Смысл праздника /Ид/ вовсе не в том, чтобы одеваться в красивую новую одежду, вкусно есть, глядеть на красивых женщин и предаваться плотским удовольствиям и утехам.
На самом деле праздник /Ид/ подразумевает совершение актов благоговейного послушания; раскаяния в грехах и ошибках; отказ от дурных поступков; возвышение на более высокий духовный уровень; дарование почетных одежд, изысканных подарков и щедрых милостей; усиление чувств в свете веры /имана/; успокоение сердца через силу убежденности /йакин/ и через знаки, которые она признает; и излияние океана знаний и всяческой мудрости, что идет от сердца к языку и находит выражение в емких и точных словах.
Именно в такой праздничный день /йаум Ид/, как говорится в легенде, человек пришел в дом Али /ибн Аби-Талиба/ (да будет доволен им Аллах, и да сделает его лик благородным) и увидел, что тот ест грубый черный хлеб /хубз хушкар/.
«Сегодня праздник /Ид/», воскликнул этот человек, «а ты ешь грубый черный хлеб!» Так сказал гость в замешательстве. «Сегодня праздник /Ид/ для того, чей пост /саум/ был принят, чьи усилия были признаны достойными, и чей грех был прощен. Сегодня для нас праздник /Ид/, и завтра праздник /Ид/ для нас. Каждый день, когда мы не преступаем волю Аллаха — праздник /Ид/ для нас».
Поэтому для разумного человека важно не сосредотачиваться на внешнем аспекте /захир/, и не давать ему отвлечь внимание. Он должен воспринимать праздник /Ид/ с точки зрения созерцания и размышления. Он должен смотреть на праздник /Ид/, сравнивая его с Днем Воскресения /Йаум аль-Кийама/. Когда он слышит звук рожка Султана /буг/, обозначающий приход ночи праздника /Лайлат аль-Ид/, то должен вспомнить о гласе трубы /сур/ в День Воскресения /Йаум аль-Кийама/.
В то время как большинство людей проводит ночь праздника /Лайлат аль-Ид/ во сне, отдыхая перед празднованием, которое ожидает их на другой день, он должен помнить о том промежутке сна, что будет между двумя зовами трубы /в День Воскресения/.
На утро самого дня праздника /Йаум аль-Ид/, он увидит, как выглядят люди, выходя в город из своих жилищ. Он заметит разницу в их настроении, и разнообразие форм и цветов в их одеждах, ибо каждый оденется в особую одежду и наденет особые украшения. Один будет выглядеть веселым, а другой — несчастным. Один приедет верхом, а другой придет пешком. Один будет богат, а другой беден. Один будет в хорошем настроении, а другой — в подавленном. Видя это, разумный наблюдатель должен будет вспомнить, как разнообразны будут люди в день Воскресении /аль аль-Кийама/.
Те, кто следовал пути молитвенного послушания /ахль ат-таа/ будут радостны и счастливы, а те, кто следовал пути греха и неповиновения /ахль аль-масийя/ будут несчастны и подавлены. Истинно верующие /муттаки/ будут ехать верхом в удобстве, а преступник и лицемер /мушрик/ (т.е., тот, кто ставил себе других богов, кроме Аллаха), будет спотыкаться и падать, его будут волочить лицом по земле или в лучшем случае они будут идти пешком. Как сказал Аллах (нет говорящего славнее Его): «В тот день, когда Мы соберем богобоязненных к Милостивому, [прошествуют они к Нему], выступая торжественно» (19:85), т.е., «верхом на породистых верблюдицах» «и погоним грешников в ад, как стадо на водопой» (19:86), т.е., «как жаждущее стадо». Что касается благочестивого постника /захид/, человека, наделенного пониманием воли Аллаха сердцем /’ариф/ и стремлением духовного исполнения Его Воли /бадал/17, то каждый из них будет обладать удобством и изобильным богатством в присутствии своего Царя /Малиик/ и Возлюбленного /Махбуб/, под сенью Небесного Престола /Арш/. Им будут дарованы украшения и красивые одежды, и яркий свет благоговейных дел и духовного опыта /анвар ат-таат ва-ль-ма-ариф/ будет освещать их лица, ибо будут они лучистыми и великолепными. Для них будут накрыты столы со всяческими яствами, напитками и плодами, пока не будет окончен Счет /Хисдб/, и не будут подведены итоги всем творениям.
