Факих со своим иснадом передал от Са’ида Худри, который сказал: «У одного из мухаджиров была просьба к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). Он хотел подойти к Посланнику Аллаха тогда, когда он будет находиться в укромном, безлюдном месте. В это время Посланник Аллаха был в Мекке возле войска. Вечером он совершал таваф (обход) Каабы, а утром возвращался. После возвращения он читал утреннюю молитву».
Передатчик этого хадиса сказал: «В один вечер Посланник Аллаха (мир ему и благословение) долго находился возле Каабы и был там до рассвета. Когда он сел верхом на верблюда, подошел тот человек. И схватив за повод верблюда Посланника Аллаха (мир ему и благословение), сказал: «О, Посланник Аллаха, у меня есть к тебе просьба».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Отпусти меня и тогда я выслушаю твою просьбу». Тот человек не послушался. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) побоялся его схватки и, махнув один раз своей плеткой, уехал. Завершив утренний намаз, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) направился к людям и сказал: «Где тот, кто недавно схватил меня?». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повторил эти слова: «Если этот человек среди народа, то пусть встанет». Этот человек начал говорить: «Прибегаю к Аллаху и к Его посланнику». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Подойди ко мне поближе». Этот человек приблизился. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сел перед ним и дав ему в руки плетку, сказал: «Ударь этой плёткой». Этот человек сказал: «Прибегаю к Аллаху от удара Пророку Аллаха». Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Возьми плётку, ударь её, нет в этом вреда». Этот человек снова повторил: «Прибегаю к Аллаху от удара плёткой Пророку Аллаха». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Ты не ударишь, если только простишь меня». Этот человек, бросив плетку, сказал: «О, Посланник Аллаха, я простил тебя».
После этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «О люди, бойтесь Аллаха, пусть никто из вас не угнетает верующего. А если будет угнетать, то в Судный день Аллах Всевышний разгневается на него».
Также передано от Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «По-истине, обиженные в Судный день будут из числа спасённых».
Передано от Суфьяна Саури: «Встретиться с Аллахом с грехами, которые между тобой и Аллахом, легче, чем с грехами, которые между тобой и людьми».
Передано от Фудайла бин ‘Ияда: «Для меня любимее прочитать один аят из книги Всевышнего Аллаха и совершить деяние в соответствии с этим аятом, чем прочтение тысячу раз весь Коран. Для меня любимее обрадовать сердце мусульманина и выполнить его поручение, чем молиться в течение всей своей жизни. Отречение от мира для меня любимее, чем поклонение всех обитателей земли и небес. Для меня любимее оставить харам размером с одно семечко, чем совершить сто раз хадж дозволенным имуществом».
Передано от Абу Бакра аль-Варака: «Самое большее деяние, которое выводит из сердца иман — это принесение обиды людям».
Спросили у Абу Касима: «Бывает ли у человека грех, из-за которого он лишается имана?». Он сказал: «Да, три различные вещи уводят иман: во-первых, удалённость от благодарения за Ислам; во-вторых, отсутствие страха, что уйдёт Ислам; в-третьих, притеснение мусульман».
Хамид передал от Анаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Пророк (мир ему и благословение) дал три совета одному человеку. Он сказал ему: «Часто вспоминай смерть. Если часто будешь вспоминать смерть, то она избавит твое сердце от зла. Благодари Аллаха, ибо благодарение увеличивает блага. Делай ду’а, ибо ты не знаешь, когда будет принята эта мольба. Я запрещаю тебе три вещи: не нарушай обещание и даже не допускай намерения нарушить его. Отстранись от притеснения, ибо притесненному, несомненно, поможет Аллах. Остерегайся хитрости, ибо злая хитрость вернётся к тому, кто совершил её».
Мансур передал от Муджахида, а он от Язида бин Самрада. Язид сказал: «В аду есть места, подобные морю. В этих местах есть змеи ростом с верблюда и стада скорпионов как стада мулов. Если обитатели ада пожелают облегчения наказаний, то этим змеям и скорпионам будет сказано: «Выходите с края берега». И выйдут змеи. Эти змеи в аду будут выходить из губ, лиц и тех мест людей, откуда пожелает Аллах. Их тела останутся голыми. Обитатели ада будут просить помощи у этих змей. Однако на них будут посланы черви, они будут есть их тела до костей. Будет сказано: «О, такой-то человек, эти наказания мучают и истязают тебя?». Он скажет: «Да, очень мучают». На это ему будет сказано: «Это наказание тебе за то, что ты обижал в том мире верующего».
Доказательством этому служат слова Всевышнего Аллаха:
«Мы прибавили дополнительное наказание за их намеренное уклонение других с прямого пути и за то, что они вводили в заблуждение рабов Аллаха, к тому наказанию, которого они и так заслуживают за свое неверие1».
‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Для нанесения обиды достаточны три вещи: считать виновным человека, когда вина лежит на тебе; видеть проступки других, не замечая своих проступков; приносить обиду собеседнику бесполезным разговором».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В Судный день глашатай под аль Аршем крикнет: «О, община Мухаммада, Я одарил вас тем, что вы делали ради Меня, но остались права между вами. Дарите подарки и прощайте друг другу. Входите в рай благодаря Моей милости».
_____________________________
1. Сура «Ан-Нахль», 88 аят.
Из книги «Танбихуль гафилин»
islam-today.ru