«Аллах любит их, и они любят Аллаха». (Сура «Аль-Маида», аят 54).
Как упоминалось в предыдущих темах, для достижения ихсана, который является основой духовного совершенства, каждая душа должна сначала познать Бога, Создателя. Невозможно человеку, который познал Аллаха и уверовал в Него, не проявлять любви к Аллаху. Об этом так говорится в Коране:
«Но верующие любят Аллаха сильнее» (Сура «Аль-Бакара», аят 165). Очевидно то, что самая совершенная любовь — это любовь к Аллаху, сотворившему эту самую любовь, и любовь к Его Посланнику. Слово «любовь» несет в себе множество необъяснимых чувств. Сегодня существует узкое понимание того, что любовь — это всего лишь чувство между парнем и девушкой, любовь к друзьям, родственникам, родителям, Родине, но часто забывается любовь к Творцу. Игнорирование духовной любви чревато плохими последствиями.
Когда Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) задали вопрос о том, что есть иман, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Иман (вера) — это когда Аллах и Его Посланник любимей, чем все остальное» (имамы Бухари и Муслим). Также в другом хадисе говорится: «Никто из вас не уверует до тех пор, пока не возлюбит меня сильнее, чем своих родителей, своих детей и всех людей вместе» (имамы Бухари и Муслим).
Духовная любовь — это любовь к Аллаху. Это и есть высшая любовь. Также нет предела любви к Аллаху. Все существующие определения не смогут полностью донести весь смысл любви к Аллаху. Ибн Даббаг (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине, о любви к Аллаху может сказать лишь тот, кто ее ощутил. А тот, кто ее ощутил, тот пребывает в таком состоянии, что не может выразить ее сущности, подобно опьяневшему человеку, неспособному объяснить свое состояние. А разница между этими состояниями в том, что хмельное опьянение временное и, отрезвев, человек может выразить свои ощущения. А что касается его порочных последствий, то они общеизвестны. А опьянение от любви к Аллаху постоянно, и достигший этого состояния не приходит в чувство, чтобы объяснить свои чувства».
Абу Бакр Каттани (да помилует его Аллах) сказал: «В Мекке в период Хаджа прошло собрание, где говорили о любви к Аллаху. Ученые высказали различные мнения касательно этой темы. А Джунайд Багдади был среди них самым младшим. Ученые обратились к нему: «Эй, мальчик из Ирака, скажи, что ты знаешь 0б этом?» Он опустил голову, его глаза наполнились слезами, и он сказал: «Это раб (влюбленный), который забыл о мирских заботах. Он получает наслаждение только от проникновенного выполнения повелений Аллаха. Сердце его сожжено лучами трепета (перед Аллахом), оно питается из чаши любви к Аллаху, и Всевышний открыл перед ним завесы потустороннего мира. Если говорит только с Аллахом и только от Имени Аллаха, если рассказывает, то об Аллахе. Если двигается, то Его велением. А если успокаивается, то только при упоминании имени Аллаха. Он весь — ради Аллаха. Он с Аллахом, и он движим Аллахом».
После этих слов ученые заплакали и сказали: «К этому ничего нельзя добавить. Да воздаст тебе Аллах, о, венец познавших!»
Важность любви к Аллаху
Нет большей чести, чем любить Аллаха. Благой нрав, добрые дела и все благие качества — плоды любви к Аллаху.
Только возлюбленные рабы Аллаха имеют привилегию любить Аллаха превыше всего. Священный Коран описывает это следующим образом: «Аллах любит их, и они любят Аллаха» (Сура «Аль-Маида», аят 54).
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передал слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказавшего: «Вот три вещи, при наличии которых обретается сладость веры (иман):
1. Любить и дорожить Аллахом и Его Посланником больше, нежели всем остальным;
2. Любить человека только ради Аллаха;
3. Ненавидеть возврат к неверию (куфр) так же, как ненавидишь попадание в огонь» (имам Бухари).
