Хадж – это обязательно паломничество мусульман, которое сродни ежегодному конгрессу уверовавших со всего мира. Хадж несёт в себе огромную пользу как мирскую, так и религиозную (духовную). О достоинствах паломничество повествуется в хадиса Пророка Мухаммада ﷺ. Предлагаем вниманию читателей 24 таких изречений.
1. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передали: «У Пророка ﷺспросили: «Какое деяние является самым достойным?» «Вера в Аллаха» – ответил Пророк ﷺ. «После него какое?» – спросили его вновь. «Джихад на пути Аллаха», – был ответ. «А после?» «Хадж» – ответил Пророк ﷺ» (имамы аль-Бухари и Муслим).
2. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают: «Я слышал, что Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Тот, кто совершит хадж и при этом не будет сквернословить и грешить, вернётся домой чистым от грехов, как в тот день, когда мать его родила»» (имамы аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи).
3. Еще от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк ﷺ сказал: «Воздаяние за принятый хадж – только Рай» (имамы аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи).
4. В хадисе, рассказанном Исфахани, говорится: «Каждый раз, когда паломник произносит «Субханаллаh» или «Ля иляhа илля ллаh», или «Аллаhу Акбар», его поздравляют с Раем».
5. «Поистине, хадж смывает предыдущие грехи» (имам Муслим и др.).
6. Однажды некто пришёл к Пророку ﷺ и сказал, что из-за слабости боится идти на джихад. Тогда ему Пророк ﷺ ответил: «Ты иди на мирный джихад, т.е. на хадж» (ат-Табарани, Абдурразак).
7. Аиша спросила: «О, Пророк ﷺ, лучшим из деяний мы видим джихад, нельзя ли нам, женщинам в нём участвовать?» Пророк ﷺ ответил: «Всё-таки, лучшим газаватом женщины является принятый хадж» (имам аль-Бухари).
8. «Газават старого, слабого и женщины – это хадж и умра» (имам ан-Насаи).
9. У Посланника Господа ﷺ спросили о самом лучшем деянии. Пророк ﷺ ответил: «Вера в Аллаха, джихад и принятый хадж, и эти деяния лучше других деяний настолько, насколько отдалён запад от востока» (имамы ат-Табарани и Ахмад).
10. Пророк ﷺ изрёк: «Воздаяние за принятый хадж – только Рай». «А в чём заключается его принятие», – спросили Пророка ﷺ. Он ответил: «Кормлением другого и приятной (хорошей) речью» (имамы ат-Табарани и Ахмад).
11. «Вы совершайте хадж и умра в один год, т.е. один за другим. Эти оба действия освобождают паломника от бедности и грехов, как кузнечный мех очищают грязь с железа, золота и серебра» (имамы ат-Тирмизи и ибн Хузаймат).
12. «Вы совершайте хадж. Поистине, хадж смывает грехи, как вода смывает грязь» (имам ат-Табарани).
13. В хадисе от Абу Мусы говорится, что паломник делает заступничество четырёмстам человек своего рода (Баззар).
14. Ибну Умар сказал: «Я слышал, как Пророк ﷺ говорил: «Каждый раз, когда верблюд паломника поднимет и опустит ногу в ходьбе, Всевышний записывает ему хорошее деяние, очищает его от плохого деяния и увеличивается его степень»» (имамы аль-Байхаки и Ибн Хаббан).
15. «Тот, кто с намерением хаджа дойдёт до Каабы, совершит таваф, са’ю, пострижётся, очистится от грехов, как в день, когда его родила мать. «Теперь вновь начни деяния» – говорят ему» (имам аль-Байхаки).
16. «Тому, кто пешком совершит хадж в Мекку, до возвращения из Мекки запишут за каждый шаг по семьсот воздаяний, каждый из которых равен добру, сделанному на земле Харама. А каждое добро Харама равно ста тысячам обычных добрых дел» (имамы Ибн Хузаймат и Хаким).
17. «Паломники (и совершающие умра) – эта особая делегация Аллаха, которых Он позвал к себе, которые ответили на Его зов, и которым дадут то, что у Него попросят» (Баззар).
