Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является милостью для нас. Он был отправлен Всевышним Пророком и Посланником ко всем творениям, и его миссия будет иметь силу до наступления Судного дня. Он донёс до нас истинную религию, с которой его отправил Всевышний Аллах, завершил посланническую миссию и является печатью всех пророков.
От Абу Кабши Умара бин Са’да аль-Анмари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
وَأُحَدِّثُكُمْ حَديثًا فَاحْفَظُوهُ، قَالَ: إنَّمَا الدُّنْيَا لأرْبَعَةِ نَفَرٍ: عَبْدٍ رَزَقَهُ اللهُ مَالًا وَعِلمًا، فَهُوَ يَتَّقِي فِيهِ رَبَّهُ، وَيَصِلُ فِيهِ رَحِمَهُ، وَيَعْلَمُ للهِ فِيهِ حَقًّا، فَهذا بأفضَلِ المَنَازِلِ. وَعَبْدٍ رَزَقهُ اللهُ عِلْمًا، وَلَمْ يَرْزُقْهُ مَالًا، فَهُوَ صَادِقُ النِّيَّةِ، يَقُولُ: لَوْ أنَّ لِي مَالًا لَعَمِلتُ بِعَمَلِ فُلانٍ، فَهُوَ بنيَّتِهِ، فأجْرُهُمَا سَوَاءٌ. وَعَبْدٍ رَزَقَهُ الله مَالًا، وَلَمَ يَرْزُقْهُ عِلْمًا، فَهُوَ يَخبطُ في مَالِهِ بغَيرِ عِلْمٍ، لاَ يَتَّقِي فِيهِ رَبَّهُ، وَلاَ يَصِلُ فِيهِ رَحِمَهُ، وَلاَ يَعْلَمُ للهِ فِيهِ حَقًّا، فَهذَا بأَخْبَثِ المَنَازِلِ. وَعَبْدٍ لَمْ يَرْزُقْهُ اللهُ مَالًا وَلاَ عِلْمًا، فَهُوَ يَقُولُ: لَوْ أنَّ لِي مَالًا لَعَمِلْتُ فِيهِ بعَمَلِ فُلاَنٍ، فَهُوَ بنِيَّتِهِ، فَوِزْرُهُمَا سَوَاءٌ
«И скажу я вам другое, а вы запомните это: поистине, в мире этом есть четыре категории людей:
1. раб, которому Аллах даровал богатство и знание;
«К первой из них относится такой раб, которому Аллах даровал богатство и знание, и обладая богатством, он боится Господа своего, поддерживает родственные связи и знает о том, что он обязан делать со своим имуществом ради Аллаха; такой окажется в наилучшем положении».
Этот человек боится своего Господа и боится тратить своё имущество на то, чем Он будет недоволен. Такие люди не забывают выплачивать закят, выполнять свои обеты пред Аллахом, которые требуют материальных затрат, а также по возможности раздают садака и помогают неимущим.
Поэтому положение такого раба будет наилучшим, и такие люди займут в Раю самые высокие места. Ведь этот раб получил знания, согласно этим знаниям выполнил свои обязательства и вдобавок к этому совершал желательные действия. Точно так же он отдалился от запретного и скверного. То есть знания указали ему правильный путь и привили искренность.
2. раб, которому Аллах даровал знание, не дав богатства;
«Ко второй [категории] относится такой раб, которому Аллах даровал знание, не дав богатства, и который говорит: «Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то», – будучи искренним в своих намерениях и придерживаясь таких же намерений (как и раб из первой категории людей), за что он получит такую же награду, как и он».
Этот человек получил знания, но не имеет таких богатств, как у людей из первой категории, однако у него есть искреннее намерение поступать так же, как и человек, обладающий и богатством, и знаниями. И вот этот человек за своё искреннее намерение получает вознаграждение, равное награде человека, который действительно расходует свои средства на пути Всевышнего.
3. раб, которому Аллах даровал богатство, не дав знаний;
«К третьей [категории] относится такой раб, которому Аллах даровал богатство, не дав знаний, и он распоряжается им необдуманно, не боится Господа своего, владея им, не поддерживает родственные связи и не знает о том, что он обязан делать со своим имуществом ради Аллаха; такой в мире вечном окажется в наихудшем положении».
Человек получил от Всевышнего богатство, но Аллах не даровал ему знания, и он не боится Его и тратит своё имущество на то, что неугодно Аллаху, и то, чем Он не будет недоволен. Ведь у него нет знаний относительно того, на что следует расходовать это имущество и на что запрещено его тратить. Поэтому он не раздаёт ни обязательную (закят, назр и др.), ни желательную (садака) милостыню.
За такие деяния Всевышний уготовил ему наихудшее положение на том свете, ибо такой раб совершал множество грехов, используя те богатства, которые были ему дарованы Всевышним для других целей.
4. раб, которому Аллах не дал ни богатства, ни знаний.
«И, наконец, к четвёртой группе относится такой раб, которому Аллах не дал ни богатства, ни знаний, и который говорит: «Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то», – придерживаясь в действительности таких же намерений, как и раб из третьей категории людей, за что на него будет возложено такое же бремя, как и на людей из третьей категории». (Тирмизи)
Человек не получил ни богатства, ни знаний, но намеревается распоряжаться средствами неправильно, как это делает человек из третьей категории людей, если у него появится имущество. И за это намерение такие люди понесут бремя такого же греха и подвергнутся такому же наказанию.
Ведь если бы Всевышний дал ему богатства, он тратил бы их на запретное. Поэтому его положение будет таким же, как у того, кто действительно расходует своё имущество на то, что неугодно Аллаху.
Из этого хадиса мы понимаем, что искреннее намерение верующего лучше его деяний. Это также показывает, насколько важны искренность и чистосердечие. Как видно, человек может удостоиться огромных даров по причине искренности деяний, которых он даже не совершал. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в другом хадисе сказал:
نِيَّةُ الْمُؤْمِنِ خَيْرٌ مِنْ عَمَلِهِ
«Намерение (цель и искренность) муъмина (искренне верующего человека) лучше, чем его поступки». (Табарани)
Потому что намерение – это деяния сердца, а то, что скрывается в сердце человека, неизвестно никому, кроме Всевышнего Аллаха. С точки зрения Ислама значение поступка определяется намерением, по причине которого он был совершен. То есть поступок человека оценивается в соответствии с целью, с которой он совершён.
islamdag.ru