Кораном и Пророческой сунной четко определено, каким должен быть верующий по отношению к своему Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), какие обязанности он имеет по отношению к Посланнику (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Всевышний Аллах в Коране разъяснил то, какие должны быть отношения между мусульманами и Его посланником (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
Каждый верующий и соблюдающий ислам мусульманин должен понимать и осознавать, что это не простые узы или не просто представления о том, что наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) последний из пророков, а эта связь намного сильнее. Наличие какой-либо связи между верующим и Посланником (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) подразумевает следование за пророком и соблюдение его сунны. Этого можно достичь благодаря нескольким предписаниям.
1) Вера в то, что он действительно является Посланником Аллаха.
В доказательство этому можно привести аяты из Корана. Вот некоторые из них (смысл):
«Уверуйте же в Аллаха, и Его посланника, и в свет, который мы ниспослали, а Аллах сведущ в том, что вы делаете». (64:8)
«Веруйте в Аллаха и Его посланника и расходуйте то, в чем Он сделал вас наследниками! И тем из вас, которые уверовали и расходовали, им – великая награда». (57:7)
«Мы послали тебя свидетелем, вестником и увещевателем, чтобы вы уверовали в Аллаха и Его посланника, и помогали ему, и почитали Его, и прославляли Его утром и вечером». (48:8-9).
Когда мы говорим «вера в Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам)», мы подразумеваем то, с чем он пришел, и признаем его действительность. Вера в то, что Мухаммад был Пророком и Посланником от Аллаха, является обязательной для любого мусульманина.
2) Необходимость проявлять покорность Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и следовать его примеру.
Аллах в Коране сказал (смысл):
«О, вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день. Это – лучше и прекраснее по исходу». (4:59)
«Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху. А кто отворачивается.., то Мы не посылали тебя хранителем над ними». (4:80)
«…и повинуйтесь Посланнику, — может быть, вы будете помилованы!» (24:56).
Всевышний с угрозой обратился к тем, кто ослушается Его Посланника, и сказал (смысл):
«Пусть остерегаются те, которые противятся велению его, дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное». (24:63)
Как видно из аятов, подчинение Посланнику (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) является повиновением Всевышнему Аллаху. В хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
«Кто подчиняется мне, тот подчиняется Аллаху, а кто меня ослушался, тот ослушался Аллаха». (Муслим)
Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл):
«И что даровал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь. И бойтесь Аллаха, ведь Аллах силен наказанием!» (59:7).
3) Обязательность следования за Посланником (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл):
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи». Поистине, Аллах – прощающий, милосердный». (3:31)
Что же подразумевается под обязательным следованием? Это означает соблюдение его сунны и следование его наставлениям. Аллах установил, что всякий, кто повинуется Пророку, руководствуется истиной, а кто ослушается его, впадает в заблуждение. Всевышний Аллах сказал (смысл):
«И если будете ему повиноваться, то пойдете по прямой дороге». (24:54)
Всевышний также сказал (смысл):
«Если же они не ответят тебе, то знай, что они следуют только за своими страстями. А кто более сбит с пути, чем тот, кто последовал за своей страстью без руководства от Аллаха? Поистине, Аллах не ведет прямым путем людей неправедных!» (28:50).
Всевышний Аллах поведал людям, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) является хорошим примером для мусульманской общины, сказав (смысл):
«Был для вас в Посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и Последний день и много поминает Аллаха». (33:21)
4) Необходимость любить Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и его почитать.
Коран указывает на то, что любовь мусульманина к Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) должна быть сильнее и крепче любви ко всему мирскому. Аллах в Коране сказал (смысл):
«Скажи: «Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вы одобрили, милее вам, чем Аллах и Его посланник и борьба на Его пути, то выжидайте, пока придет Аллах со Своим повелением. А Аллах не ведет народа распутного!» (9:24).