18. «Всевышний смоет грехи паломника, также смоет грехи того, за кого он попросил» (Баззар, ат-Табарани).
19. Пророк ﷺ сказал: «О, мой Аллах, Ты смой грехи паломника и того, за которого он просит». Как известно, дуа Пророка ﷺ всегда принимается.
20. «Вы торопитесь совершить хадж (фарз), ибо никто из вас не знает, что его ожидает» (Абулкасим, Исфахани).
21. Абдулла бин Умар (да будет доволен им Аллах) рассказал, что он находился с Посланником Божьим ﷺ в мечети в местности Мина. К Пророку ﷺ пришли два человека: один из ансаров, второй из сакифов. Оба приветствовали Посланника ﷺ и сказали, что хотят спросить кое о чём у него. Пророк ﷺ ответил: «Если вы хотите, я расскажу вам, о чём бы вы хотели спросить, а если хотите, спросите сами». Они оба сказали: «Расскажи нам, о Посланник». Один из сакифов сказал: «Расскажи, о Посланник».
Пророк ﷺ сказал: «Ты ко мне пришел спросить о выходе из дома с намерением совершить хадж к Каабе, о его достоинстве, о двух ракаатах тавафа, и о том, что тебе от этого будет, о хождении между Сафой и Марвой, какая польза тебе от этого, о бросании камушек, о жертвоприношении, и о том, что тебе в этом есть, и о тавафе ифаза».
Он ответил: «Поистине, ты прав, и клянусь Аллахом, я пришел спросить всё это». Пророк ﷺ сказал: «После того, как ты выйдешь из дома с намерением дойти до Каабы, каждый раз, когда твой верблюд поднимет ногу и опустит её, тебе запишется добро и очистится с тебя зло. Двухракаатный намаз после тавафа приравнивается к освобождению раба из потомков Исмаила. Хождение между Сафой и Марвой подобно освобождению семидесяти рабов. Стояние до вечера на Арафате – Милости Всевышнего спускаются на нижние небеса и вами Он будет гордиться перед ангелами. Всевышний скажет своим ангелам: «Мои рабы пришли ко мне издалека, надеясь на Рай. Если бы количество их грехов было больше, чем пылинки песка, капельки дождя и морская пена, и их бы Я смыл. О, мои рабы! Вы возвращайтесь с Арафа чистыми от грехов сами, и те, за которых вы заступились».
С каждым бросанием камушек тебе простят по одному греху, губящему тебя. По числу каждого подстриженного, сбритого волоса запишут добро и смоют грехи. Таваф ты совершишь, освободившись от грехов, и ангел придёт к тебе и скажет, положа руку на обе лопатки, чтобы ты впредь совершал добрые дела, а грехи твои прежние смыты» (Баззар, Хаким).
22. «Тому, кто умрёт по пути в хадж, запишут воздаяние, как будто он совершал хадж каждый год до Судного дня, и тому, кто умрёт по пути на умра, запишут воздаяние, как будто он совершал умра до Судного дня» (Абу Яла).
23. «Того, кто этим путём выйдет на хадж и умра и умрёт в пути, в Судный день к допросу не позовут. Ему скажут: «Войди в Рай». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах гордится за тех, кто совершает таваф». (Табрани, Абу Яла, Дарукутни, аль-Байхаки).
24. «Кааба является одной из опор Ислама, и тот, кто совершает хадж находится под защитой Аллаха, а если он умрёт, то войдёт в Рай, а если вернётся домой к своим, то вернётся с добычей и воздаянием» (Табрани).
25. От Ибну Аббаса рассказали: «Некий человек возле Пророка ﷺ на горе Арафат упал с верблюда и умер, затоптанный им. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Вы омойте его водой и сифру (лотос), обверните его же одеждой, укройте его голову, не сыпьте на него (ханута), в Судный день он встанет, читая Лаббайк»» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Все эти хадисы взяты из книги, достоверных хадисов Хафиза аль-Мунзария «ат-Таргиб ва ат-Таргиб», т.2, с. 69-80.
quran-sunna.ru