Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Несомненно, что Всевышний Аллах ниспосылает болезнь и ниспосылает (с нею) ее излечение. Знающий узнает его, неведающий же — в неведении и останется ».
Зачастую, без здоровья физического нет здорового разума, а религия человека гармонична осознанностью веры и интеллектом. Поэтому ремесло богобоязненного врача считается богоугодным делом и поклонением Всевышнему.
В истории встречаются множество имен врачей, как среди мужчин, так и женщин, которые были сподвижниками Посланника (мир ему и благословение) и выполняли важную миссию по сохранению и преумножению здоровья верующих. Из хадисов можно узнать, что среди последователей Пророка (мир ему и благословение) было много женщин-врачевателей.
Например, жена Пророка (мир ему и благословение) Айша была сведущей в целительстве. А вот любопытный хадис, где Пророк (мир ему и благословение) сказал ас-Сифе Бинт Абдуллах такие слова: «Научи Хафсу лечению кожных болезней (рукйат ан-намл) так, как ты научила ее письму». Согласно Ибн Хишаму, медициной занималась Умм Атийа аль-Ансари. Еще до принятия ислама она была известной среди арабов целительницей и прославилась тем, что после обращения в веру успешно лечила раненых в джихаде. Вместе с Пророком (мир ему и благословение) она отправлялась на битвы, чтобы оказывать медицинскую помощь раненым. Другой сподвижнице Умм Синан аль-Аслами тоже было разрешено отправиться в Хайбар, чтобы лечить и носить воду сражающимся на пути Всевышнего.
Также у сподвижницы Умм Ракыды была своя палатка, где она проводила санитарные процедуры: омывала и обрабатывала раны воинов. (Абу Дауд, 1/270)
Хочется привести еще один достойный восхищения пример героизма и жертвенности во имя Всевышнего сподвижницы-врача Руфайды. Ислам увековечил ее доблестный подвиг врача и мецената. Эта легендарная женщина, принявшая присягу у Посланника Аллаха (мир ему и благословение) после Хиджры, участвовала в сражениях при Ухуде, Хандаке и Хайбаре.
Руфайда была не только блестяще образованной женщиной своего времени, но и, будучи богатой аристократкой, добровольно расходовала свой капитал на пути Аллаха и трудилась врачом, спасая ценой своей жизни раненых солдат.
Ибн Саид, называвший ее Каибату, сказал так о ней : «Каибату бинту Саид, принявшая Ислам после Хиджры, у которой была палатка при мечети, где она лечила больных».
Палатка Руфайды появилась в день сражения при Ухуде, где она делала перевязки раненым и лечила их. Когда Руфайда отправлялась на сражение, её палатку и медицинские инструменты перемещали на верблюде туда, куда она требовала, и устанавливали напротив лагеря мусульман. Палатка Руфайды стала первым полевым госпиталем.
Также для этой сподвижницы установили отдельную палату в мечети Пророка (мир ему и благословение), которая, по сути, выполняла функцию общественной больницы , где лечили больных в мирное время и раненых в военное. Здесь же круглосуточно дежурили санитарки.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) возвеличил Руфайду, и после сражения ей давали долю трофеев. Абу Умар передаёт от аль-Вакида: «Она участвовала в битве при Хайбаре с Пророком (мир ему и благословение), и ей полагалась такая же доля, как и мужчине». («аль-Исабат» «Сияр Алям ан-Нубаляи»)
Теперь перенесемся в начало 8 века. Многое из того, что мы привыкли воспринимать из медицины и здравоохранения как результат развития современного общества, на самом деле было заимствовано из мусульманского Востока. Когда Европа больных проказой сжигала на кострах инквизиции, в мусульманских странах прокаженным, слепым и калекам полагалась пенсия. Именно средневековый Халифат стал основателем бесплатной медицины и первым начал обеспечивать больных бесплатными лекарствами.
В 12 веке в Дамаске была построена больница, в которой выполняли свой врачебный долг более 20 терапевтов, хирургов, офтальмологов. Госпиталь был похож на дворец, которой украшал прекрасный фонтан и сад. В стенах этой больницы проводились сложнейшие по тем временам хирургические операции. При ней же функционировала лаборатория, где создавались новые лекарства из компонентов, привезенных из разных стран, например, здесь был впервые создан аспирин.
Согласно летописям, больные получали медицинскую помощь за счет государства, и она была доступна для людей всех религиозных принадлежностей. Более того, пациент получал при выписке домой деньги, чтобы он до того, как вернется к работе, мог жить достойно, не нуждаясь.
Как видим, медицина и научные исследования в этой области Исламом не только приветствуются, и всячески поощряются, но и являются источником Божественной милости.
islam-today.ru