Польза от познания сподвижников
Некоторые люди могут спросить: к чему такие сложные исследования и правила для выявления сподвижников? Для чего это нужно?
Ибн Абдуль-Барр ответил на этот вопрос в предисловии к своей книге «аль-Исти`аб фи аль-асма аль-асхаб» следующим образом: «Необходимо изучать имена и биографии сподвижников и их состояния, чтобы это было примером для подражания для нас. И счастье тем, кто следует их пути и наставлению. А наименьшая польза этого – в умении различать между собой хадисы мурсаль и муснад. Это великое знание, и невежество в этом не прощается никому из тех, кто относит себя к науке хадис. И нет разногласий среди алимов, что познание сподвижников посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, является одним из важнейших знаний для специалистов в хадисе, и этим возвысились знатоки сиры. Не думаю, что есть какая-то религия, последователи которой не придавали бы значения изучению жизни сподвижников их пророков».
И из этих общих слов имама ибн Абдуль Барра следует, что из изучения и познания сподвижников мы можем вынести следующую пользу:
1. Знание имен сподвижников облегчит нам изучение их биографий, получение духовных уроков и наставлений из их жизней;
2. Изучение достоинств и величия сподвижников;
3. Изучение различных ситуаций, с которыми они сталкивались, и их общения с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям;
4. Изучение их усердия в сохранении и распространении Шариата, которое может вдохновить современную общину мусульман на преодоление того большого кризиса, в котором она находится в наши дни;
5. Изучение их усердия в сохранении хадисов посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, от искажения и усердия в передаче сунны последующим поколениям;
6. Изучение того, как они проявляли стойкость во время хиджры, джихада, и всегда помогали посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям;
7. Поиск в них примеров аскетизма и усердия в повелении одобряемого и порицании запретного;
8. Изучение превосходства и величия одних сподвижников перед другими;
9. Утверждение о справедливости каждого сподвижника, если установлено его сподвижничество;
10. Совершение дуа с просьбой о довольстве Аллаха для каждого из них;
11. Каждый, кто порицает или проклинает их, совершает большой грех, и за ним закрепляется статус грешника. Пусть Аллах защитит нас от этого;
12. Изучение уровней передатчиков, чтобы различать между табиинами и сподвижниками;
13. Изучение непрерывного иснада хадиса от прерывающегося;
14. Способность различать между собой хадисы муснад и мурсаля;
15. Принятие хадиса мурсаля от сподвижников, когда они передают друг от друга, потому что все они достойны доверия.
Имам ас-Сарахси сказал:
لا خلاف بين العلماء في مراسيل الصحابة أنها الحجة
«Нет разногласий среди ученых в том, что мурсаль сподвижников является доводом[1]».
То есть, когда какой-то молодой сподвижник, как, например, Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им и его отцом Аллах, передает хадис от другого сподвижника, не называя нам его имя, то это является доводом, потому что он это будет делать только от другого сподвижника, а все сподвижники, как известно, достойны доверия.
16. Согласно мнению большинства ученых, их слова и действия являются доводом в шариате.
17. Они являются наилучшим поколением за всю историю человечества, равного которому не было и не будет.
[1] Усуль ас-Сарахси, 1\359.
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Продолжение следует, ин ша Аллаh.
_______________________________
Azan.kz