В хадисе от Абу Хурайры Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Аллах возлюбит Своего раба, Он зовет Джабраиля (мир ему) и говорит: «Я люблю такого-то, и ты возлюби его». И Джабраил возлюбливает его и объявляет в небесах: «Поистине, Аллах возлюбил такого-то, и вы возлюбите его». И его обитатели небес проникаются к нему любовью. Затем ему создают почет и на земле» (имам Бухари).
Основа того, чтобы быть любимым рабом Аллаха — это повиноваться тому, что заповедал Аллах, и воздерживаться от того, что Он запретил. Всевышний.
Аллах говорит об этом в Священном Коране: Скажи (им, Мухаммад): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной. Тогда полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милующий» (Своих рабов)» (Сура «Али Имран», аят 31).
Слова «Тогда полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи» — это свидетельство награды за любовь к Аллаху. Аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) повествуют нам о людях, которых любит Аллах, и их добрых делах.
«И Аллах любит терпеливых» (Сура «Али Имран», аят 146).
«И Аллах любит делающих добро» (Сура «Али Имран», аят 148).
«Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся»» (Сура «Аль-Бакара», аят 222).
«Но Аллах не любит, когда вредят» (Сура «Аль-Бакара», аят 205).
«Аллах не любит самодовольных хвастунов, которые скупы и призывают других к скупости» (Сура «Аль-Хадид», аяты 23, 24).
«Поистине, Аллах не любит несправедливых» (Сура «Али Имран», аят 57).
Поскольку сподвижники любили Аллаха и Его Пророка, они смогли достичь совершенного уровня веры и благого нрава. Удовольствие от этой любви побуждало их забыть о тяготах испытаний и лишений. Поскольку они любили Аллаха, они посвятили свою жизнь тому, чтобы угодить Ему. По сути, Ислам — это набор деяний, обязанностей и постановлений (хукм). Сутью всех религиозных поклонений, заповеданных Всевышним Аллахом, является любовь к Аллаху. Действия, совершаемые без любви к Аллаху, подобны бездушному, безжизненному телу. Если у человека нет надежды и страха, которые побуждают его поклоняться Аллаху и улучшать свои отношения с людьми, и нет любви к Всемогущему Создателю, то такое поклонение имеет огромный изъян.
Однажды Иса (мир ему) проходил мимо группы людей, которые были утомлены молитвой, и сказал:
— Кто вы?
— Мы те, кто поклоняется одному лишь Аллаху, — ответили они.
— С какой целью вы поклоняетесь Аллаху? — спросил он. Они ответили:
— Аллах предупредил нас, чтобы мы остерегались огня Ада. Поэтому мы и молимся, чтоб избежать огня.
«Да, Аллах обещал спасти вас от этого адского огня» — Сказав это, Иса отправился дальше. По пути он увидел другую группу людей, которые были более набожными, чем прежние. Иса спросил у них:
— Какова цель ваших молитв?
Они пояснили:
— Аллах обещал Рай и дары, приготовленные для Его друзей в райских садах. Так, поклоняясь Аллаху, мы надеемся получить эти блага.
Иса сказал им:
— Аллах даст вам обещанные блага.
Следом он увидел третью группу людей, которые поклонялись Аллаху более искренне. Иса спросил их: «Кто вы?» Они сказали:
— Мы те, кто любит Всевышнего Аллаха. Мы поклоняемся Аллаху не потому, что боимся огня Ада или надеемся на райские блага, а потому, что любим Аллаха и чувствуем Его величие.
Иса сказал им:
— Вы истинные друзья Всевышнего Аллаха. «Мне велено жить с такими людьми, как вы», сказал Иса, и с того дня стал жить рядом с ними.
Из этой истории мы узнаем, что люди преследуют разные цели в поклонении. Некоторые желают приобрести мирские блага, некоторые хотят приобрести блага вечной жизни, а некоторые хотят только довольства Всевышнего Аллаха.
Хазрат Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда человек поклоняется Аллаху, он надеется на Рай. Это похоже на молитвы торговцев. Некоторые люди поклоняются Аллаху из-за страха перед Адом. Это похоже. на молитву раба. Некоторые люди молятся только, чтобы выразить благодарность и восславить Всевышнего Аллаха. Вот это молитва действительно свободных, независимых людей».
