В плеяде блистательных ученых-мусульманок, сиявших на небосклоне расцвета и могущества Ислама и сыгравших важную роль в истории развития таких наук, как хадисоведение и кораническая экзегетика, ярко горит звезда Нафисы Хатун.
Она ― символ искренней преданности и покорности Всевышнему Аллаху, скромности и аскетизма, глубинный источник знаний, хранительница Священного текста Корана и его сакральных смыслов, продолжательница традиций и Сунны своего предка Пророка Мухаммада ©.
Сейида Нафиса Хатун ― дочь Хассана ибн Зийада ибн Хассана Муджтаба, родилась в 145 году по лунной хиджре в Священной Мекке. Она долгое время жила в лучезарной Медине, поклоняясь Аллаху и ведя аскетичный образ жизни.
Ее родословная по линии отца восходит к Хасану ибн ‘Али ибн Аби Талибу, которому она доводится правнучкой. Нафиса вышла замуж за Исхака аль-Му‘тамана, сына известного правоведа имама Джа‘фара ас-Садыка, от которого она родила дочь Умм Кулсум и сына Касыма.
Как пишут историки, Нафиса Хатун вместе с супругом и детьми покинула Медину и переехала в Египет, где она прожила 7 лет. Удивительно то, что еще при жизни возле своего дома Нафиса выкопала для себя могилу, в которую часто спускалась для того, чтобы читать молитвы и Коран.
А однажды в священный месяц рамадан 208 года по лунной хиджре Нафиса Хатун поспешила на встречу в дом к другу. Когда она зашла, хозяева дома заметили, что Нафиса Хатун выглядит слабой, и попросили ее прервать пост. На что она ответила: «Удивительно! 30 лет я неустанно просила Всевышнего Аллаха позволить мне покинуть этот мир, будучи в состоянии поста, а теперь, когда наступило время мне уйти навсегда, я должна прервать пост?»
В этот момент Нафиса Хатун стала читать суру «Ал-Ан‘ам» («Скот») и, дойдя до айата «И уготована им обитель благополучия у Господа их. А Он — покровитель их за то, что они совершали», ― в возрасте 63 лет она покинула этот бренный мир.
Со всех уголков и районов Египта приходили женщины и мужчины проститься с нею и прочитать заупокойную молитву.
В тот вечер в каждом доме Египта зажигали свечи, был слышен плач скорби о кончине сейиды Нафисы Хатун.
Для жителей ее уход из жизни поистине был горем и трауром.
Шейх Аббас Кумми в своей книге «Мунтаха ал-‘амал», ссылаясь на известный труд «Тарих ат-Табари», пишет: «Когда скончалась Нафиса Хатун, то ее супруг Исхак хотел увезти и похоронить ее в Медине на кладбище Бакки‘. Жители же Египта отправились к правителю и попросили его не допустить, чтобы Исхак так поступил. Однако Исках не поддался уговорам правителя Египта. Люди стали собирать ее вещи, дабы оставить себе на память хоть что-то. Но Исках не позволил им сделать и этого. Жители города провели в грусти весь день, а когда на следующее утро они вновь пришли к дому Исхака, то неожиданно для себя убедились, что намерения Исхака поменялись.
Когда люди спросили его о причине этих изменений, то Исхак ответил, что вчера он видел во сне Пророка ©, который повелел ему: «Похорони Нафису Хатун вместе с ее имуществом в Египте, потому как Милость Всевышнего, ниспосланная ей, является благословенной для его жителей».
Сейида Нафиса Хатун была похоронена в той могиле, которую она еще при жизни для себя приготовила в местечке Дарб ас-саба‘.
Вскоре Исках вместе с двумя детьми вернулся жить в Медину.
Что еще мы знаем об этой почтенной женщине?
Сейида Нафиса Хатун была чистейшего нрава женщиной, которая неустанно поклонялась Всевышнему Аллаху, ведя очень аскетичный образ жизни, проводя дни в постах, а ночи — в молитвах.
Во времена Раннего Ислама она была одной из числа тех немногих мусульманок-мухаддисов, чьи глубокие знания укрепляли религию.
Так, Имам Хаким Найшапури утверждает: «1/4 нашей религии зависит от наших сестер-мусульманок, передавших слова посланника Аллаха ©. Если бы не эти передатчицы, то мы потеряли бы четверть нашей религии».
Нафиса Хатун была одной из первых женщин — блестящих знатоков, муфассиров и хафизов Корана. Она обладала богатым имуществом и щедро жертвовала из него для постройки лечебниц и лазаретов, для помощи больным и просто нуждающимся людям. В своей жизни она 30 раз совершила паломничество к Ка‘абе и при этом проходила весь путь пешком.
Каждый раз во время хаджа, дотрагиваясь до полотна Ка‘абы, она плакала и повторяла фразу: «О, мой Господь, мой Повелитель, моя Радость, ниспошли мне Свое благословение…»
О ее благородной родословной, благочестии и караматах приводится очень много рассказов в исторических книгах, таких как «Тарих» Ибн Халдуна, «Сафинат ал-бахар» шейха ‘Аббаса Кумми, «Му‘аджам ал-булдан» Йакута ал-Хамави, «Тухфат ал-Ахбаб» Усмана ас-Сахури и в многих других источниках.
Приведем лишь несколько из них.
После того как вместе с супругом она посетила могилу Ибрахима Халила в аль-Аксе, она переехала в Египет.
Среди ее соседей жила слепая иудейская девушка. Однажды сейида Нафиса Хатун омыла эту девочку водой, прочитав ду‘а. Вскоре зрение вернулось к девушке. После этого многие из иудеев приняли Ислам, а жители Египта прониклись к Нафисе Хатун таким уважением, что попросили ее остаться в Каире.
Как-то раз количество воды в реке Нил значительно уменьшилось, и жители Египта отправились к Нафисе Хатун и попросили ее прочитать ду‘а, чтобы как-то решить эту проблему.
Нафиса Хатун дала им свою шаль, повелев бросить ее в воду. Люди так и поступили. И вот в том месте, где они бросили шаль, вода в реке действительно стала прибывать и прибывать.
К Нафисе Хатун постоянно приходили люди за религиозными знаниями. Поэтому у нее было много учеников, впоследствии ставших выдающимися учеными. Среди них можно назвать и ее современника, известного мухаддиса имама Идриса аш-Шафи‘и.
Журнал «Мусульманка»