Благородный Осман (радыaллаhу анhу) является третьим из четырех великих праведных халифов. Он прославил себя многими добрыми делами. Осман бин Аффан (радыяллаhу анhу) был женат на дочери Мухаммада ﷺ благочестивой Рукиййи. После ее смерти он так сильно печалился и отклонял все предложения повторно вступить в брак, что Пророк ﷺ выдал за него свою младшую дочь Умму Гульсум. За это Османа называли Зин-Нурейн, что означает «обладающий двумя Нурами».
Когда же через какое-то время Умма Гульсум умерла, Посланник Аллаhа ﷺ в знак особой любви и заботы сказал благородному Осману (радыaллаhу анhу): «Если бы у меня была и третья дочь, то я непременно выдал и ее за тебя!».
Потому что благородный Осман (радыaллаhу анhу), по выражению Пророка ﷺ, среди всех остальных сахабов по нраву был похож на него самого. Зять Посланника Аллаhа был человек мудрый, проницательный, тонкой и щедрой души, обладал божественным познанием, мягким характером и исключительной скромностью. Кроме того, никто из сахабов не мог с ним сравниться в красноречии. Однако говорил благородный Осман (радыaллаhу анhу) всегда кратко и по существу.
Он был образцовой личностью во всем, но особо отличался от других благочестием и обостренным чувством стыдливости. Желая направить людей на путь истины, Осман (радыaллаhу анhу) говорил так: «Защита глаз от запретного – какое же это прекрасное прикрытие, чтобы спастись от искушения!».
Однажды Анас по пути к Осману (радыaллаhу анhу) повстречал очень красивую женщину. Охваченный мыслями о ней, он вошел в дом Османа (радыaллаhу анhу). Тот же, взглянув на гостя, сказал:
— О, Анас! Ты заходишь сюда, несмотря на то, что в твоих глазах следы прелюбодеяния.
— Как, разве и после кончины Посланника Аллаhа ﷺ тебе продолжают приходить откровения? – поразился Анас.
— Нет, — ответил Осман, — это проницательность и правильное рассуждение.
Как-то раз в комнату, где сидел Пророк ﷺ вместе с Айшой, с его разрешения зашли благородный Абу Бакр, Умар и Сад бин Малик (радыaллаhу анhум). Затем же позволения войти попросил благородный Осман (радыaллаhу анhу). Мухаммад ﷺ сразу выпрямил осанку, а матери всех правоверных велел уйти. Они побеседовали некоторое время, а позже Айша спросила мужа:
— Почему ты не изменил позы, когда вошли мой отец и другие сахабы, но сделал это сразу же при виде благородного Османа (радыaллаhу анhу) и даже велел покинуть комнату?
— Как же мне не испытывать чувства стыдливости перед человеком, которого стыдятся даже ангелы?! Клянусь Аллаhом, ангелы стыдятся Османа так же, как Всевышнего и Посланника Его. Если бы ты была рядом со мной в том время, пока он находился в комнате, то он не разговаривал и не поднимал бы головы до самого своего ухода.
Прекрасно иллюстрирует ценность высочайшей благовоспитанности этого сахаба перед Господом следующий хадис-шариф.
«Как-то раз благородный Али (радыaллаhу анhу), принеся Пророку ﷺ воду для омовения, спросил:
— О, Посланник Аллаhа! Кто будет первым человеком, призванным к ответу в день Страшного суда?
— Я! – ответил Пророк. – Я смогу находиться перед Аллаhом столько, сколько пожелаю. Затем я выйду со всеми прощенными грехами. Следующим будет Абу Бакр. Он также будет находиться перед Господом столько, сколько захочет и выйдет прощенным. Затем будет Умар бин Хаттаб. И он предстанет перед Аллаhом и выйдет от Него с прощенными грехами.
Благородный Али (радыaллаhу анhу) продолжал спрашивать: «Кто будет следующим?» и услышал из уст Пророка ﷺ: «Следующим будешь ты». Сахаб удивился:
— А как же Осман бин Аффан?
