Хазрати Абу Убайда весь свой талант и способности старался все время направлять на помощь своим единоверцам
«Асхабе Карам» («Уважаемые Сахаба») так назвал свою книгу богослов, ученый и писатель Шагар Шараф (1877-1938). В предисловии к сборнику автор отмечает, что в нем собраны биографии и благодеяния, труды во имя Ислама и мусульманской уммы, а также примеры нравственного величия двадцати сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Книга издана в типографии «Маариф» в Казани в 1918 году.
Предлагаем вниманию читателей главы из этой книги
Абу Убайда ибн Аль Джаррах (радыйАллах анху)
Один из первых принявший Ислам и получивших известие о башарате. Выдающаяся личность, родословное древо, которого восходит к родству с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха). Шаджара его: Абу Убайда Амир ибн Абдаллах ибн аль-Джаррах ибн Хиляль ибн Ухайб ибн Даба ибн аль-Харис ибн-Фихр. В поколении прадеда ибн Фихра состоит в родственных связях с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Абу Убайда (радыйАллах анху) в доисламские времена занимал высокое положение в обществе. Среди простолюдинов за его исключительно острый ум наряду с Абу Бакром именовали не иначе «как вождь племени курейшитов». Абу Убайда был очень принципиальным и способным молниеносно определить, где скрыта истина. Стоило ему лишь один раз услышать от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) суры Священного Корана и сведения об Исламе, как он тут же принял решение последовать за ним и перейти в Ислам.
Хазрати Абу Убайда сначала переехал в Эфиопию, а затем перебрался в Медину. Он во всех сражениях был рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и проявил себя талантливым полководцем и героической личностью. Он приложил много усилий для оказания помощи мусульманам. В сражении при Ухуде показал себя терпеливым и выдержанным военачальником. А когда Абу Убайда увидел, что в благородную щеку Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) вонзились два кольца от кольчуги, он поспешил ему на помощь и одно за другим вырвал их зубами, из-за чего потерял два передних зуба – верхний и нижний.
Хазрати Абу Убайда весь свой талант и способности старался все время направлять на помощь своим единоверцам. Именно потому однажды Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) отозвался о нем: «В каждой умме имеется верный и надежный человек, а в нашей умме таковым является Абу Убайда» (Сахих Бухари)
Не случайно среди сахаба за ним закрепилось прозвище «эмин аль-уммат» т.е. «бесстрашие, надежда уммы».
После кончины Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) возникли разногласия по поводу выборов халифа. Учитывая вклад Абу Убайды в развитие Ислама хазрати Абу Бакр, указывая на него и Омара,сказал: «Я бы с удовлетворением воспринял, если кто-нибудь из них стал халифом».
Огромный вклад в развитие ислама внес Абу Убайда (радыйАллах анху) в период правления хазрати Абу Бакра и хазрати Омара. Он был главнокомандующим войск мусульман. Совместно с Халидом ибн Валидом они одержали победу над войсками Сирии и присоединили ее к исламскому государству. Абу Убайда в течение пяти лет следил за порядком на территории этого государства. Он стремился с пользой обустроить жизнь простого народа и прогрессивно развивать государство. Весь народ Сирии воспринял его правление с удовлетворением, положительно относился к его праведным и милосердным деяниям. Даже тогда, когда на престол в Сирии предоставлена была возможность вернуть прежнего правителя, народ этой страны, несмотря на то, что это был их соплеменник и единоверец, ответили ему отказом и предпочли остаться во власти мусульман.
Слава о праведном и милосердном правлении хазрати Абу Убейды (радыйАллах анху) распространилась и среди сопредельных народов. Во время страшной засухи в Медине возникла угроза голода. Из Сирии поступило четыре тысячи мешков с зерном. Весь этот хлеб собрал и переправил Абу Убайда. Когда он был эмиром в Сирии, он вел скромный образ жизни – был непритязателен в еде и одежде и это притом, что к нему домой стекалось все добро, завоеванное в военных походах, а также средства от сбора налогов и податей из разных уголков страны. Когда его окружающие намекали на улучшение условий жизни и изящную одежду, он в ответ говорил, что надо лучше работать и стараться во всем. Он часто повторял: «Я не намерен менять образ жизни и придерживаюсь тех же правил, которые были приняты еще при жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего)».