Тогда перейдут они в Райский Сад, чтобы занять жилища, кои Аллах (Он превыше всего) уготовил для них. Там найдут они удовольствия и услады, подобных коим не видел глаз и не слышало ухо, и о каких и не догадывалось сердце человека. Аллах (Он превыше всего) сказал: «Не ведает душа, что скрыто для них из услады глаз в награду за то, что содеяли они» (32:17).
Что же касается положения тех, кто пристрастен к этому худшему миру, то такой человек будет рыдать и плакать, и ощущать ужасное несчастье. Ему не достанется услад, радующих жителей /Рая/, потому что он привязан к миру, неправедно нажил свое богатство и не всегда повиновался Господу своему. Он будет видеть место, уготованное ему в Райском Саду, но не сможет достичь его, пока не очистится от долгов и обязательств, которые взял на себя. Что же касается неверующего /кафир/, то он будет громко сетовать, плакать и рыдать, созерцая уготовленные для него муки, и увидит, что ждет его наказание, разложение, погибель и вечное пребывание в Адском Пламени.
Когда разумный мусульманин увидит развевающиеся флаги и знамена, которые поднимают, чтобы отметить праздник /Ид/, он вспомнит ангелов-знаменосцев /ашаб аль-алам/, которые появятся, когда вестник Милосердного /мунади-р-Рахман/ объявит /жителям Райского Сада/, что пришло время им посетить Господа Человеков в его Обители Мира /Дар ас-Салам/, по повелению Источника Мира /би-амри-с-Салам/.
Когда такой человек увидит, что /верующие/ выстроились в правильные ряды, и что его собратья собрались для общей молитвы, он должен будет вспомнить, что все творения будут стоять пред Ликом Всеповелевающего /аль-Джаббар/, и что распутники и праведники /аль-фуджар ва ль-абрар/ будут строиться в ряды в День Воскресения /Йаум ан-Нашр/, когда все тайны /асрар/ будут раскрыты. Когда он увидит людей, идущих с места молитвы на открытый воздух — когда всякий вернется в свой дом, свою мечеть или гостиницу — разумный наблюдатель вспомнит о том мгновении, когда все творения разойдутся от Лика Царя /аль-Малик/, Всеподающего /аль-Маннан/, Воздающего /ад-Даййян/ — кто в Райский Сад, а кто в Адский Пламень. Как сказал нам Господь Всевышнего Величия и Милости /Дуль Азама ва-дь-Имтинан/: «И в тот день, когда настанет час [явиться людям на Суд Божий], — направятся [те, кто уверовал в Бога] в одну сторону, [а кто не уверовал] – в другую.» (30:14) «Одна часть их окажется в аду, а другая – в раю.» (42:7)
Относительно Ид аль-Фитр /праздника разговения после месяца Рамадан/ и почему к нему столь правильно применяется арабское слово /Ид/. Праздник /Разговения после Рамадана/ стал называться Ид по той простой причине, что Аллах восстанавливает /йу-иду: йу-ид-ду/ радость и счастье Своим слугам в этот день празднования /фи йауми иди-хим/. Предлагалось и много других объяснений, включая описанные в следующих анонимных высказываниях: «Его стали называть Ид по той простой причине, что он содержит благодеяния /ава-ид/, дарованные Аллахом, и щедрые милости, что Он подает Своему слуге»; «Объяснение в том, что слуга возвращается /йа-уду/ в это время к смиренному молению и плачу, а Господь (Он Всемогущ и Славен) возвращается /йа-уду/ в это время к дарению милостей и ниспосланию даров».