— Осман обладает стыдливостью, скромностью и благочестием в такой высочайшей степени, что я попросил Всевышнего не призывать его к ответу. И Аллаh принял мое ходатайство (Мухаммад Ар-Рафии Аль-Казвини, Ат-Тавдин фи Ахбари Казвин, 1/114).
Благородный Осман (радыaллаhу анhу) воспринимал любой поданный Мухаммадом знак как приказ и был готов к любым испытаниям. В день Худайбийа Пророк ﷺ направил Османа (радыaллаhу анhу) парламентером в Мекку. Но мушрики не разрешили сахабам совершить умру, а Осману предложили: «А ты, если хочешь, можешь сейчас один совершить таваф!..». Еще раз подтверждая свою верность и преданность Аллаhу и Его Посланнику ﷺ, переговорщик ответил: «Я не сделаю этого, пока Пророк не совершит обход Каабы! Я могу посетить Бейтуллах только после него. Там, где не принимают его, нет и меня!..» («Ахмад», IV, 324).
Досточтимый Пророк ﷺ так выражал свою благосклонность к Осману (радыaллаhу анhу): «Что бы ни совершил Осман впредь, ничто не принесет ему вреда благодаря его щедрому и бескорыстному пожертвованию на пути Аллаhа (инфак)».
Когда благородный Осман (радыaллаhу анhу) совершил хиждру в Медину, он узнал, что мусульмане там испытывают затруднения с водой. Во всех колодцах она была горькой и соленой, и лишь в источнике Рума — пресной и приятной на вкус. Им владел один иудей, который продавал воду и тем самым добывал средства к существованию. Когда Пророк ﷺ обратился к умме с просьбой выкупить источник, Осман откликнулся немедленно. После долгих уговоров он добился у иудея разрешения для мусульман пользоваться колодцем через день, а затем полностью выкупил источник и подарил его людям. Так, благодаря его милости и щедрости мусульмане Медины забыли о трудностях с водой. По преданию, Осман (радыaллаhу анhу), проявляя величайшую скромность, вместе со всеми вставал в очередь к тому колодцу. По другому преданию, это проявление беспримерной щедрости послужило причиной ниспослания следующих священных аятов: [В тот день праведникам будет сказано]: «О душа, обретшая покой! Вернись к Господу своему снискавшей радость и довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой рай!» («аль-Фаджр», 89/27-30).
Когда Масджидун-Набави (Мечеть Пророка) в Медине перестала вмещать всех молящихся и люди стали ставить шатры вокруг нее. Мухаммад ﷺ призвал правоверных: «Тот, кто расширит пространство нашей мечети хотя бы на один локоть, попадет в Рай!». Благородный Осман (радыaллаhу анhу) вызвался сделать все возможное и был готов отдать все, чем владел. По этому поводу был ниспослан следующий аят: «Только тот может соорудить мечети Аллаhа, кто уверовал во Всевышнего и в Судный день, кто совершает салят, вносит закят и не боится никого, кроме Аллаhа. Возможно, они и будут на верном пути» («ат-Тауба», 9/18).
Во время правления благородного Абу Бакра (радыaллаhу анhу) в Медине возникли перебои с продовольствием. Когда из Дамаска прибыл принадлежащий Осману караван из ста верблюдов, груженных пшеницей, люди стали предлагать ему семь дирхамов вместо одного за меру зерна. Но в ответ слышали отказ: «Есть тот, кто дает больше, чем вы. Продам ему!». Огорченные произошедшим асхабы-кирам пожаловались на несговорчивого продавца халифу. Но тот понял глубокий смысл этого ответа: «Не думайте плохо об Османе! Он является зятем Посланника Аллаhа и его другом в обители Рая. Наверняка вы неправильно поняли его слова». Затем Абу Бакр поведал о глубокой печали асхабов самому Осману и услышал: «Они предлагали семь дирхамов, в то время как есть более Щедрый, который дает 700 дирхамов вместо одного. Мы отдадим пшеницу Тому, кто воздаст за нее в 700-кратном размере». После чего благочестивый Осман раздал ради Аллаhа всю пшеницу беднякам Медины, а сто верблюдов принес в жертву.
