21. Ошибка устаза лучше, чем твоя правота.
Эти слова явно указывают на то, что духовные наставники не безгрешны и не защищены от ошибок, и подобные убеждения нельзя иметь в отношении кого-либо, кроме пророков.
Однако духовные наставники обладают одним неоспоримым качеством — искренностью в поступках. И, даже если в определенном вопросе они могли совершить ошибку или последовать за неправильным мнением, в основе их намерения лежит стремление снискать довольство Аллаха.
Многие наши оценки и суждения могут быть выверенными с точки зрения Шариата, но при этом лишенными искренности, и часто они представляют собой лишь теоретический дискурс, нежели реальное переживание сердца.
22. К признакам истинного мурида относится любовь ко всем действиям своего шейха.
Одно из важнейших условий успеха на духовном пути сулука — любовь к духовному учителю, которая сближает сердце ученика с баракатом учителя.
И без этой искренней любви, как сообщается в книгах по тасаввуфу, невозможно получить духовную пользу от наставника.
Посему салик должен очень тщательно подходить к выбору наставника и понимать, что духовная близость с наставником находится за пределами простого рационального следования и принятия того, чему он обучает, и, скорее, воплощает собой явление из области чувств и эмоций, в которых и заложена искренность. А искренность, в свою очередь, есть главная цель на этом пути.
23. Салик всегда должен поддерживать связь со своим шейхом.
Для любого мусульманина, а особенно для студента шариатских знаний, очень важно осознавать и ощущать наличие живых авторитетов, которых он мог бы отнести к своим духовным наставникам; от которых бы он получал советы и духовную поддержку; с чьим мнением он мог бы сверять свои суждения; и с оглядкой на которых он мог бы тщательно обдумывать свои заявления.
24. Плод молчания — это успех.
Имам аль-Газали, рахимахуллах, в одной из своих книг пишет, что если человек не может совершать благое, то пусть сосредоточится на том, чтобы не совершать дурного.
И ключ к успеху в этом — молчание. Если взять в качестве примера среднестатистического соблюдающего мусульманина, не совершающего намаз, который сторонится прелюбодеяния, распития спиртного и прочих подобных грехов, то подавляющая часть его грехов придутся на его язык.
К сожалению, сплетни и злословие (гибат) стали нормой для мусульманского общества, их просто перестали замечать, и даже религиозные круги сегодня погрязли в этом губительном грехе.
Следует помнить, что грех — это не только злословие само по себе, но и нахождение в таком собрании, в котором совершается этот грех.
Однако шайтан украшает подобные разговоры и делает сплетни привлекательными для людей настолько, что они готовы тратить часы на обсуждение и «поедание мяса» своих братьев. В итоге это ведет к разрушению братских уз и дружбы между людьми. Также надо хорошо понимать, что человек который описывает перед вами другого человека в негативном свете, будет так же говорить о вас при других людях.
Лучший способ осознать пагубность этого греха — каждый раз при возникновении соблазна поддаться ему представлять себя на месте обсуждаемого человека, либо вообразить, что этот человек слышит ваш разговор.
Следует избегать нахождения в больших компаниях или собраниях, потому что в них всегда находятся люди, которые, так или иначе, вовлекают всех собравшихся в те или иные греховные разговоры.
Имам аль-Газали говорил, что если человек боится того, что может совершить тот или иной грех языком, то ему следует остерегаться тех мест и встреч, где ему предоставится возможность для такого греха.
По этой же причине многие великие ученые и праведники Ислама, такие как имам ан-Навави и прочие, проводили большую часть своего времени в уединении, отдаляясь от людей, благодаря чему смогли оставить огромное наследие, дошедшее сегодня до нас.
Продолжение следует, ин ша Аллаh.
_______________________________