Комментарии учёных ахлю сунна к хадисам
От Абу Наджих Ирбаз бин Сарият (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал нам проповедь, которая испугала наши сердца, и глаза наполнились слезами. <Послушав проповедь> мы сказали: «О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), <эта проповедь> похожа на прощальную проповедь, сделай нам завещание. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я завещаю вам быть богобоязненными и завещаю слушаться и подчиняться, даже если вами будет повелевать раб. Поистине тот, кто останется жив из вас, увидит много разногласий. <В это время> вам следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных халифов. Вы держитесь за них зубами. И вам следует остерегаться новшеств (бид‘а). Поистине, каждое новшество есть заблуждение». (см. Абу Давуд, № 4607 и Тирмизий, № 2687, который назвал это хадис хорошим (хасан) достоверным (сахих)).
عن أبي نجيح العرباض بن سارية رضي الله تعالى عنه قال: وعظنا رسول الله (صلى الله عليه وآله وسلم) موعظة وجلت منها القلوب وذرفت منها العيون، فقلنا: يا رسول الله كأنها موعظة مودع فأوصنا، قال أوصيكم بتقوى الله عز وجل والسمع والطاعة وإن تأمر عليكم عبد، فإنه من يعش منكم فسيري اختلافاً كثيراً، فعليكم بسنتي وسنة الخلفاء الراشدين المهديين عضوا عليها بالنواجذ، وإياكم ومحدثات الأمور فإن كل بدعة ضلالة
Этот хадис приводит Имам Навави в своём сборнике хадисов «Риязу Салихин», № 158, в 16 разделе. Сегодня мы приведём комментарии к этому хадису величайшего учёного, шейха Алямата Мухамада Али ибн Муххамада Алляна Сидикий Шафиий Аш’арий, известного исламскому миру как Ибн Аллян (996 г. – 1057 г. по хиджре). В своей книге «Далилю Фалихин», что является комментарием хадисов по книге Имама Навави «Риязу Салихин», объясняя смысл вышеприведённого хадиса, он начинает свой комментарий с рассказа о передатчике: «<передатчик> Абу Наджих Ирбаза ибн Сарията Сальмий относится к Ахлю Суффа. (ахлю суффа – люди, которые постоянно находились в поклонении Всевышнему Аллаху и всегда были готовы отразить атаку врага. В книге «Мавсуату Юсуфия» на стр. 11-12 говорится, что по одной из версий слово «суфий» появилось от «ахлю суффа»). Сам Абу Наджих (да будет доволен им Аллах), рассказывая о себе, говорил, что он был четвёртым из принявших Ислам. Он некоторое время пребывал в Шаме, а постоянным его местожительством был Хомс. Этот свет покинул в 75 году по хиджре. Ибн Хазм в конце своей книги по сире (книге по истории) сказал, что Абу Наджих передал от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) 31 хадис, четыре из которых передали Асхабу Сунани.
Комментарий к хадису
От Абу Наджих Ирбаз бин Сарият (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал нам проповедь, которая испугала наши сердца, и глаза наполнились слезами. <Послушав проповедь> мы сказали: «О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), <эта проповедь> похожа на прощальную проповедь, сделай нам завещание».
Эту проповедь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал после утреннего намаза, как об этом уточняется в другой версии хадиса. О том, что проповедь являлась прощальной, сподвижники поняли по тому, каким превышенным предостережением и запугиванием обладала эта проповедь. Из-за подобной проповеди, которая отличалась от ранее читанных им, сподвижники подумали, что смерть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) уже близка, и поэтому они попросили у него сделать им наставление, вбирающее в себя все их недостатки.
И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), давая им наставления, сказал: «Я завещаю вам быть богобоязненными и завещаю слушаться и подчиняться, даже если вами будет повелевать раб». Завещание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) быть богобоязненными во всех делах, в которых они будут нуждаться на том свете. Богобоязненность говорит о подчинении Всевышнему Аллаху и остережении запретного.
«Поистине тот, кто останется жив из вас, увидит много разногласий». В этих словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) проявляется его му’джизат (чудо), связанный с тем, что он говорит о грядущих разногласиях. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) знал о том, что разногласия будут иметь место в мусульманском обществе, как в общем виде, так и детально. Достоверно известно, что Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) было показано всё, что будет до тех пор, пока обитатели Рая войдут в Рай, а обитатели Ада – в Ад. Но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не углублялся в подробное объяснение этих своих знаний всем подряд, а предостерегал в общем виде. Но он делился некоторыми подробностями с некоторыми своими сподвижниками, из которых были Хузайфа (да будет доволен им Аллах) и Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах).
