2024/1/18 ИХСАН — ОСНОВА ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ. УРОК 3 - Пророк Мухаммад
Кыргызстандагы Mostbet KG – бул бир платформага бириктирилген букмекердик кеңсе жана онлайн казино. Спорттук мелдештер, саламдашуу бонустары, бекер коюмдар, бекер айлануулар жана тез акча алуулар үчүн ылайыктуу иш-чаралар бул кызматты башкалардан айырмалап турат. Букмекердик конторанын технологиялары Мостбет мобилдик тиркемесинин аркасында иш столунда да, смартфондордо да ойноого мүмкүндүк берет. Келиңиз жана жеңиңиз!

НАМЕРЕНИЕ

«Будь таким, какой ты есть, Старайся быть таким, каким ты кажешься». (Мауляна Джалалуддин Руми).

 

Все, что люди делают в этом мире, зависит от их намерений. Намерение — это главная причина, ведущая к конечной цели. Добро или зло делает человек, он будет вознагражден или наказан в соответствии с его намерениями. Поскольку действия человека очевидны. А когда действия скрыты, то это его внутреннее намерение. Поэтому важнее быть чистым сердцем, чем внешне. Иногда мы оцениваем людей согласно их поступкам. Однако деяния человека зависят от его искренних намерений. Всемогущий Аллах оценивает деяния человека в соответствии с состоянием его сердца. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

 

«Поистине, Аллах не смотрит ни на ваши тела, ни на ваш внешний облик, однако Он смотрит на ваши сердца и ваши деяния» (имам Муслим, Ибн Маджа, Ахмад ибн Ханбал).

 

В следующем хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) повествуется следующая история. Однажды житель Мекки влюбился в женщину по имени Умму Кайс (в целях женитьбы). Однако Уму Кайс сказала, что выйдет за него замуж, только в том случае, если он переедет с ней в Медину. Затем он оставил все и отправился с мусульманами в Медину. Узнав об этом событии, люди решили узнать о религиозном статусе человека, который переселился (сделать хиджру) в Медину ради мусульманки и вознагражден ли он? Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им:

 

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и поистине каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (имам Бухари).

 

Этот хадис рассказывает о переселении из Мекки в Медину ради достижения довольства Аллаха. То есть, в то время переселение мусульман из Мекки в Медину считалась религиозным поклонением.

 

Сподвижник Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Среди нас был мужчина, который был помолвлен с женщиной по имени Умм Кайс. Однако она отказалась выйти замуж, если он не переселиться с ней. Он переехал из Мекки в Медину и женился на ней. Позже мы называли его «переселенец Умм-Кайса».

 

Этот хадис относится к одним из основных хадисов Ислама. Так как, правовые нормы (хукм ) шариата основаны на этом хадисе. Исламские ученые в этом вопросе единодушны. Имам Абу Дауд (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Слова в хадисе «Дела (оцениваются) только по намерениям» составляют половину Ислама. Каждое действие имеет внешнюю форму. Это очевидное, то, что на виду у всех. Мы называем это «Зохири». Например, молитва, пост, паломничество, закят и т.д. Но есть внутренняя сторона. Мы называем это «Батыни». Это то, что невидно нашему взору. Это — внутреннее намерение человека».

 

Имам Ахмад и имам аш-Шафии (да смилостивится над ними Аллах) сказали: «Слова, упомянутые в хадисе «Дела (оцениваются) только по намерениям» составляют треть Ислама. Объяснение лежит в том, что раб Аллаха может приобретать что-либо посредством своего сердца, посредством своего языка и частями своего тела.

 

Многие ученые, принимая во внимание важность этого хадиса, использовали его как предисловие к своей работе. Например, Имам аль-Бухари начал с этого хадиса свою книгу «Сахих», имам ан-Навави книги «Сады праведных» (Рияду ас-Солихин), «Зикры» (аль-Азкар) и «Сорок хадисов» начал с этого немаловажного хадиса. Важность и смысл этого состоит в том, чтобы обратить внимание человека, ищущего знания, либо человека, желающего совершить благое дело на свое сердце и проверить свое намерение, что все делается им ради Аллаха.

 

Намерение может быть и хорошим и плохим, также самым лучшим и самым худшим. Если целью человека является Ахират, то это хорошее намерение, а если цель — получить довольство Аллаха, то это намерение является самым лучшим намерением. Точно также, если цель мирская жизнь, то это плохое намерение. И если цель, якобы приносящее пользу в ахирате, но на самом деле — получить блага этого мира, то это худшее намерение. Поэтому в Священном Коране тех, кто имеет первое намерение, называют «Аброр» (благочестивые), а тех, кто достиг второго, — Мукорробун» (приближенные к Аллаху). Поэтому добрые намерения очищают человеческую душу, приводят к довольству Создателя.

