Уровни сподвижников
Ученые Ислама придают большое значение разделению ученых одной области на разные уровни (табакат), как, например, табакаты алимов одного мазхаба, либо табакаты мухаддисов и т.д.
Что касается сподвижников, то среди мухаддисов нет единого метода деления сподвижников на табакаты.
Например, часть ученых считала, что нет смысла делить сподвижников на уровни, поскольку все они являются достойными доверия.
Этому мнению следовали следующие ученые:
— Халифа ибн Хият аль-Асфари. Это упоминается в его книге «Табакат»;
— Имам Абу Хатим ибн Хиббан аль-Бусти. Это упоминается в его книге «ас-Сикат»;
— Аль-Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни. Это упоминается в его книге «ат-Такриб».
Во всех этих книгах сподвижники посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, определенны на один уровень (табака).
Скорее всего, причина такой позиции кроется в том, что целью этих книг является не только описание одних лишь сподвижников, а именно описание всех различных передатчиков хадиса, включая и сподвижников, и тех, кто был после них.
А с этой точки зрения не имеет значения, какой именно сподвижник передает хадис, — который участвовал в сражении Бадр, или который принял Ислам после открытия Мекки, в данном вопросе все они являются достойными доверия.
Второй вид книг – те, в которых сподвижники делятся на уровни (табакат).
Перечислим некоторые такие книги и их методы деления сподвижников на уровни.
1.Имам Мухаммад ибн Са`д в своей книге «ат-Табакат аль-Кубра» делит сподвижников на пять уровней. И также этому делению последовал ибн Джаузи в своей книге «Сифату ас-Сафва».
Уровни приводятся следующие:
Первый уровень: Сподвижники Бадра.
Второй уровень: Те, кто уверовали в ранний период Ислама, совершили хиджру и участвовали в сражении при Ухуде и в событиях после него.
Третий уровень: Те, кто принимали участие в сражении Хандак и в событиях после него.
Четвертый уровень: Те, кто уверовали после открытия Мекки.
Пятый уровень: Те, кто был молод, когда посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, ушел из жизни, и не участвовал ни в одном из сражений.
2. Имам Абу Абдуллах аль-Хаким разделил сподвижников в своей книге «Ма`рифа Улум аль-Хадис» на следующие двенадцать табакатов:
Первый уровень: Принявшие Ислам в Мекке.
Второй уровень: Бывшие в Дар ан-Надва.
Третий уровень: Совершившие хиджру в Эфиопию.
Четвертый уровень: Принесшие присягу посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в Акаба в составе первой группы.
Пятый уровень: Принесшие присягу посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в Акаба в составе второй группы. Большинство из них – это ансары.
Шестой уровень: Мухаджиры.
Седьмой уровень: Участники битвы при Бадре.
Восьмой уровень: Совершившие хиджру между сражением Бадр и Худайбийским перемирием.
Девятый уровень: Присягнувшие в присяге Ридван.
Десятый уровень: Совершившие хиджру между Худайбийским перемирием и открытием Мекки.
Одиннадцатый уровень: Уверовавшие в день открытия Мекки, и это группа курайшитов.
Двенадцатый уровень: Дети, которые видели пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, в день открытия Мекки и затем в прощальном Хадже.
Приведенные нами два деления являются основными из известных, но это не означает, что не может быть более детализированного деления на основе истории Сиры.
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Продолжение следует, ин ша Аллаh
_______________________________
Azan.kz