Хвала Всевышнему Аллаху, мир и благословение нашему Господину Мухаммаду, его семье и сподвижникам.
Наступили благодатные дни Рамадана, когда скованы в цепи шайтаны, открыты врата Рая. Всевышний предписал поститься днём тем, кто способен, кто соответствует условиям поста, которые обозначил Аллах. Пророк (мир ему и благословение) указал на значимость ночного бодрствования. В дни Рамадана мы просим помощи у Всевышнего, просим наших братьев помочь нам в поминании Аллаха и в поклонении Ему. Поэтому в этот благословенный месяц наблюдаем проявление большего усердия, чем в другие дни и месяцы года. Пусть Аллах не лишит нас в эти дни того, что мы просим за нашу умму, за наши города.
Попросим Всевышнего: «О Аллах, пусть дни Рамадана пройдут в благих поступках, объедини сердца мусульман, позволь нашим сердцам наполниться поминанием Тебя, لَا تُؤَاخِذْنَا إِنْ نَسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا – “не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись”, не наказывай нас за поступки невежественных из нас. О Аллах, никто, кроме Тебя, не в силах объединить сердца, прости грешников ради праведников, прости нас всех. Мы нуждаемся в Твоей милости, Ты не нуждаешься в том, чтобы нас наказывать. Мы просим Твоего довольства, одари нас знаниями познавших Тебя, обучи нас этике по отношению к Тебе и Твоему Посланнику (мир ему и благословение). Выведи нас из-под Твоего гнева к Твоему довольству. Позволь нам совершать то, чем ты доволен. О Аллах, облегчи для нас мирские дела, пусть ими будут заняты наши руки, а не сердца. Объедини нас в одном слове. Дай нам сил облагораживать землю и наши города. Позволь нам быть полезными для Твоих рабов. Прими наши благие деяния, о Милостивейший».
Люди забыли Сунну нашего Любимца, Пророка (мир ему и благословение). Они отдалились от этой драгоценной Сунны, которой Пророк (мир ему и благословение) обучал нас, повелевал соблюдать её и предупреждал о том, что ждёт тех, кто не соблюдает её. Большинство наших проблем происходит из-за того, что мы забыли о благих нравах.
Качества, о которых мы позабыли, это то, о чём говорится в хадисах:
1. من حسن إسلام المرء تركه ما لا يعنيه
«Красотой веры человека является его отказ от того, что его не касается» ( имам ат-Тирмизи).
2. كفى بالمرء كذبا أن يحدّث بكل ما سـمع
«Чтобы быть лжецом, человеку достаточно рассказывать всё, что он слышал» (имам Муслим).
3. أحب الأعمال إلى الله أدومها وإن قلّ
«Самыми любимыми деяниями для Аллаха являются наиболее постоянные, даже если их немного».
4. والله لا يؤمن من بات شبعان وجاره جائع وهو يعلم
«Клянусь Всевышним, не обладает полноценной верой тот, кто уснул сытым, зная, что его сосед голоден».
5. المؤمن للمؤمن كالبنيان يشد بعضه بعضا
«Поистине, друг с другом верующие подобны строению, которого укрепляют друг друга» (имамы аль-Бухари, Муслим).
6. المسلم أخو المسلم لا يظلمه و لا يُسلمه
«Мусульманин мусульманину – брат. Он не притесняет его, не оставляет без помощи» (имам Муслим).
7. كالجسد الواحد اذا اشتكى منه عضو تداعى سائر الجسد بالسهر والحمى
«Верующие подобны телу : когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит, и оно лишается сна».
Хвала Всевышнему, Сунна Пророка (мир ему и благословение) дошла до наших дней, чему способствовали Аль-Кутуб ас-Сита (араб. الكتب السته) – шесть основных суннитских сборников хадисов:
1. Сахих имам аль-Бухари
2. Сахих имама Муслима
3. Сунан Аби Давуда
4. Сунан ат-Тирмизи
5. Сунан ан-Насаи
6. Сунан Ибн Маджа.
А также благодаря книге «Аль-Муватта» имама Малика ибн Анаса, да будет доволен ими всеми Аллах.
Одним из величайших трудов в области хадисов является «Муснад» имама Ахмада ибн Ханбаля (да будет доволен им Аллах). Его называют Ахмад ибн Ханбаль, не произнося имя его отца Мухаммада. Имам Ахмад начал свою книгу с хадисов, переданных десятью сподвижниками, которых при жизни известили о получении Рая.
Это: Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб. О них мы знаем, они – четыре праведных халифа. Также четверо сподвижников: Саад ибн Абу Ваккас, Саид ибн Зайд, Зубайр ибн аль-Аввам, Тальха ибн Убайдулла. И двое других: Абдуррахман ибн Авф, Абу Убайда ибн аль-Джаррах. Имам Ахмад составил книгу «Муснад» таким образом, что собрал по отдельности хадисы, переданные каждым из этих сподвижников, как, например, муснад Абу Бакра. Он собрал хадисы, переданные Умаром, и назвал их муснад Умара ибн аль-Хаттаба. Он также собрал отдельно хадисы Усман ибн Аффана. Муснад Али ибн Талиба больше муснадов других сподвижников, потому что он был величайшим учёным.
Следует обратить внимание на то, что имам Ахмад начал с хадисов этих 10 сподвижников. Затем он приводит хадисы других сподвижников, после – хадисы ахлю Байт, родни Пророка (мир ему и благословение): Хусейна, Хасана, Джафара, Абдуллаха ибн Джафара, Акиля ибн Аби Талиб и т. д. Затем приводит хадисы бану Хашима: Аббаса, его сыновей и других.
Рассматривая муснады, мы видим, что нет оснований отрицать это наставление, эту красоту, это душевное спокойствие, видим и то, как старались сохранить Сунну сподвижники, табиины и те, кто были после них, до времени имама Ахмада.
Дай Аллах нам прожить дни Рамадана в тени нашего Посланника (мир ему и благословение), в тени лучшего человека, который жил на этой земле.
Стенограмма проповеди шейха Али Джума
islam.ru