КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?
Верующий, соблюдающий пост, весь световой день воздерживается от еды и питья. Это требует от него терпения и стойкости. Следовательно, он получает за это соответствующее вознаграждение.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
قَالَ رَبُّكُمْ عَزَّ وَجَلَّ : عَبْدِي تَرَكَ شَهْوَتَهُ وَطَعَامَهُ وَشَرَابَهُ ، ابْتِغَاءَ مَرْضَاتِي ، وَالصَّوْمُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ
«Всевышний Аллах сказал: «Мой раб ради Меня оставил свои желания и наслаждения, свою еду и питье. Пост соблюдается для Меня, и Я воздам за него»». (Имам Ахмад, 9138)
Обычно к концу дня, особенно ближе ко времени завершения поста, постящийся сильнее всего чувствует голод и жажду, а некоторых уже одолевает сильное желание пить и есть. Однако ни медицина, ни шариат не одобряют употребления большого количества еды сразу по завершении поста.
Не рекомендуется запихивать в себя всё, что поставлено на стол, и заполнять желудок, который целый световой день находился в режиме строгого воздержания – это может вызвать у организма сильный стресс.
Тем не менее, следует поспешить с разговением, как только наступит его время. Моментом разговения является наступление времени вечернего намаза. До этого срока постящемуся запрещено пить и есть без уважительной причины, а после наступления времени вечернего намаза Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) рекомендовал спешить с ифтаром и сразу разговляться.
От Сахля Ибн Саада (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
لَا يَزَالُ النَّاسُ بِخَيْرٍ مَا عَجَّلُوا الْفِطْرَ
«Не покинут блага мою умму (общину), пока они будут спешить разговляться». (Имам Ахмад, 22804; Бухари, 1957; Муслим, 1098; Ибн Маджах, 1698; Тирмизи, 699)
Следует отметить, что в этом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) под словами «спешить разговляться» не подразумевает, что надо сразу приступить к трапезе и есть всё, что попадётся под руку из съестного. Напротив, эти слова подразумевают, что следует разговляться небольшим количеством еды, а через некоторое время, лучше всего после вечернего намаза, приступить к основной трапезе. Но и во время этой трапезы не следует есть досыта и забивать желудок, который отдыхал весь световой день.
Что же касается предпочтительной еды для разговения по сунне, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) рекомендовал нам разговляться финиками, водой или чем-то сладким.
От Салмана ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِذَا كَانَ أَحَدُكُمْ صَائِمًا، فَلْيُفْطِرْ عَلَى التَّمْرِ، فَإِنْ لَمْ يَجِدِ التَّمْرَ، فَعَلَى الْمَاءِ فَإِنَّ الْمَاءَ طَهُورٌ
«Если кто-либо из вас соблюдал пост и собирается разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, то – водой, ибо, поистине, вода очищает». (Имам Ахмад, 16225; Абу Дауд, 2355, Ибн Маджах, 1699; Тирмизи, 658)
Имам Мулла Али Аль-Кари, комментируя этот хадис в своей книге «Миркат аль-Мафатих шарх Мишкат аль-Масабих», пишет следующее:
«Ибн Хаджар сказал: «Одной из особенностей фиников является то, что они, попадая в пустой желудок, становятся пищей, а в других случаях они выводят из желудка остатки еды. Утверждения врачей о том, что употребление фиников ослабляет зрение, имеют под собой основания в случае употребления их в большом количестве, которое вредит, умеренное же потребление фиников, напротив, усиливает его«».
В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) указывает на желательность разговения сушёными финиками, а если их нет, то водой, но в другом хадисе сообщается, что разговляться свежими спелыми финиками предпочтительнее, чем сушёными.
От Сабита Аль-Бунани передаётся, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُفْطِرُ عَلَى رُطَبَاتٍ قَبْلَ أَنْ يُصَلِّيَ، فَإِنْ لَمْ تَكُنْ رُطَبَاتٌ، فَعَلَى تَمَرَاتٍ، فَإِنْ لَمْ تَكُنْ حَسَا حَسَوَاتٍ مِنْ مَاءٍ
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) всегда разговлялся перед вечерним намазом, съедая несколько свежих спелых фиников, если свежих фиников не было, то – сушёными финиками, а если не было и сушёных фиников, то делал несколько глотков воды». (Абу Дауд, 2356; Тирмизи, 696)
Причиной того, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) рекомендовал прежде всего разговляться финиками, заключается в том, что они сладкие, а любая сладость возвращает человеку остроту зрения, которое ослабевает из-за поста.
Абдуррахман аль-Мубаракфури в своей книге «Тухфат аль-Ахвази би-шарх джами’ ат-Тирмизи» пишет следующее:
«В этом хадисе есть довод в пользу желательности разговения финиками, а в их отсутствие – водой, но хадис, который передаётся от Анаса (да будет доволен им Аллах), указывает на то, что свежие спелые финики предпочтительнее сушёных. Поэтому следует отдать предпочтение свежим финикам, если они имеются. Желательно разговляться финиками, потому что они сладкие, а сладость укрепляет зрение, которое ослабевает от соблюдения поста».
Помимо этого, еда для разговения должна быть дозволенной (халяль). Категорически запрещается употреблять в качестве еды для разговения что-либо недозволенное (харам) или еду, приобретённую на недозволенные средства.
Если постящийся употребит для разговения запретное, он лишится воздаяния за этот пост, хотя его пост будет засчитан как действительный. Поэтому постящемуся следует остерегаться разговения недозволенной пищей.
Абу Бакр Ад-Димяти в своей книге «И‘анат ат-талибин» пишет об этом следующее:
«Постящемуся крайне необходимо беречь свой желудок от недозволенной и сомнительной еды, особенно во время разговения. Праведные предшественники говорили: «Когда соблюдаешь пост, смотри, чем ты разговляешься и рядом с кем разговляешься«».
Из всего вышеприведённого вытекает, что постящемуся желательно разговляться свежими финиками. Если нет свежих фиников, то сушёными. Если нет и таковых, то тремя глотками воды. Чтобы получить полноценное вознаграждение за эту сунну, нужно соблюдать вышеупомянутую приоритетность.
Если постящийся не нашёл ни фиников, ни воды, то ему предпочтительнее разговляться чем-то сладким, что не подвергалось огню, например, изюмом и т. п. Если такового нет, то мясом, если и его нет, то мёдом. Если нет мёда, то молоком, затем просто сладостями, которые готовились на огне, выпечкой и т. п.
islamdag.ru