Прежде всего, скажем: слова «Нет посредника между Аллахом и Его рабом» не имеют отношения к Исламу. Они противоречат Корану, сунне и единогласному решению ученых (иджма). Всевышний Аллах, который может сотворить все Сам и без посредства причин, всякое событие и явление привязал к какой-либо причине[1]. Порядок во Вселенной основан на системе причин и следствий. Всевышний Аллах для совершения каких-то определенных деяний на земле и в небесах сотворил ангелов и духовные сущности[2]. Между Собой и Пророками Он сотворил посредника — ангела Джибраила, а Пророков сделал посланниками и посредниками между собой и людьми.
Смысл пророческой миссии таков. Если основополагающим принципом является наличие посредника (тавассул) между Аллахом и Его рабом, между Создателем и сотворенным, то и нет сомнения в том, что и тавассул есть такое своего рода посредничество (тавассул), и оно дозволено.
Раб Аллаха может и сам непосредственно обратиться к своему Создателю, а может и обратиться к Нему, взяв в посредники и заступники одного из обладателей высоких духовных ступеней. Он может попросить, чтобы в честь заслуг этого посредника его дуа была принята, а желание исполнено. Это и называется тавассулем. Здесь мы приведем предания и мнения, в частности, о тавассуле нашего Пророка салляллаху аляйхи ва саллям.
О степени нашего Пророка (мир ему и благословение) перед Аллахом
Пророки — это избранные среди людей, они обладают особым положением и степенью. Каждый Пророк перед Аллахом имеет свой ранг, чин, высокое положение. Например, Муса аляйхиссалям «Он был почитаем перед Аллахом»[3]. Иса аляйхиссалям «Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных»[4].
Султан Пророков Мухаммад салляллаху аляйхи ва саллям, вне всякого сомнения, самый почитаемый из Посланников. Он любимец Аллаха, обладающий самой высокой степенью и рангом. Ему дарованы место достохвальное (макам-и махмуд) и великое заступничество (шафаату-и кубра). Наше перо бессильно поведать о всех его достоинствах, жизнь слишком коротка, а понимание наше ограничено. В источниках говорится о трех случаях тавассуля нашим Пророком салляллаху аляйхи ва саллям: еще до его рождения, при его жизни и после его смерти.
Первый случай
а) Хаким Мустадрак передает от Умара радыяллаху анху, что Посланник Аллаха салляллаху аляйхи ва саллям поведал: «Когда Адам аляйхиссалям совершил свою ошибку, он воззвал к Аллаху: — О Господь! Прости меня в честь Мухаммада! Всевышний спросил: — О Адам! Откуда ты узнал о Мухаммаде? Ведь Я еще не сотворил его. — О мой Господь, когда Ты сотворил меня Своей рукой и дал дух (рух) от Своего духа, я поднял голову и увидел, что на опорах Трона (арш) написано: «Ля иляха илляллах, Мухаммадун расулюллах». Я познал, что тот, имя кого упоминается рядом с Твоим именем, Твой самый любимый раб! — Ты сказал правду, Адам. Действительно, он — Мой любимый раб. Я дарую тебе прощение, так как ты просил простить тебя в честь него. Если бы не было Мухаммада, Я бы не сотворил и тебя!» Хаким говорит, что цепь передатчиков этого хадиса достоверна. Его также приводят Байхаки и Табарани. Неужели Ибн Таймийа не знает этого хадиса и поэтому заявляет, что все утверждения о том, что Адам (мир ему) прибегал к тавассулу,беспочвенны и ложны?
б) Одно из израильских племен, проживающих в окрестностях Мадины, еще до появления на свет Пророка Последнего времени Мухаммада Мустафы салляллаху аляйхи ва саллям просило у Аллаха победы в честь того высокого положения, которое имел перед Всевышним наш Пророк (мир ему и благословение).
Люди этого племени возносили молитву: «О Господь! Даруй нам победу в честь того Пророка Последнего времени, описание которого мы каходим в нашем Таурате! Своим врагам же они говорили: «Наступило время Пророка, который исправит то, что мы говорим. Уже видны признаки этого. В честь него мы разгромим вас подобно тому, как были уничтожены племена ’Ада и Ирама!» В Коране так говорится об этом обращении к тавассулю:
«Когда к ним явилось от Аллаха Писание, подтверждающее истинность тех [Писаний], что у них были, — ведь раньше они испрашивали победу над неверными [в честь Мухаммада], — так, когда к ним явилось то [т.е. Пророк Мухаммад], о чем было им известно заранее, они отвергли его»[5]
Да, еще до появления на свет нашего благословенного Пророка (мир ему) очень многие люди, начиная с Адама аляйхиссалям, прибегали к его тавассулю. Они обращались к Аллаху с просьбами исполнить их нужды в честь высокой степени нашего Пророка (мир ему и благословение).
____________________
[1]Кахф (18):84.
[2]Назиат (79):5.
[3]Ахзаб (33):69.
[4]Ал-и Имран (3):45.
[5]Бакара (2):89.
Из книги «Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия»
islam-today.ru