Описывая тех, кто ищет только довольство Аллаха, суфии сказали:
Вечная обитель не цель для них,
И дворец с девами роскошными не их девиз.
Лишь единственное заботит их
Увидеть «лик Аллаха» бес завес.
Яхья ибн Муаз (да будет доволен им Аллах) говорил: «Для меня малейшее проявление любви к Аллаху намного больше, чем молитва в течение семидесяти лет без любви».
Что является признаком любви к Аллаху?
Многие люди говорят, что любят Аллаха и Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Легко говорить. Но насколько истинны слова, выраженные устами? Не обманывает ли нас наш нафс? Поэтому важно помнить, что имеются определенные признаки вашей любви к Аллаху, отраженные в вашем сердце, в ваших словах и в ваших действиях. Чтобы не обманывать себя, мы можем оценить любовь к Аллаху, обращая внимание на то, есть ли у нас какие-либо из этих признаков:
Жить страстным желанием встретить Всемогущего Аллаха. И всегда быть к этому готовым. Истинно, что человек, любящий Аллаха, хочет встретиться с Ним. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах будет рад встретиться с человеком, который стремится встретиться с Аллахом». (имамы Бухари и Муслим).
Ставить выше то, что любит Аллах, чем то, что любишь сам. Соблюдать то, что заповедует Аллах, и воздерживаться от того, что Он запрещает. Не поддаваться низменным страстям своего нафса, избегать лени. И помнить, что любящий Аллаха раб не грешит.
Ибн Мубарак (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Если бы вы действительно любили Аллаха, вы бы повиновались Его повелениям. Ведь искренне любящие беспрекословно исполняют желания своих возлюбленных».
Наша любовь к Аллаху и повиновение Его заповедям должны отражаться в наших словах, делах и морали.
Всегда помнить о Всевышнем Аллахе. Не забывать, что мы находимся всецело под Его контролем.
Уединившись с самим собой, читать Коран с желанием получить награду от Всевышнего Аллаха. Ценить силу ночного покоя и чистоту мысли, особое внимание уделять ночным молитвам. Один из признаков любви к Аллаху — это наслаждаться поминанием (зикр) Аллаха.
Не каяться ни в чем, кроме того, что касается Всевышнего Аллаха. Не печалиться тем, что не было предопределено. Каяться и просить прощения у Аллаха за каждую минуту, которую вы проводите, не помня о Нем.
Не поддаваться утомлению, усталости от поклонения Аллаху. Напротив, стараться наслаждаться этим.
Проявлять милосердие ко всем творениям Аллаха.
Любить и бояться Всемогущего Аллаха. Некоторые люди ошибочно думают, что любовь к Аллаху противоречит чувству страха перед Ним. Для человека, который понимает могущество Господа, наличие надежды и страха в нем естественное явление.
Стараться скрывать свою любовь к Аллаху на людях. Не афишировать об этом в обществе.
Стремиться к Аллаху и довольствоваться Им как своим Господом. Еще один знак стремления к Аллаху — это наслаждаться воспоминанием об Аллахе. Описывая тех, кто любит Аллаха, хазрат Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Знания становятся средством постижения истины тем, кто любит Аллаха. У них будет настоящий дух веры, и те вещи, которые казались грубыми, черствыми, окажутся для них мягкими и нежными. Несмотря на то, что их тела находятся в этом мире, их души будут желать вечного Рая. Это рабы Аллаха, которые сменяют одно поколение другим поочередно. Это те, кто призывает людей к религии Аллаха».
Степени любви к Всевышнему Аллаху
Существует десять уровней любви к Аллаху:
Первое: привязанность (‘аляко). Быть привязанным сердцем к Всевышнему Аллаху.
Второе: желание (ирода). Желания сердца устремлены лишь к Аллаху.
Третье: безудержное влечение (сабаба). Сердце так стремиться к Аллаху, что не слушается своего хозяина. Пример сердца, устремленного к Аллаху, подобен воде, текущей сверху вниз.