 

Суфьян ас-Саури говорил: «Я никогда не имел дела более трудным для меня, чем мои намерения, ибо они изменчивы».

 

Например, если человек ложится с намерением «встать ночью и поклоняться Аллаху», его сон будет считается поклонением. Если мы начнем прием пищи, при этом не излишествуя, со слова «Бисмиллях» и закончим его словами «Альхамдулиллах», как учит наша религия, или каждый раз, когда мы за столом следуем примеру Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в еде, в питье, тогда сама трапеза становится поклонением.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Намерения верующего лучше, чем его дела» (Имам Хайсами).

 

Если намерение неискреннее!

 

Если намерение хорошее, то и результат будет благим! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:  «Хорошо уясните то, что я сейчас вам скажу! В мире есть четыре типа людей:

 

Первый — это тот, кому Аллах дал богатство и знания. Этот человек тратит свое состояние на пути Аллаха, заботится о своих родственниках и знает, что его богатство и имущество принадлежит одному лишь Аллаху. Это высшая степень.

 

Второй — это человек, которому Аллах дал знания, но не богатство. Этот человек имеет добрые намерения и говорит: «Если бы у меня было богатство, и я бы потратил его ради довольства Аллаха». Этот человек тоже увидит плоды своего намерения. В результате награды для обоих будут равны …» (имам Тирмизи; Ахмад ибн Ханбал).

 

Вот так один получает вознаграждение своим трудом, а другой приобретает одним лишь намерением. Поэтому даже если мы не в состоянии совершать благие поступки, нам нужно научиться и воспитывать в себе формирование хороших намерений. Это должно быть в сердце каждого человека. Но оставлять все как есть, прикрываясь хорошим намерением, и не стремиться к благодеяниям является плохое намерение. Потому что намерения — это не просто слова, а стремление совершить благодеяние. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто решит совершить благое дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого благого дела; если человек решит совершить благое дело и совершит его, то Аллах запишет ему у Себя совершение от десяти до семисот и многим более добрых дел» (имамы Бухари и Муслим).

 

Вот почему намерение имеет огромную важность. Небольшой поступок вознаграждается и превращается в поклонение.

 

Знаменитый таби ат-табиин Абдулла ибн Мубарак (да помилует его Аллах) сказал: «Намерение увеличивает малое количество совершенного деяние, а также может и уменьшить большее ее количество».

 

Даже если вы спасете весь мир, вы будете спрошены, если при этом ваше намерение неискреннее. Потому что Всевышний Аллах ничего не оставляет без внимания. Об этом свидетельствует следующий хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

 

Первыми в Судный день будут призваны те, кто выучил Коран наизусть (хафиз, кори); те, кто принял мученическую смерть во имя Аллаха (шахид); и те, кто обладал большим богатством. Всевышний Аллах сначала спросит чтеца, который выучил Коран:

 

— Обучил ли Я тебя Корану, который был ниспослан Моему Пророку? Он ответит:

 

— Да, мой Господь. Всемогущий Аллах спросит у него:

 

— Совершал ли ты деяния в соответствие с этими знаниями? Мужчина ответит:

 

— Я читал его днями и ночами. Когда Аллах скажет ему: «Ты солгал». Ангелы тоже присоединятся к Нему и скажут: «Ты лжешь». Всевышний Аллах продолжит:

 

— Ты читал его с таким намерением, чтобы люди говорили о тебе: «О, вы видели, как он читает!».

 

Затем будет допрошен человек, умерший на пути Аллаха.

 

— Ради кого ты стал шахидом? — спросит его Аллах. Мученик ответит:

 

— Я сражался на Твоем пути, пока была кровь в моих жилах, и моя душа не покинула меня. Тогда Всевышний Аллах скажет ему:

 

— Ты лжешь. Ангелы также скажут: «Ты лжешь». Всевышний скажет ему:

 

— Твоим истинным намерением было ожидание похвалы и почести в свой адрес. Ведь ты желал, чтобы люди говорили о тебе: «Каким же он был героем». Все свершилось так, как ты хотел.

 

Настала очередь подошла и обладателя богатства. Аллах спросит его:

 

— Разве Я не дал тебе много богатства? Я дал тебе столько, что ты ни в ком не нуждался. Богатый человек скажет в ответ:

 

— Да, мой Господь.

