Часть 74. Письмо Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, Кейсару, правителю Византии, часть 1
Письмо Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, Кейсару, правителю Византии[1]
أخرج البزّار عن دِحْيَة الكلبي رضي الله عنه أنه قال: بعثني رسول الله صلى الله عليه وسلم بكتاب إلى قيصر، فقدمت عليه فأعطيته الكتاب وعنده ابن أخ له أحمر أزرق سبط الرأس. فلما قرأ الكتاب كا
Аль-Баззар передает от Дихьи аль-Кальби, да будет доволен им Аллах, что тот сказал:
«Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, направил меня с письмом к Кейсару.
И я приехал к нему и передал ему письмо. И рядом с ним был его племянник, у которого было красноватое
И в письме, которое он прочитал, было сказано следующее:
И его племянник буркнул при этом: «Это письмо не следует читать сегодня!»
И Кейсар спросил его: «Почему?»
И тот ответил: «Потому что он начал с себя и потому что он написал «собственник Византии», а не «правитель Византии»».
И Кейсар ответил: «Мы все равно прочитаем это письмо».
Когда он прочитал письмо, те, кто был у него, вышли, и меня пригласили к нему, и послали за епископом, который был частью совета. Затем ему сообщили о письме, а потом зачитали его.
И этот епископ сказал: «Это тот самый человек, которого мы ожидали и [вестью] о котором нас обрадовал Иса, мир ему».
Епископ сказал: «Что касается меня, то я верю ему и последую за ним».
Тогда Кейсар ответил: «Если же я так поступлю, то потеряю власть».
Затем мы вышли от него, и он послал за Абу Суфьяном, который в эти дни был у него[2], и сказал ему: «Расскажи мне о человеке, который появился среди вас».
И Абу Суфьян сказал: «Это молодой человек».
Кейсар спросил его: «Каково его происхождение среди вас?»
Он ответил: «Нет никого, кто бы превзошел его по происхождению среди нас».
Абу Суфьян сказал: «Он никогда не обманывал».
И Кейсар сказал: «Это тоже признак пророческой миссии».
Затем он спросил: «Те, кто ушел от вас и последовал за ним, возвращаются к вам обратно?»
Он ответил: «Нет».
И Кейсар сказал: «Это тоже признак пророческой миссии».
Затем он спросил: «Он нарушает договоры?»
Абу Суфьян ответил: «С ним сражался народ, и он победил их, а затем они победили его».
И он сказал: «Это тоже признак пророческой миссии».
[Дихья аль-Кальби говорит:] Затем он позвал меня и сказал: «Сообщи ему, что я, знаю, что он пророк, но я не откажусь от власти».
Когда же наступило следующее воскресенье, то они все ждали, что он выйдет к ним, но он снова не появился, сославшись на болезнь, и он так поступил несколько раз.
Но они направили к нему посланца с угрозой, что если он не выйдет к ним, то они силой зайдут к нему и убьют его, потому что заметили в нем изменения после прихода этого араба.
«Возьми это письмо, и возвращайся к нему, и передай мое приветствие, и сообщи ему, что я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – это Посланник Аллаха. И я уверовал в него, верю во все, что он принес, и следую за ним. Но все они не одобрили это. И сообщи ему то, что ты увидел».
Потом он вышел к ним, и они убили его».
И далее он рассказывает хадис.
«В иснаде хадиса есть Ибрахим ибн Исмаиль ибн Яхья, и это слабый передатчик».
[1] Арабы называли греков Византии римлянами, а европейцев – французами. Поэтому речь идет о контактах с Византией.
[2] То есть находился на территории Византии.
[3] Маджма аз-заваид, 8/236-237.
Часть 75. Письмо Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, Кейсару, правителю Византии, часть 2
«Я видел ат-Танухи, гонца Хираклия к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, в Хумсе, и он уже был очень пожилым человеком и близок к кончине, и он был моим соседом.
Я тогда спросил его: «Не расскажешь про письмо Хираклия Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и письмо Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, Хираклию?»
И он сказал: «Конечно. Когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, прибыл в Табук, то послал Дихью аль-Кальби, да будет доволен им Аллах, к Хираклию. И когда письмо дошло до него, то он созвал священников и патриархов, а затем закрыл двери.
И все они в один голос начали кричать, выпрыгивая из своих роб: «Ты призываешь нас предать христианство, чтобы мы стали рабами араба из Хиджаза?!»
Затем он позвал араба-христианина, чтобы тот написал ответ: «Найди мне человека, хорошо владеющего арабским языком, чтобы я мог его послать к нему».
Затем к нему привели меня, и Хираклий дал мне письмо со словами: «Возьми это письмо, и отнеси к этому человеку, и запомни все, что он будет говорить, и обрати внимание на три вещи: упомянет ли он письмо, которое он написал, упомянет ли он ночь после прочтения моего письма, и посмотри, будет ли на спине что-либо, что удивит тебя».
И он спросил: «Хочешь ли ты следовать чистой религии твоего отца Ибрахима?»
Я ответил: «Я посланник народа, и придерживаюсь религии этого народа, и не откажусь от нее, пока не вернусь к ним.
О брат из Тануха! Я написал письмо ан-Наджаши, но он разорвал это письмо[3]. И Аллах разорвет его и его власть. Я написал вашему предводителю письмо, и он оставил его, и люди не перестанут ощущать страх, даже если жизнь будет спокойной».
И эта была одна из трех вещей, которые мне следовало узнать, и я записал это на коже рукоятки меча.
Затем человек слева дал ему письмо.
И он ответил: «Муавия».
И в письме моего предводителя было написано: «Ты призываешь меня к Раю, ширина которого как небеса и земля, уготованному для богобоязненных? А где Ад?»
И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Свят Аллах! Где же ночь, когда пришел день?»
И я сделал еще одну пометку на своем мече.
И когда он закончил читать письмо, то сказал:
«Мы должны одарить тебя, потому что ты гонец, и если бы у нас было что-то, что можно тебе дать, то мы бы дали, но мы путники в расходах».
Тогда кто-то из них сказал: «Я дам ему подарок от себя».
И я спросил: «Как имя того, кто это подарил мне?»
И мне сказали: «Усман».
Затем Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Кто проявит гостеприимство к этому человеку?»
И один из ансаров сказал: «Я».
И тогда этот ансар встал и пошел за ним. И когда я уже уходил из этого собрания, то Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, позвал меня: «О брат из Тануха!» – и я сразу устремился к нему и оказался на том же месте собрания. И он снял накидку со спины и сказал: «Вот сюда посмотри, как тебе было велено!»
Аль-Хайсами сказал[5]: «Передатчики Абу Я’ля достойны доверия, а также передатчики Абдуллаха ибн Ахмада».
И имам Ахмад тоже передает этот хадис[6], как сказано в «Аль-Бидае»[7], и потом сказал: «Это хадис гариб, в иснаде которого нет проблем, и он передается только имамом Ахмадом».
И Якуб ибн Суфьян, как сказано в «Аль-Бидае»[8], тоже передает этот хадис.
[1] Муснад, 3/74-75.
[2] №1597.
[3] Речь идет не о ан-Наджаши, который уверовал, а о следующем правителе Эфиопии.
[4] Название местности.
[5] Маджма аз-заваид, 8/236.
[6]«Муснад» Ахмада, 4/441-442.