Четвертое: пристрастие (гаром). На этом уровне любви, любовь к Аллаху неотделима от сердца.
Пятое: настоящая любовь (мауадда). Это изюминка любви.
Шестое: влюбленность, страсть (ша‘аф). Достижение уровня страстной любви. Имам Джунайд (да помилует его Аллах) сказал: «Человек, достигший такого уровня любви, даже предательство считает справедливостью».
Седьмое: любовь (‘ишк). Крайняя любовь, которая ведет своего обладателя к невообразимым опасностям.
Восьмое: обожание, заниженная самооценка перед возлюбленным (татайюм). Полное подчинение тому, кого любишь.
Девятое: преклонение, рабство (та‘аббуд). Тот, кто любит Аллаха на этом уровне, ничего не оставляет себе ради себя.
Десятое: Высшая любовь (хулля). Любовь, которая пронизывает (тахалляля) душу и сердце. Любовь настоящих друзей, искренне любящих Аллаха. Никто не достиг этого высшего уровня, кроме Пророка Ибрагима (да благословит его Аллах и приветствует) и Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). В сердце человека, сильно любящего Аллаха, есть место только для Аллаха.
Каким образом достигается такой высокий статус как любовь к Аллаху?
Есть множество деяний, которые приводят к любви Аллаха. Однако, если мы будем придерживаться этих десяти основных шагов, нам будет легче достичь этого уровня. Это:
1. Чтение Корана. Читайте с пониманием, размышляя о каждом слове.
2. Приближение к Аллаху путем совершения добровольных поклонений после обязательных. Многочисленные добровольные поклонения побуждают человека любить Аллаха и приводят к любви Аллаха.
3. Зикр. Поминание Всевышнего Аллаха языком, сердцем и делами. Уровень человеческой любви к Аллаху будет таким же, как и уровень его азкаров (от ед. зикр — поминание Аллаха).
4. Ставить выше своих объектов тех, кто любит Аллаха. перед своими желаниями. Несмотря на трудности, стремление к тому, что любит Аллах.
5. Понимание имен и атрибутов Аллаха. Повторять языком Прекрасные Имена Всемогущего Аллаха и сердцем понимать смысл. Тот, кто знает Аллаха по имени, непременно полюбит Его.
6. Задумываться и размышлять над видимыми и невидимыми благами Всевышнего Аллаха. Это тоже один из самых прекрасных способов полюбить Аллаха.
7. Держать себя ниже, ощущая свое нахождение перед Аллахом. Всегда помнить, что вы находитесь под контролем Аллаха.
8. Ночная молитва. Проявлять благой нрав и всем сердцем поминать Аллаха. В завершении сделать истигфар (мольба о прощении) и тауба (покаяние).
9. Нахождение среди праведных людей, искренне любящих Аллаха. Брать пример и извлекать пользу от нахождения с ними. Не допускать себе лишних разговоров в их присутствии.
10. Воздерживаться от любых деяний, которые отвлекают сердце от Аллаха.
Следуя этим и другим способам, любящие Аллаха рабы удостоятся Его любви. Когда в сердце человека возникает любовь к Аллаху, поклонения Аллаху доставляют ему одно удовольствие.
Без любви к тебе о, мой Господь
В состоянии я печали и тоски.
Невыносимы стали поклонения,
И нет в них больше умиротворения.
Если в сердце человека вселится любовь к Аллаху, в его сердце не останется места для интереса к этому бренному миру. Человек, которого не интересует эта мимолетная жизнь, будет жить счастливой жизнью. Он проведет остаток своей жизни, не зная горя.
Однажды прохожий увидел у могилы плачущего человека. Когда его спросили, почему он плакал у изголовья могилы в пустыне, мужчина ответил: «Я оплакиваю своего самого любимого человека, который скончался. Он был для меня самым близким человеком». Тогда путник сказал этому человеку: «Ты причиняешь себе большое зло своей страстной любовью к такому же смертному, как и сам ты. А ведь если бы ты полюбил так же страстно бессмертного Господа, тебя бы никогда не мучила мысль о разлуке с Ним».
