25. Не говорите больше необходимого.
Как мы уже сказали прежде, язык – это главный враг салика в начале его пути.
Развитые технологии сегодня позволяют человеку говорить целыми сутками, даже не раскрывая для этого рта.
В целом, этот вопрос нельзя решить лишь волевыми усилиями, он решается посредством изменения образа жизни: меньше знакомств и больше уединения в поклонении, в учебе и работе.
Также, человеку следует каждый раз задавать себе один из важнейших по своему значению вопросов: «Что это дает мне?»
А затем нужно приложить усилия, чтобы наша речь была пропущена через призму ответа на этот вопрос и была изучена на предмет наличия в ней пользы, будь она мирской или религиозной.
26. Настоящая муджахада – это оппозиция своему нафсу.
В этом смысле сулук и духовное развитие – это крайне не эстетичное занятие, и реальность далека от разных макамов, халей и прочих непонятных терминов и высоких лозунгов, вроде того, что мы поклоняемся Аллаху не из страха перед Адом, а из любви к нему.
О каком страхе мы говорим, если мы не может сдержать свой язык от гыйбата?
Обилие в речи этих высокодуховных фраз может создать иллюзию для человека, что он каким-то образом причастен к их сути.
Реальность же заключается в том, что наши сердца не чище общественных туалетов, а зловоние наших сердец настолько разительно, что оно фактически материализуется, когда каждый из нас сталкивается в каком-либо конфликте со своим братом по вере.
27. Постоянствуй в оппозиции своему нафсу.
Нафс – это творение Аллаха, заложенное в нас, величайшая ложь которого заключается в том, что оно смогло убедить нас в том, что нафс – это мы, а его желания – это наши желания.
Можно привести пример слабого мужчины, подчиненного воле своей властной жены, но при этом убежденного, что ее требования – это, на самом деле, искренне его собственные побуждения.
Точно также устроена афера нафса: «хочу то, хочу это, хочу то, хочу это, это не хочу, то не хочу, это не хочу, то не хочу, хочу-не-хочу». Каждый из нас знает, о чем речь, и каждый из нас слышит порой требования и брюзжание, которые он привык воспринимать как свои личные желания.
Важнейший шаг — это контроль, анализ своих желаний, постоянное стремление выявить малейшие побуждения нафса и оппонировать им на постоянной основе.
28. Необходимость в противостоянии нафсу существует всегда.
Этот вид борьбы с собой постоянен и будет длиться всю нашу жизнь.
Красивые четки, халат, красочные тюбетейки, чалма, образы сандалий на тюбетейке, звучные зикры, мелодичные мавлиды и прочая эстетика, ласкающая слух и глаз, — все это еще очень далеко от попыток регулярно просыпаться раньше фаджра и совершать тахаджуд, от стремлений выполнять вирды точно в желательное время, контролировать свой язык, свою речь, изучать фардуль-айн, а не «спорные темы», поститься по понедельникам и четвергам, проявлять щепетильность в еде и поиске дозволенного заработка; а самое трудное – это любить своего брата-мусульманина, желать ему блага и быть терпеливым к его нраву.
Продолжение следует, ин ша Аллаh.
_______________________________