Любовь к Посланнику (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) является необходимым следствием любви к Всевышнему Аллаху и занимает в жизни верующего второе место после любви к Господу. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал о необходимости любви к нему:
«Ни один из вас не уверует до тех пор, пока я не стану для него более любимым, чем его ребенок, отец и все остальные люди». (Муслим)
В другом хадисе также говорится о проявлении обязательной любви к Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
«Человек ощутит сладость веры тогда, когда обнаружит в себе три чувства: когда он возлюбит Аллаха и Его посланника больше всего на свете, когда он возлюбит другого человека только ради Аллаха, а также тогда, когда ему будет ненавистно возвращение в неверие после того, как Аллах спас его от этого, так же как ненавистно ему быть брошенным в Огонь». (аль-Бухари и Муслим)
Проявление любви к Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), предпочтение его над всеми другими творениями земли, является одним из признаков веры. Если сравнить людей времен сподвижников Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и предшественников, то можно отметить, что той любви не было предела и границ.
Анас ибн Малик (радыйаллаху ‘анху) сказал: «Я никогда не касался такой нежной ладони, кроме как ладони Посланника Аллаха». (аль-Бухари и Муслим)
В другом хадисе говорится о том, что правоверный должен любить Посланника (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) даже больше, чем самого себя.
Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (радыйаллаху ‘анху) сказал: «О, Посланник Аллаха! Поистине, я люблю тебя сильнее всего, кроме себя самого!»
Услышав это, Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, ты не уверуешь, пока не возлюбишь меня сильнее, чем себя самого!»
Тогда Умар (радыйаллаху ‘анху) сказал: «Поистине, я возлюбил тебя сильнее, чем себя самого!»
Он (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Вот теперь ты правильно сказал, Умар!» (аль-Бухари).
5) Проявление уважения к Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
Верующие должны уважать и почитать Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), как это было при его жизни, также и после его смерти. Всевышний Аллах сказал (смысл):
«Чтобы вы уверовали в Аллаха и Его посланника, и помогали ему, и почитали Его, и прославляли Его утром и вечером». (48:9)
6) Благословлять Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и молить о ниспослании ему мира.
Аллах предписал мусульманам исполнять их долг перед своим Посланником (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), который состоит в том, чтобы они благословляли его и молились о ниспослании ему мира. Всевышний Аллах сказал (смысл):
«Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали, благословляйте и вы его и приветствуйте миром!» (33:56).
В аяте сообщается, что под благословением Аллаха подразумевается восхваление Им Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), под благословением ангелов — их мольба за него, а под благословением людей — мольба о прощении.
В этом аяте также Аллах поведал о том положении, которое занимает пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), раб Аллаха и посланник, в котором обитают ангелы. Сам Господь воздает ему хвалу в присутствии приближенных ангелов, и они благословляют его.
Слова «приветствуйте миром» подразумевают общепринятое мусульманское приветствие, поэтому если кто-нибудь станет молиться за Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), пусть объединяет молитву с приветствием и не упускает ни того, ни другого, говоря только: «Да благословит его Аллах!» — или только: «Мир ему!» — ибо Аллах повелел говорить и то, и другое вместе.
7) Соблюдение этики по отношению к Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
В Коране приводятся множество аятов, непосредственно указывающие на соблюдение определенных норм и правил по отношению к Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл):
«О, вы, которые уверовали! Не поднимайте своих голосов выше голоса пророка и не обращайтесь к нему громко с речью, как обращаетесь друг к другу, чтобы не оказались тщетными ваши дела, а вы и не знаете». (49:2)
«Не делайте обращения к посланнику среди вас такими же, как обращение вас друг к другу. Аллах знает тех из вас, которые пробираются, ища убежища. Пусть берегутся те, которые нарушают Его приказ, чтобы их не постигло испытание или не постигло их наказание мучительное!» (24:63).
Также в Коране сказано (смысл):
«О те, которые уверовали! Не входите в дома пророка, если только не будет разрешена вам еда, не дожидаясь ее времени. Но когда вас позовут, то входите, а когда покушаете, то расходитесь, не вступая в дружескую беседу. Это с вашей стороны удручает пророка, но он стыдится вас, а Аллах не стыдится истины. А когда просите их о какой-нибудь утвари, то просите их через завесу. Это вам чище для ваших сердец и их сердец. Не следует вам удручать посланника Аллаха и никогда не жениться на его женах после него. Это с вашей стороны велико у Аллаха». (33:53)
Из книги: «Комментарии к избранным хадисам и сомнения к ним», стр. 27-32
islamdinr.ru