В основе прекрасных качеств и высокой нравственности благородного Османа (радыaллаhу анhу) было духовное воздействие Священного Кyр`ана: «В мире земном мне привита любовь к трем вещам – кормить досыта голодных, обеспечивать одеждой нуждающихся, а также к чтению Кyр`ана». Проснувшись, он с благоговением целовал книгу Аллаhа: «Не хочу жить ни одного дня или ночи без того, чтобы не раскрыть и не почитать Кyр`ан» («Канз», 1225). От частого пользования два его Мустахафа стали очень ветхими. А однажды благородный Осман совершил намаз, прочитав в одном ракаате Кyр`ан от начала до конца.
Осман бин Аффан способствовал популяризации Кyр`ана. Когда комиссия сахабов во главе с Абу Бакром сопоставила записанные аяты с заученными хафизами и собрала их в одну книгу в порядке, указанном Пророком при жизни, Осман разослал Мусхафы в крупные центры исламской духовности. Тем самым этот благочестивый человек предотвратил разногласия и споры в отношении Священного Корана.
Осман бин Аффан (радыaллаhу анhу) носил простую и чистую одежду, сшитую из недорогого грубого сукна. После обеда он спал в мечети прямо на земле, и к его благословенному телу прилипали мелкие камешки. Он потчевал других вкусными яствами, в то время как сам довольствовался уксусом и оливковым маслом.
Благородный Осман (радыaллаhу анhу), проводивший дни в постах, а ночи в поклонении, ночью сам приносил себе воду для омовения, так как не желал беспокоить слуг в часы их отдыха. Он даже попросил одного раба, которого когда-то наказал за провинность, оттаскать за уши и подбодрил такими словами: «Тяни сильнее, сынок. Месть только в этом мире, а в вечном мире ее нет».
Правление благородного Османа (радыaллаhу анhу) отличалось скромностью и справедливостью, принесло благоденствие и ознаменовалось большими завоеваниями. В состав халифата вошли Кипр, Тараблус, Табаристан, Армения, началась морская торговля. Были предприняты походы на острова Родос, Мальта и в Византию. Но процветание общества вызвало у некоторых людей зависть. Мунафики, подстрекаемые иудеем Абдуллахом бин Саба, устроили заговор. Мятежники из различных краев объединились и схватили Османа (радыaллаhу анhу) прямо в доме в Медине. Его лишили права пользоваться питьевой водой из колодца, который он выкупил и передал в дар мусульманам. Он сожалел лишь о том, что подданные выступили против него и что смуты будут продолжаться и дальше: «Я подобен отцу дурных детей, которого они при жизни не слушают, а когда умрет, начинают сокрушаться по нему».
Благородный Осман (радыaллаhу анhу) запретил сахабам силой уничтожить мятежников: «Я предпочитаю тихо и с покорностью умереть до пролития крови, чем умереть после пролития крови». Он пытался образумить заговорщиков. Осман (радыaллаhу анhу) читал Священный Кyр`ан, когда принял смерть шахида в возрасте 80 лет. В тот трагический момент капля крови халифа, отдавшего жизнь за веру, упала на строки аятов Кyр`ана: «…Аллаhа достаточно тебе против них, ибо Он – Слышащий, Знающий» («Бакара», 2/137).
Пророк ﷺ сказал: «Клянусь Аллаhом, что Осман непременно будет заступником 70 000 человек, уготованных для ада, и введет их в рай» («Дейлами», Фирдаус, 4/360).
Попробуем же искренне проникнуться мудростью и духовным благом изречений Османа (радыaллаhу анhу) в надежде получить свою долю от света знаний и высокой нравственности этого благочестивого сахаба
muslim.kz