«Для многих людей празднование Ид обозначает, что они вернулись /аду/ к своему естественному состоянию чистоты». «Это обозначает, что они вернулись /аду/ от послушания непосредственно Аллаху /таа-ат Алла/ к послушанию его Посланнику /таа-ат ар-Расул/ (да благословит его Аллах и дарует ему мир), от религиозной практики, которая строго обязательна /фард/ к той, которая требуется по обычаю, но не обязательна /сунна/, и от поста месяца Рамадан к шестидневному посту месяца Шаваль». «Его стали называть Ид по той простой причине, что верующим в это время говорят : Вернитесь /уду/ в дома ваши, и знайте, что вам было даровано прощение!» «Его стали называть Ид потому, что это — случай вспомнить обещание и угрозу /аль-вад ва-ль-ва-ид/ , День Возмездия и Преизобилия /аль-джаза ва-ль-мазид/, День освобождения для служанок и рабов /аль-има ва-ль-абид/, приближение Господа Правды к Его созданиям вдали и вблизи /аль-гарееб ва-ль-ба-ид/, и действительность сокрушения и раскаяния /аль-инааба ва ль-ауба/ бессильного слуги перед Тем, Кто всех прощает и любит /аль-Гафур аль-Вадуд/».
Ваб ибн-Мунабби (да наделит его Аллах Своей милостью) сказал: «Аллах сотворил Райский Сад в день Разговения /Йаум аль-Фитр/; Он насадил Древо Блаженства /Туба/ в День Разговения; Он избрал Гавриила (да пребудет с ним мир) как проводника вдохновения /вахи/ в День Разговения; и прорицатели нашли прощение в День Разговения».
Пророк (да благословит его Аллах и дарует ему мир), как говорят, сказал: «Когда приходит День Разговения /Йаум аль-Фитр/, и люди выходят из домов на молитву, Аллах (Превыше всего он) скажет: «Мои слуги, для Меня вы постились, и для Меня молились. Теперь идите, зная, что даровано вам прощение!»
По одному из преданий, переданному нам Анасом ибн-Маликом (да будет доволен им Аллах), Пророк (да благословит его Аллах и дарует ему мир) сказал однажды: «В ночь Разговения /Лайлат аль-Фитр/, Аллах (Превыше всего он) дарует вознаграждение всякому, кто постился весь месяц Рамадан, и он дарует это вознаграждение полной мерой. Потом, рано утром в День Разговения, Аллах (Превыше всего он) наставит ангелов. Повинуясь Его воле, они быстро слетят на землю, и встанут на углах улиц и на перекрестках, взывая голосом, слышным всем творениям Божьим, кроме джиннов и людей: «О умма Мухаммада, встаньте пред вашим Господом (Он Всемогущ и Славен), Кто принимает самое маленькое подношение, дарует величайшее богатство и прощает ужаснейший грех!» Потом, когда верующие соберутся на место молитвы /мусалла/, помолятся и вознесут свои прошения, Господь (Он Благословен и Превозвышен) сделает так, что не будет у них ни одной нужды, которую Он бы не удовлетворил, ни просьбы, на которую Он бы не ответил, ни греха, который он бы не простил. Тогда они вернутся в свои дома, зная, что им даровано прощение. (Тот, Чье Величие Великолепно) скажет: «Свидетельствуйте, о Мои ангелы, что Я даровал свое приятие и прощение как награду за их пост /сийам/ и ночное бдение в месяц Рамадан».
