«И не воздал я Мухаммаду хвалы словами своими, но лишь честь оказал словам своим именем его»
1 января 2014 года с заходом солнца наступил третий месяц по мусульманскому календарю Раби аль-авваль 1435 года по хиджре, с его приходом мы вступили в особый месяц, благословенное время – месяц рождения Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, когда весь мусульманский мир празднует и обращается с мольбами к Всевышнему Аллаху, прося Его благословить Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). 13 января 2014 года, в 12-й день месяца Раби аль-авваль 1435 года мусульманского календаря мы будем отмечать день рождения Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, – Маулид ан-наби. На маджлисах, посвященных этому торжеству, звучат аяты Корана и хадисы связанные с историями из жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), произносятся салаваты (благословения Пророку), чтобы потом услышанное практиковать и стараться быть похожим на гордость миров Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
Аллах Всевышний в Коране говорит (смысл) : «Воистину Аллах и Его ангелы воздавают благословения пророку. О, вы, которые уверовали, благословляйте и приветствуйте его приветствием». (Сура «аль-Ахзаб», 56)
Этот аят Корана не только говорит нам о любви, почете и милости нашего Господа к досточтимому Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), но и повелевает воздавать ему благословение (салават), со смирением приветствовать его (салям) и повиноваться его приказам.
Слово «салят», которое можно перевести как «благословение», включает в себя такой широкий круг значений: просьба о прощении грехов (истигфар), прощение (магфират), молитва (ду’а), благословение (баракат), хвала, поздравление и возвеличивание.
Исламские ученые придают этому слову разные значения, в зависимости от того, кто воздает салят:
Аллах воздает салят одному Своему рабу: Аллах оказывает милость Своему рабу; очищает, возвышает его; дарует ему вознаграждение (саваб); оберегает его и дарует успех.
Ангелы воздают салят: ангелы просят простить раба Аллаха; просят Аллаха, чтобы раб Аллаха поднялся на высшие степени; ангелы спешат на помощь рабу Аллаха.
Верующие воздают салят: верующие возносят благие ду’а за Пророка, возвеличивают его и славят. Слово салям – «приветствие», которое упоминается в аяте, означает «здоровье», «благополучие», «спокойствие», «безопасность». Салям также имеет и такие значения, «подчинение» и «мирное время».
Значит, воздавая салят и салям нашему досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), мы тем самым совершаем такую ду’а:
«О Господь! Возвеличь имя и славу нашего досточтимого Пророка в этом мире и в мире будущем! Религию Ислам, которую он принес, распространи на весь мир и храни эту религию до тех пор, пока существует этот мир! Даруй Пророку право заступничества (шафаат) за свою общину в будущем мире! Даруй ему вознаграждение (саваб) без счета! Даруй ему здравие (саламат), умиротворение (хузур) и безопасность (аманият)!»
Во все времена празднования по случаю года рождения Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) почти во всех Исламских странах представляют собой одно из основных положений социальной и религиозной сфер жизни.
В словаре слово Маулид означает место и время рождения. В исламской литературе применяется как день рождения Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) и ежегодные празднования в честь его рождения.
Посланный Аллахом для человечества Пророк является чудесным явлением и празднование даты его рождения большой праздник для верующих. В этот день надо быть очень радостным, помогать бедным и немощным, читать Коран и восхваления в честь Пророка и т.п.
Совершение Маулида одобрено такими выдающимися авторитетными учёными как аль-Хафиз ибн Хаджар Аскаляни, аль-Хафиз ас-Сахави, аль-Хафиз ас-Суюти и многими другими.
Аль-Хафиз ас-Суюти, говоря об отношении Шариата к проведению Маулидов, сказал: «Основой для проведения Маулидов является сбор людей, чтение отдельных сур, рассказы о тех знаменательных событиях, которые происходили в жизни Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). И это является одобряемым с точки зрения Шариата, так как проводится для возвеличивания Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям)». Также в хадисе Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) сказано: «Основоположнику благого для Ислама запишется вознаграждение и за тех, кто будет следовать ему до Судного дня» (имам Муслим).
Проведение Маулида несёт в себе очень много пользы – это собрание мусульман для выражения радости, усиление братства и любви между верующими, раздача милостыни, способ получения знаний о Пророке (салляллаху алейхи ва саллям).
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал (смысл) : «Пророк у верующих дороже их собственных жизней». (Сура «аль-Ахзаб», 6)
Сказал имам Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) был более любим для нас, чем наше имущество, отцы, дети и матери наши, больше, чем холодная вода во время нестерпимой жажды».