«<В это время> вам следует следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных халифов. Вы держитесь за них зубами».
В этих словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мы видим, что он нас учит тому, как поступать в случаях распространения разногласий. Это является следованием пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), т.е. следованием за тем, что он делал и разъяснял в вопросах вероубеждения, обязательных и желательных деяний. Так же Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) учит нас следовать за праведными халифами, которыми являются Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) , затем Умар (да будет доволен им Аллах), затем Усман(да будет доволен им Аллах), затем Али(да будет доволен им Аллах), затем Хасан(да будет доволен им Аллах), а затем остальные сподвижники. Лучше следовать тому, что пришло от первых пяти или от некоторых из них, чем за тем, что пришло от остальных сподвижников (да будет доволен им Аллах), если в некоторых вопросах по фикху между ними возникнут разные мнения (хиляф).
Возможность определённого человека следовать за сподвижниками в каких-то конкретных вопросах, реально было только для тех, кто был близок к ним по времени. А что касается нашего времени (то есть время жизни Ибну Аляна – 11 век по хиджре), сказали некоторые наши имамы: «Не разрешается следовать, кроме как за четырьмя имамами мазхаба: Имам Шафии(да будет доволен им Аллах), Имам Малик(да будет доволен им Аллах), Имам Абу Ханифа(да будет доволен им Аллах), Имам Ахмад(да будет доволен им Аллах), потому что эти мазхабы обследовали все вопросы Шариата (в которых у саляфов были разные мнения) и установили для людей шариатские правила для вынесения решения. Эти четыре мазхаба в последующем были обследованы их последователями. Некоторые даже сказали: «Для любого раздела уже есть ответ у учёных <выверенный и взвешенный>. Но такую оценку не дашь другим мазхабам. Поистине, другие мазхабы не обследованы и не записаны. Люди не знают правил, опираясь на которые выносятся решения их мазхаба. Следовать за подобными мазхабами не разрешается… И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призывает нас держаться этого пути.
«И вам следует остерегаться новшеств (бид’а). Поистине, каждое новшество есть заблуждение».
Оставляйте нововведения (противоречащие Шариату) сами и остерегайтесь придерживаться их. Новшество (бид’а) в арабском языковом значении имеет смысл выдумать что-то, чему нет аналогов. А в Шариате слово «бид’а» – это совершить то, что противоречит Шариату. Подобное новшество называется Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) заблуждением, потому что истина находится только в том, с чем пришёл Шариат. А те вещи, что не имеют под собой шариатской основы есть заблуждение. И в хадисе называется заблуждением то нововведение, которое не имеет основы в Шариате, в отличие от нововведений, которые находят себе основу в Шариате. Нужно иметь в виду, что порицание новшества исходит не просто из-за того, что определённое действие называется нововведением, а из-за того, что под деяние, которому дали название «бид’а» входят поступки, противоречащие Сунне. Исходя из вышесказанного, учёные Ислама разделили новшество на пять видов. Причина подразделения на пять видов, а не на большее количество в том, что если бид‘а подвергнут правилам Шариата, то оно пройдёт через одно из пяти решений Шариата.
Есть обязательное нововведение (бид‘атун ваджибатун) – изучение наук, от которых зависит понимание Корана и Сунны или того, чем будет защищена религия, так как сохранить религию является обязательным.
Запретное нововведение (бид‘ату тахрим) – возникновение различных сект (к примеру, му‘тазилиты), противоречащих ахлю сунне.
Желательное нововведение (бид‘ату мандуб) – это каждое благое дело, которое не было во время первого века. К примеру, строительство постоялых дворов и медресе, ведение разговоров о тонких вопросах суффизма.
Нежелательное нововведение (бид‘ату макрух), к примеру, украшать мечети и Коран.
Дозволенное нововведение (бид‘ату мубаха) – питаться роскошной едой и питьём. А само высказывание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «Поистине, каждое нововведение (бид’а)» является обобщённым, в котором имеется определённое (то есть сказано в общем, имея ввиду недозволенную, плохую, противоречащую Шариату бид‘у).
(см. «Далилуль Фалихин», 1-й том, 416 стр, издательство «Даруль Магрифат»).
assalam.ru