Потом он скажет: «О рабы Мои, говорите Мне теперь свои просьбы, ибо клянусь Своим Могуществом и Своим Величием: о чем бы вы не попросили Меня сегодня, в этом собрании, что касается вашей жизни после этого дня, все это Я дам вам; и чего бы не попросили вы, что касается вашей жизни в этом мире, к вашим нуждам Я прислушаюсь. Клянусь Своим Могуществом и Своим Величием, Я предам забвению ваши ложные шаги, если только вы осознанно стараетесь не навлекать на себя Мой гнев. Клянусь Своим Могуществом и Своим Величием, Я не буду ни стыдить вас, ни выставлять на посмешище среди тех, кто предан соблюдению установлений /худуд/. Теперь можете идти, зная, что грехи ваши прощены. Вы получили Мое одобрение, и Я доволен вами».
Это предание заключается следующими словами Пророка (да благословит его Аллах и дарует ему мир): «Тогда ангелы возрадуются, услышав благую весть обо всем, что Аллах (Он Всесилен и Славен) дарует этому собранию, когда его члены будут разговляться после поста, который они соблюдали в месяц Рамадан». Следующий хадис Пророка (да благословит его Аллах и дарует ему мир) передан Ибн-Аббасом (да будет Аллах доволен им и его отцом): «Когда кончится месяц Рамадан, и наступит Ночь Разговения /Лайлат аль-Фитр/, то эта ночь называется Ночью Награды /Лайлат аль-Джаиза/. Тогда, ранним утром Дня Разговения, Аллах (Он превыше всего) пошлет Своих ангелов во все города и все земли. И когда они спустятся, то встанут у входа во все улица и переулки.
Там, голосом, слышным всем тварям, сотворенным Аллахом (Он превыше всего), кроме джиннов и людей, они воззовут: «О умма Мухаммада (да благословит его Аллах и дарует ему мир), придите пред Благородным и Щедрым Господом /Рабб Карим/, который даст вам дары во множестве, и простит ваш ужасный грех!» Потом, когда верующие выйдут и придут в место молитвы /мусалла/, Аллах (Он превыше всего) скажет ангелам Своим: «О Мои ангелы!» И они ответят ему, говоря: «Мы жаждем исполнять Твое повеление снова и снова, и делать Твое дело, снова и снова /лаббаика ва са-даик/!». Тогда он скажет им: «Какова награда работника, когда он сделал свою работу?» Пророк (да благословит его Аллах и дарует ему мир) продолжал: «Ангелы ответят: «Наш Бог и Повелитель, Ты одаришь его полною мерой!» И Превеликий (Великолепно его Величие) скажет: «Свидетельствуйте, о Мои ангелы, что я дал Свое приятие и Свое прощение как награду за их пост /сийам/ и ночное бдение в месяц Рамадан».
Потом он скажет: «О рабы Мои, говорите мне теперь свои просьбы, ибо клянусь Своим Могуществом и Своим Величием: о чем бы вы не попросили Меня сегодня, в этом собрании, что касается вашей жизни после этого дня, все это Я дам вам; и чего бы не попросили вы, что касается вашей жизни в этом мире, к вашим нуждам Я прислушаюсь. Клянусь Своим Могуществом и Своим Величием, Я предам забвению ваши ложные шаги, если только вы осознанно стараетесь не навлекать на себя Мой гнев. Клянусь Своим Могуществом и Своим Величием, Я не буду ни стыдить вас, ни выставлять на посмешище среди тех, кто предан соблюдению установлений /худуд/.
Теперь можете идти, зная, что грехи ваши прощены. Вы получили Мое одобрение, и Я доволен вами». Этот хадис заключается словами Пророка (да благословит его Аллах и дарует ему мир): «Тогда ангелы возрадуются, услышав благую весть обо всем, что Аллах (Он Всесилен и Славен) дарует этому собранию, когда его члены будут разговляться после поста, который они соблюдали в месяц Рамадан».
Перевод из книги Абдул Кадир Джиляни (Al Ghunya li-Talibi Tariq al-Haqq, volume 3, p p62-65)
islam-penza.ru
islam-penza.ru