 

— Что ты сделал с предоставленными тебе возможностями? —спросит его Аллах. Тогда богатый скажет:

 

— Я не разрывал родственные связи, был в хороших отношениях со всеми, и подавал милостыню. Тогда Всевышний Аллах скажет:

 

— Нет, ведь ты давал это, чтобы люди о тебе говорили: «О, какой же он щедрый». Все так и произошло.

 

Сказав это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) коснулся колена своего сподвижника Абу Хурайры и сказал: «О, Абу Хурайра! Эти три человека будут дровами для растопки адского огня в Судный день».

 

Сподвижник Шуфай (да будет доволен им Аллах) сказал: Я рассказал Муавии этот хадис в передаче от Абу Хурайры. Услышав это, Муавия пожал плечами и воскликнул: «Что будет тогда с остальными, если такие люди окажутся в такой ситуации?» Затем он пришел в себя, вытер слезы, сказав, что Аллах и Его Посланник были правы и прочитал следующий аят:

 

«Тем, кто желает только (благ) земной жизни и ее прикрас (здоровья, безопасности, богатства, детей и власть), Мы в полной мере воздадим за их (хорошие) поступки в этом мире. И они не будут обделены. В вечной жизни они не получат ничего, кроме огня (так как все их устремления и желания были связаны с земной жизнью, и они обрели то, что хотели, в вечной жизни для них не осталось иной доли, кроме вечного Ада). Обесценится все, что они делали в ней (в земной жизни), и бесполезны (окажутся) их дела» (Сура «Худ», аяты15-16).

 

На самом деле наша религия не запрещает заниматься мирскими делами. Но религию нельзя использовать в мирских целях.

 

Суфьян ас-Саури (да смилостивится над ним Аллах) рассказывал: «Однажды я пошел к Аль-Фудайлу (мухаддис, считается одним из аулия). Мы с ним читали аяты из Священного Корана и хадисы, приводили примеры, рассказывали поучительные истории. Затем я сказал ему: «Наша сегодняшняя встреча была благословенной. Лучше ведь поговорить и провести время вместе, чем сидеть одному». Фудайл сказал: «Ни сегодняшний вечер, ни проведенный наш разговор не были из хороших деяний. Это было худшее время». Я в недоумении спросил его: «Почему ты так думаешь? » А он в ответ говорит: «Я так говорю, потому что во время нашей беседы ты изо всех сил старался угодить мне и снискать мое довольство. Точно так же и я искал такие ответы, которые бы удовлетворяли тебя. Мы оба восхищались словами друг друга, забыв угодить Всевышнему. Поэтому было бы лучше, если бы мы сидели одни и прославляли Всевышнего Аллаха».

 

Абу Бакр Шибли был набожным человеком, жившим в четвертом веке хиджры. Один багдадский пекарь восхищался знаниями и набожностью Имама Шибили, и он очень хотел увидеть его хоть бы один раз в жизни. Тем не менее, он не мог просто взять и бросить работу. Как только разговор заходил об имаме Шибли, пекарь восклицал: «О, Аллах, как же хочу хоть раз в жизни его увидеть!».

 

Однажды к этому пекарю подошел старик со светлой седой бородой:

 

— Ради Аллаха, дай мне, пожалуйста, половину хлеба. Пекарь недовольно воскликнул:

 

— Держись подальше! Как же мы уже устали от вас. Научились этому выражению «ради Аллаха», и беспокоят всех. Старец не сказал ни слова и тут же сразу же покинул пекаря. Увидев это, окружающие стали попрекать пекаря:

 

— Что ты наделал? Этот седобородый старик Имам Шибли, которым ты так восхищаешься.

 

-Это старик в старой, дряхлой одежде?

 

— Да.

 

Растерявшийся пекарь бросился вслед за имамом Шибли. Догнав его, он стал умолять его простить. Имам Шибли решил преподать урок пекарю, который не мог подать ради довольства Аллаха половину хлеба, и сделал ему следующее предложение:

 

— Ты будешь прощен, если выделишь сотню своих золотых монет и устроишь трапезу на площади Багдада.

 

— Без проблем. Ради вас сотни золотых не жалко.

 

Все было сделано, как и обещал пекарь. Пришли люди в условленное место и завершив прием пиши, все сидели в ожидании проповеди имама Шибли. Молчание прервал один из присутствующих:

 

— О имам, собравшиеся люди просят вас рассказать нам о Раеи Аде. Могли бы вы нам сделать наставление. Тогда имам Шибли сказал:

 

— Я не знаю, кто является обитателем Рая, но если вы спросите меня, об обитателях Ада, то я скажу вам.