Мусульмане Пензенской области со своими братьями, живущими во всех уголках мира ежегодно отмечают это событие. Благодарят Аллаха за великую милость – Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
Маулид в Пензенской области – религиозный обряд. Проводится практически повсеместно в местах проживания татарского населения. Во время проведения Маулида читаются Коран, касыды – стихотворения поэмы на арабском или старотатарском языках, в том числе специально посвященные Маулиду. Самая популярная из арабоязычных касыд – «Касыда аль-Бурда», написанная Шарафуддином Бусайри, знаменитым арабским поэтом и каллиграфом. В «Касыда аль-Бурда» выражена глубокая и горячая любовь к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), а такая любовь является условием веры.
«Касыда аль-Бурда» была признана большей частью исламского научного мира как одно из величайших свидетельств любви к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Её читают во всем исламском мире, от Востока до Запада, уже на протяжении нескольких веков. Существует множество комментариев к этой книге, написанных величайшими учеными Ислама.
А самая популярная из тюркоязычных касыд – знаменитый Маулид Сулейман Челеби, который был написан в 812 (1409) году в Османском халифате.
«Василят ан-наджат», написанная Сулейманом Челеби, является прекрасным произведением, именно оно широко используется в торжествах в честь Мавлида.
Сулейман Челеби в своем стихотворном произведении «Василят ан-наджат» вылил в поэтические строки вселенскую радость, вызванную явлением в мир Света Бытия – посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям):
«Мир Тебе, о Благороднейший Султан!
Мир Тебе, о Кладезь знаний об Аллахе!
Мир Тебе, о Истины Знаток!
Мир Тебе, о Жизни Эликсир!
Мир Тебе, о Милость для Миров!
Мир Тебе, о грешников Заступник!..»
В восточных странах вместо него читаются другие произведения, написанные на местных языках. Помимо официальных мероприятий в связи с маулидом в сельской местности издавна получило широкое распространение чтение подобных касыд и стихотворений. Можно говорить о многих томах поэтических произведений, написанных с целью восхваления Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и напоминания о его высочайших качествах, достоинствах и дарах, которые он принес человечеству.
Касыды, как правило, читаются по старотатарским книгам «Маулид ан-наби» или же, что более распространено, по их рукописным спискам с транслитерацией на кириллицу. Последнее явление возникло в связи с произошедшими в советское время утратой основными массами населения татарского алфавита, основанного на арабской графике, и невозможностью приобрести указанные книги в печатном виде. Во время Маулида также произносится прославления Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) – салаваты, нашиды (мунаджаты). Исполнения касыд, салаватов, мунаджатов проводится в течение всего месяца Раби аль-авваль, тогда же проводятся меджлисы, посвященные Маулиду.
Маулид проводится религиозными деятелями – имамами, муэдзинами, муаллимами и другими грамотными в области Ислама людьми. В советское время Маулид проводился неофициальными муллами.
Традиционными компонентами ритуала Маулид являются раздачи садака, подарков, сладостей, угощение шербетом, накрытие праздничных столов с угощениями, поздравления родственников, друзей, соседей, односельчан (последнее распространено и в городе среди выходцев из одного села). На меджлисах, посвященных Маулиду, а также хутбах — проповедях в мечети проводящие их имамы разъясняют значимость Маулида, объясняют эпизоды из жизнеописания Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) – сиры, проповедуют искреннюю любовь к пророку, благодарят Всевышнего Аллаха за пророческую миссию Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
Известный исламский проповедник Саид Нурси говорил: «Чтение Маулида является хорошим и полезным исламским обычаем. В нём — общение между верующими, поучительный урок для их веры, пробуждение в сердцах людей любви к Всевышнему и посланнику Его, Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям)».
Пророк милосердия (салляллаху алейхи ва саллям), имея ввиду самозабвенную любовь его последователей, говорил: «В будущем появятся такие люди, которые будут готовы отдать свои жизни и пожертвовать всем имуществом, только за то, чтобы увидеть меня» (Хаким, Мустадрак, 4, 95).
Хотелось бы, чтобы в данный благословенный месяц уста наши наполнились салаватом, а сердца – чувством искренней любви, радости и ликования, отражая благодарность Всевышнему Аллаху.
Пользуясь тем, что данное издание приурочено к «Маулид ан-наби» — благословенному дню рождения Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), я поздравляю всех с этим знаменательным событием и прошу Всевышнего преукрасить наши сердца любовью к Своему посланнику.
Муфтий Единого духовного управления мусульман Пензенской области, Председатель Пензенской региональной общественной организации «Просвещение»
Абдуррауф Забиров
islam-penza.ru