Как известно, ежедневный пятикратный намаз является одним из пяти столпов Ислама. Также полноценно совершённый намаз считается самым достойным поклонением, совершаемым человеком (физически). Совершённый таким образом намаз очищает человека от прегрешений и оберегает от совершения дурных поступков.
Ни у кого не возникнет сомнения в том, что коллективный намаз, совершённый в мечети, намного ценнее, и за него человек получает больше вознаграждения – как минимум в двадцать семь раз больше, чем за индивидуальный намаз.
Однако у коллективного намаза в мечети или в других местах есть ещё и отдельные достоинства. Пребывание человека в рядах молящихся во время произнесения имамом вступительного такбира имеет свою ценность, и за это молящийся получает отдельную награду.
Таких примеров можно привести ещё много, но в этой статье мы ограничимся одним таким деянием.
Как мы написали выше, за пребывание в рядах молящихся во время произнесения вступительного такбира человек удостаивается большего вознаграждения. А если молящийся находится ещё и в первом ряду, то он войдёт в число тех людей, за которых Пророк Мухаммад ﷺ сделал дуа.
По этому поводу существует множество достоверных хадисов. Некоторые из них мы хотели бы привести здесь.
От ʻИрбаза ибн Сарийя (да будет доволен им Аллах) передаётся:
أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يَسْتَغْفِرُ لِلصَّفِّ الْمُقَدَّمِ ثَلَاثًا وَلِلثَّانِي مَرَّةً
«Посланник Аллаха трижды просило о прощении для тех, кто совершал намаз в первом ряду, а для тех, кто совершал намаз во втором ряду, он просил о прощении дважды». (Тирмизи, Ибн Маджа)
Этот хадис указывает на несравненную ценность и достоинство джамаат-намаза в первом ряду. Ценность пребывания в первом ряду во время совершения коллективного намаза описывается и в других хадисах Посланника Аллахаﷺ.
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَوْ يَعْلَمُ النَّاسُ مَا فِي النِّدَاءِ وَالصَّفِّ الْأَوَّلِ، ثُمَّ لَمْ يَجِدُوا إِلَّا أَنْ يَسْتَهِمُوا عَلَيْهِ لَاسْتَهَمُوا
«Если бы люди знали о награде, которая ждёт тех, кто оглашает азан и находится в первом ряду во время совершения коллективного намаза, и не нашли бы иного пути, чтобы решить, кто станет оглашать азан и кто займёт места в первом ряду, кроме жребия по стрелам, они обязательно прибегали бы к этому». (Бухари, 615; Муслим, 437; Ан-Насаи, 2/23)
Жребий по стрелам представлял собой такой способ решения споров, при котором участники писали свои имена на стрелах, а потом вытягивали одну из общей связки. Такой способ жребия был широко распространён в доисламской Аравии.
Эти слова Пророка ﷺ еще раз подчеркивают важность первого ряда и значимость совершения джамаат-намаза в первом ряду, и он даже допускает из-за этого возникновение спора, который невозможно решить без вытягивания жребия.
Также от ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إنّ الله وملائِكتَهُ يُصَلُّونَ على الصَّفِّ الأَوَّلِ
«Поистине, Всевышний Аллах и ангелы Его благословляют первый ряд!» (Ибн Маджах, 999; Имам Ахмад; Абу Дауд, 664)
В той версии этого хадиса, которую приводит имам Абу Дауд, сообщается, что аль-Бараъ ибн ‘Азиб (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَتَخَلَّلُ الصَّفَّ مِنْ نَاحِيَةٍ إِلَى نَاحِيَةٍ يَمْسَحُ صُدُورَنَا وَمَنَاكِبَنَا وَيَقُولُ: لَا تَخْتَلِفُوا فَتَخْتَلِفَ قُلُوبُكُمْ وَكَانَ يَقُولُ: إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى الصُّفُوفِ الْأُوَلِ
«Обычно Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проходил между рядами из конца в конец, брал нас за плечи, касался груди и говорил: «Не нарушайте единообразия, иначе сердца ваши придут к расхождениям!» И он часто говорил: «Поистине, Аллах и ангелы Его благословляют первые ряды«». (Абу Давуд, 664)
В другой версии этого хадиса, которую приводит Ан-Насаи в книге «Сунан аль-Кубра» со слов Аль-Бары ибн ‘Азиба (да будет доволен ими обоими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إنّ الله وملائِكتَهُ يُصَلُّونَ على الصفُّوفِ المُقَدَّ مَةِ
«Поистине, Всевышний Аллах и ангелы Его благословляют передние ряды в коллективном намазе». (Ан-Насаи, 885).
Согласно этой версии, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют не один только первый ряд, а все передние ряды.
Мудрость того, что совершающие джамаат-намаз в первом ряду, удостаиваются особого вознаграждения, заключается в том, что они ближе других находятся к имаму. К тому же, для того чтобы занять место и обрести благодать пребывания в первом ряду, зачастую необходимо приложить определённые усилия, например, прийти в мечеть заблаговременно, раньше других, желательно ещё до азана.
При этом, сделав намерение совершить и’тикаф в доме Аллаха в ожидании намаза, человек в это время получает вознаграждение даже за обычное сидение и за простое молчание.
Да одарит нас Всевышний стремлением к совершению коллективных намазов в мечетях в первых рядах! Амин.
islamdag.ru