 

Люди, оглядевшись друг на друга, попросили продолжить:

 

— Тогда скажите нам, кто они?

 

— Если вы хотите увидеть обитателя Ада, посмотрите на этого пекаря, который угощает вас сегодня! Вся площадь замерла в удивлении и в недоумений. Затем имам Шибли разъяснил ситуацию следующим образом:

 

— Этот пекарь не дал и половину хлеба ради довольства Аллаха, но он не отказался накрыть для имама Шибли стол на сотню золотых. Присутствующие впали в глубокое размышление:

 

— Имам Шибли преподал нам незабываемый урок. Мы все должны сделать соответствующие выводы.

 

Важны как место, так и время намерения

 

Намерение как необходимое условие. Ученые сошлись во мнении, что дела, совершаемые дееспособным верующим, будут приняты в расчет с точки зрения шариата, а их совершение принесет награду лишь в том случае, если они совершаются с соответствующим намерением.

 

Например, намерение перед совершением таких видов поклонений, как намаза, хадж и соблюдение поста, является необходимым условием. Если намерение неправильное, но поклонение становится недействительным. Намерение, совершаемое сознательно при совершении того или иного ибадата, например: молитвы, хаджа, поста и т. д., являются одним из его столпов, без которого данные виды поклонения будут недействительны.

 

Приступая к осуществлению какого-либо поклонения, человеку следует иметь намерение. Например, вы встаете на молитву и должны сделать намерение не только совершить намаз, но и определить вид намаза: намаз зухр или аср. Также является недействительным пост без намерения. что касается поста, то намерение можно сформулировать заранее, так как уследить появление зари бывает сложно. И местом намерения является сердце. Необязательным является произнесение намерения вслух, но в ряде случаев это может быть желательным, когда язык может помочь сердцу быть в готовности.

 

Польза и преимущество намерения

 

Мусульман награждается в соответствии с намерением каждого поступка. Если кто-либо вознамерился совершить праведное дело, но осуществлению этого мешают такие непреодолимые препятствия, как болезнь или смерть, тем не менее, человек получит за это награду, словно он совершил это дело.

 

В Судный день Всевышний Аллах скажет ангелам: «Запишите такое-то деяние этому человеку». Ангелы в ответ: «Господь наш! Этого нет в наших записях. Ничего подобного этот человек не совершал». Тогда Всевышний скажет: «Мой раб намеревался сделать это» (Имам Заракутни).

 

Сказал имам аль-Баздави: «Дела, совершаемые без намерения, будут недействительны». Дела не будут приняты, тогда как намерение без совершения действия вознаграждаются. В свою очередь действия без совершения намерения пропадают зря. «Намерение по отношению к действию подобно душе по отношению к телу. Тело не может существовать без души, а душа не может найти свое проявление в этом мире без связи с телом».

 

Например, если мусульманин зарабатывает деньги каким-либо ремеслом и при этом имеет намерение обеспечить свою семью всем самым необходимым дозволенным путем, и дать семье соответствующее воспитание и знание, которое соответствуют нашей религии, то одновременно он получает награду как за поклонение. Если человек принимает пищу с заботой о своем здоровье, чтобы иметь силу для поклонения, то и он обретает награду в соответствии со своим намерением.

 

Мухтар Ауэзов говорил: «Для успеха любого дела есть три условия: сначала -намерение, затем — труд, потом — дисциплина».

 

Намерение имеет много преимуществ в этом мире и в будущей жизни. Однако, можно отметить следующие из них:

 

1. Намерение — это душа поклонения. За непреднамеренное действие награды нет;

 

2. Посредствам намерения одобряемое становится грехом, а греховное может обернуться наградой;

 

3. Посредством намерения человек может получить вознаграждение за действия, которые выполнить не в состоянии.

 

Исламские ученые говорят: «Научитесь правильному намерению, прежде чем совершать какое-либо деяние! В зависимости от намерения малое дело становится большим, а большое дело малым. Пока человек не отказывается от добрых намерений, он будет на благом пути».

 

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что «Первый шаг в совершении благих дел начинается с намерения». Намерение приносит успех, благо всему, что мы делаем в этом мире. И в будущей жизни, в Ахирате это принесет нам награду и станем причиной избавления за от страданий. Наши мудрецы говорят: «Добрые намерения — полдела». Следовательно, если мы совершаем наши молитвы искренне и искренни наши намерения, то это обязательно станет поклонением во имя Всевышнего Аллаха.

 

Пусть Всевышний Аллах сделает нас из числа тех, кто имеет искренние намерения!
azan.kz

от admin

Добавить комментарий