АБУ УБАЙДА, ВОБРАВШИЙ В СЕБЯ БЛАГОРОДСТВО ВСЕХ САХАБА
Все свои поступки хазрати Абу Убайда (радыйАллах анху) сверял с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего) и стремился исполнять все, чтобы получить его одобрение и принести ему пользу.
Во времена халифа хазрати Омара (радыйАллаху анху) он побывал в Сирии и посетил жилище Абу Убайды (радыйАллаху анху) и увидел насколько скромна обстановка в нем. Когда сели за стол, то кроме черствого хлеба ничего не было. И вот тогда он произнес: «О, Абу Убайда! Все претерпели изменение, а ты остался все таким же». Всю жизнь хазрати Абу Убайда посвятил обустройству государства мусульман, распространению Ислама, службе во благо правоверных. Он ставил перед собой цель создать хорошие условия для своих соплеменников, преумножения их богатства, но сам остерегался личного обогащения. Даже получая жалование за занимаемую должность, он оставлял себе минимально необходимую часть, а все помимо этого раздавал в пользу бедных и нуждающихся мусульман. Однажды Омар аль Фарук передал ему в личное пользование сумму в четыреста алтын. Получив деньги, хазрати Абу Убайда тут же раздал их. Позднее такую сумму предоставил ему Ма’аз ибн Жабиль и вновь хазрати Абу Убайда все эти деньги кроме двух алтын, которые у него выпросила супруга, тоже раздал. Услышав об этом, хазрати Омар возблагодарил Всевышнего и сказал: «АльхамдулиЛлах! Среди правоверных много людей, которые не щадя себя стараются принести пользу» (Кинъяз уль-Гамаль).
Хазрати Омар под впечатлением благородства Абу Убайды как-то сказал: «Если бы здоровье Абу Убайды позволило, я бы завещал ему после себя стать во главе государства» (Кинъяз уль-Гамаль).
В другой раз, обратившись к собравшимся, он спросил у них: «Что бы сделали, если бы у вас были богатства?» Один из слушателей: «Обладая запасами драгоценностей, я потратил бы все на путях достижения довольства Аллаха». Другой ответил в том же смысле: «Имея в собственности жемчуга и изумруды, я бы раздал их нуждающимся». В это время хазрати Омар вступил в разговор и заявил: «В этой ситуации я бы желал, чтобы среди нас было больше людей подобных хазрати Абу Убайды ибн Аль Джаррах» (Аль Риаз Аль Назират).
Хазрати Абу Убайда был высокого роста, худощав. У него была реденькая бородка, обрамляющая открытое ясное лицо. Он обладал приятным нравом, был откровенен в своих оценках, высказывал глубокие мысли. Он был весьма набожным, милосердным, проявлял великие способности в военных и государственных делах. Все свои поступки хазрати Абу Убайда (радыйАллаху анху) сверял с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего) и стремился исполнять все, чтобы получить его одобрение и принести ему пользу. Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал о нем: «Абу Убайда вобрал в себя все благородные качества, которыми обладают мои сподвижники» (Аль-Сабах).
Во время одного из сражений, когда войска под командованием Амр ибн аль-Асу и Абу Убайды выступили совместно произошел раскол и недопонимание Абу Убайда для того, чтобы прекратить его сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) призывал к слаженности в совместных действиях и не противостоять друг другу. Потому если даже ты не прав, я вынужден уступить тебе. Пусть будет так, как настаиваешь ты» и передал командование Амр ибн аль-Асу. (После этого события хазрати Рафик бек А’зам написал: «Хазрати Абу Убайда проявил стремление к служению Исламу и правоверным, видел в этом свое предназначение и совершенно отказался от притязаний на власть – стать эмиром и окончательно отошел о мирских дел. А вот хазрати Амр ибн аль-Ас напротив был заражен мыслью достичь должности правителя и сделать карьеру. И он действительно превзошел в этом, совершил много добрых дел, возвысился в лице своих соплеменников» (Шагар Мушагир аль-Ислам).
Хазрати Абу Убайда (радыйАллаху анху) до конца своих дней был во главе войск в Сирии и скончался заболев холерой на 18-ом году после хиджры. Ему было тогда 58 лет. Детей и наследников у него не осталось. Эпидемия холеры и чумы свирепствовала в селении Гамуас и осталась в исторической литературе как «чума в Гамуасе».
С книгой «Асхабе Карам» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com
Islam-Today