Да, есть множество событий в жизни, причина которых заключается в том, мы ставим любовь к Аллаху на второй план. Любовь — естественная часть человеческой натуры. По мере того, как растет вера в Аллаха, растет и любовь к Нему. Совершенство веры измеряется любовью к Аллаху. Уровень счастья человека зависит от уровня его любви к Аллаху. Рабига аль-Адавийя так описывает свою любовь к Аллаху:
Молятся они в надежде, что минует
Страх тьмы Ада, лишь это их волнует.
Я добро ведь совершил — он говорит,
Истина ж ведь восторжествует?
В предвкушении он сидит и размышляет,
Рай он уже себе свой представляет.
По мне ни Рай, ни Ад, ни воздаяние
А любовь к Аллаху меня удовлетворяет.
Мудрые праведники всегда понимали тот уровень любви к Аллаху, на котором следует находиться. Всемогущий Аллах говорит в хадисе — кудси: «И не перестанет раб Мой приближаться ко Мне, совершая добровольные (нафиля) дела, пока Я не полюблю его. Когда Я его полюблю, Я стану его слухом, которым он слышит, его зрением, которым он видит, руками, которыми он поражает и ногами, которыми он ходит. И если он попросит Меня, Я непременно дам ему, а если он попросит у Меня защиты, то Я обязательно защищу его».
Любить Аллаха — один из самых важных шагов в познании Аллаха. Когда спросили Зуннун Мисри (да помилует его Аллах) о любви к Аллаху, он сказал: «Любить Аллаха — значит любить то, что любит Аллах, и ненавидеть то, что Аллах не любит. Делать все то, что носит доброе имя. Отказ от всего, что мешает вам поминать Аллаха. Не бояться упреков упрекающих, постоянная борьба со своими страстями и похотью на пути Аллаха. Проявление сострадания к верующим. А также следование в религиозных вопросах одному лишь Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)».
В другом изречении заключен еще один признак любви к Аллаху: «Следование благому нраву, поступкам, приказам и сунне Возлюбленного Пророка Аллаха».
Ахмад аль-Рифаги (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Тот, кто искренне любит Аллаха, воспитывает 8 себе смирение. Запрещает себе вожделение обманчивому миру. В любом случае он предпочитает волю Аллаха воле других. Он всегда помнит об Аллахе. Он не позволяет нафсу стремиться к чему-либо, кроме Аллаха. Он полностью исполняет повеления Аллаха».
Таким образом, человек, который искренне любит Аллаха и довольствуется Им как Господом, может обрести душевный и телесный покой. Любя Аллаха, человек обретает счастье обоих миров. Близостью к Аллаху даруются бесконечные блага. Таким образом, он может почувствовать щедрость Аллаха. Всемогущий Аллах говорит в Священном Коране о Своих благочестивых рабах и тех, кто любит Его: «Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом» (Сура «Аль-Байина», аят 8).
А в следующем аяте описывает их: «Аллах любит их, и они любят Аллаха» (Сура «Аль-Маида», аят 54). Следовательно, любящие Аллаха, в свою очередь, могут быть возлюбленными и избранными рабами Аллаха. Только избранные Аллахом могут искренне любить Его. Когда начинает темнеть, они приступают к ночному поклонению. Сердца таких людей наслаждаются моментами поминания Аллаха. И каждое их утро начинается с добровольного поста (нафиля). Те, кто способен делать то, что заповедует Аллах, получат возможность услышать Божье приветствие в Эдемском саду Рая.
Наконец, чтобы увеличить нашу любовь к нашему Господу, мы хотели бы закончить молитвой Пророка Дауда (мир ему и благословение Аллаха), которая упоминается в хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) переданном от Абу Дарды (мир ему и благословение Аллаха).
«О Аллах, я прошу у Тебя любви Твоей, и любви того, кто любит Тебя, и деяния, которое приведёт меня к Твоей любви. О Аллах, сделай Твою любовь для меня милее, чем я сам и моя семья, и милее, чем прохладная вода!» (имам Тирмизи).