категорически запретил проклинать своих работников. При этом он пояснял:
«Вдруг ваше проклятие будет произнесено именно в тот момент, когда Аллах принимает молитвы людей и ваше проклятие сбудется» (Абу Дауд, Витр, 27).
Каждый человек может ошибиться, но самое главное — это вовремя осознать свою ошибку и сразу остановиться. Стоит только искренне раскаяться в своих прегрешениях, как Всевышний Аллах в тот же час прощает Своих рабов. Поэтому люди, стараясь проникнуться могуществом имени Аллаха аль-Гаффар, должны сразу прощать ошибки других людей.
Тем самым и сами они удостоятся прощения прегрешений. Исходя из этого, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал мусульманам всегда прощать ошибки работников и слуг. И таким образом он старался сделать все так, чтобы правоверные постоянно совершали благие дела. Когда у него спросили:
— Сколько раз можно прощать ошибки работников? Он ответил:
— Прощайте их по семьдесят раз в день! (Абу Дауд, Адаб, 123-124).
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не только прощал их, он при этом не забывал делать подарки своим работникам. Абу Фирас, работник Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), рассказал следующее:
«Я все время ночевал рядом с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) и всегда готовил для него воду для омовения и купания. Однажды он сказал мне:
— Проси у меня все, что ты хочешь! В ответ я изложил такую просьбу:
— Желаю быть с тобой рядом в Раю! Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям):
— Проси чего-нибудь другого. Я ответил:
— Вся просьба заключается только в этом!
Тогда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне:
— В таком случае, помоги мне совершением намазов и паданием ниц перед Аллахом! (Муслим, Салят, 226)
В другой раз Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), оставшись довольным службой Анаса (радыйаллаху анху), пожелал сделать ему приятное и вознес за него молитву. Абуль Алия, пересказывая нам эту историю, пояснил, что благодаря этой молитве у Анаса был такой сад, в котором два раза в году созревали фрукты. Там же было особое дерево, от которого исходил благоухающий запах (Тирмизи, Манакиб, 45).
Весьма примечательна и следующая история, в которой повествуется о том, насколько хорошо Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) относился к своим работникам:
Умму Саляма, обращаясь к своему невольнику по имени Сафина, говорила:
— Я освобождаю тебя, однако при том условии, что ты в течение своей жизни будешь прислуживать Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям).
В ответ невольник воскликнул:
— Да я и без этого условия не собираюсь отказываться от его Общества! (Абу Дауд).
Тем самым Сафина (радыйаллаху анху) хотел сказать, что служение Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) было не рабством, а истинной свободой.
Сподвижники, получившие уроки человечности непосредственно у самого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), прилагали все усилия, чтобы во всем походить на него и воистину преуспели в этом. Муавия бин Сувайд рассказывал следующее:
«Однажды я ударил своего работника по лицу и убежал.
Вернувшись после обеда, я совершил намаз за спиной отца. Он тут же вызвал меня и работника. Затем он сказал работнику: «Отомсти ему!» Но он простил меня» (Муслим, Айман, 31; Тирмизи, Нузур, 15).
Прекрасное отношение к невольникам и работникам, которое стали проявлять мусульмане со дня зарождения Ислама, привело к тому, что из среды бывших рабов зародилась целая плеяда блестящих ученых, внесших значительный вклад в развитие науки. Эти люди стали своеобразными факелами, освещающими путь человечества. Это следующие ученые: Икрима, Нафи, Муджахид, Хасан Басри и Ибн Сирин.
Мы как истинные правоверные и верные последователи Пророка Мухаммада также обязаны трудиться, но если все же вынуждены обратиться к помощи других, то следует во всем руководствоваться Сунной Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Ибо он возвещал только истину и призывал людей говорить только правду, так как этого требует природа человека.