Часть 76. Беседа Абу Суфьяна с Ираклием, правителем Византии
Беседа Абу Суфьяна с Ираклием, правителем Византии
− Я ответил: «Самый близкий из них – я». Тогда он сказал: «Подведите его поближе ко мне, а его товарищей поставьте у него за спиной», – и велел своему переводчику: «Скажи им, что я буду спрашивать его о том человеке, и, если он солжёт мне, пусть они уличат его во лжи». И, клянусь Аллахом, если бы я не стыдился того, что потом они станут рассказывать о моей лжи, то обязательно сказал бы о нём неправду! Затем Ираклий задал мне о нём первый вопрос:
От Мухаммада, раба Аллаха и Его Посланника, Ираклию, владыке Рума.
Мир тому, кто следует правильным путём.
А затем, поистине, я призываю тебя к Исламу! Прими Ислам, и ты спасёшься, а Аллах удвоит твою награду; если же ты откажешься, тогда на тебя будет возложено бремя греха твоих крестьян! И (я скажу тебе то, что сказал Аллах): «Скажи: “О обладатели Писания! Давайте признаем слово, одинаковое для нас и для вас, что не должны мы поклоняться никому, кроме Аллаха, и что ничего не должны мы придавать Ему в сотоварищи, и что никто из нас не будет считать другого Господом наряду с Аллахом”. А если они откажутся, то скажите: “Засвидетельствуйте, что мы − предавшиеся”».
Абу Суфьян сказал: «Когда он закончил читать это послание, сказав то, что сказал, в его собрании стало шумно и поднялся крик, а нас вывели оттуда, после чего я сказал своим товарищам: “Ибн Абу Кабша стал столь важным человеком, что его боится даже владыка бануль-асфар!” С тех пор я был уверен, что он одержит верх, а в конечном итоге Аллах привёл меня к Исламу».
(Передатчик этого хадиса сказал): «Ибн ан-Натур был наместником Илийи, а Ираклий являлся епископом христиан Шама. Ибн ан-Натур сообщает, что однажды, прибыв в Илию, Ираклий проснулся утром в столь дурном расположении духа, что некоторые из его патрикиев даже сказали ему: “Нам не нравится твой вид!”»
То же передается в «Аль-Бидая»[3].
Этот хадис передает Ибн Исхак от аз-Зухри полностью, как говорится в «Аль-Бидая».
И этот же длинный риваят передает Абу Нуайм[4] в «Даляиль ан-нубувва» через аз-Зухри.
Аль-Байхакы[5] передает его с этим же иснадом.
[1] «Сахих» аль-Бухари, №7.
[2] Муслим, 5/163; Абу Дауд, №5136; ат-Тирмизи, №2717.
[3] Аль-Бидая, 4/266.
[4] Даляиль ан-нубувва, с. 119.
[5] Ас-Сунан аль-Кубра, 9/178.
Часть 77. Письмо Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, Кисре, царю Персии, часть 1
Письмо Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, Кисре, царю Персии
И когда Кисра прочитал это письмо, то разорвал и его.
И он [то есть аз-Зухри] сказал:
«Мне кажется, что Ибн аль-Мусаййиб сказал: «И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сделал дуа против них, чтобы они были все полностью разорваны»».
Абдуллах ибн Вахб передает от Юнуса от аз-Зухри:
«Я хочу отправить некоторых из вас к правителям-неарабам. Не выступайте против меня так, как иудеи выступили против Исы ибн Марьям».
И мухаджиры сказали: «О посланник Аллаха, мы не будем выступать против тебя никогда, поэтому отправь нас – и мы пойдем!»
И Шуджа ибн Вахб, да будет доволен им Аллах, отправили к Кисре.
После украшения дворца к Кисре зашли сначала персидские вельможи, а затем Шуджа ибн Вахб. Когда он вошел к Кисре, тот велел взять у него письмо Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям. Шуджа ибн Вахб сказал: «Нет. Я передам письмо лично тебе в руки, как мне велел сделать Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям». И тогда Кесра сказал: «Подойди».
От Мухаммада, раба Аллаха и Его Посланника, Кисре, владыке Персии
Кисру сильно разозлило, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, начал со своего имени, и он стал кричать из-за этого и разорвал письмо, так и не узнав, что в нем.
Когда гнев Кисры спал, он послал за Шуджа ибн Вахбом, но того уже не было. Его искали вплоть до аль-Хира, но он уехал далеко вперед.
И когда Шуджа прибыл к Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, то рассказал ему, что произошло у Кисры, и о том, что тот разорвал письмо Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям.
«Кисра разорвал свою власть»».
Так передается в «Аль-Бидае»[2].
[1] 1/25.
[2] 4/269.
Azan.kz