Аиша, да будет доволен ею Аллах, действительно любила посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, всем сердцем. И в то же время она была самой ревнивой его женой. Однако, какой бы сильной ни была ее ревность, она никогда не причиняла никакого вреда остальным женам пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила:
«Ни к кому из жен я не ревновала посланника Аллаха так, как ревновала его к Хадидже, поскольку посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, упоминал ее слишком часто»[1].
Ибн Хаджар аль-Аскаляни в своей книге «Фатх аль-Бари» пишет:
«Этот хадис является доводом на то, что ревность (как чувство) в основе дозволена. И вполне допустимо и ожидаемо, что испытывать ее могут и праведные добродетельные женщины, не говоря уже о прочих женщинах. Также это свидетельствует о том, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, ревновала пророка, мир ему и благословение Аллаха, ко всем его женам, но ревность ее еще больше возрастала, когда дело касалось Хадиджи, да будет доволен ею Аллах. Она объяснила это тем, что он, мир ему и благословение Аллаха, часто упоминал ее»[2].
Тем не менее, следует учесть, что вышеприведенный хадис, оправдывающий наличие у женщины чувство ревности, не снимает с нее обязанности в минуты ревности блюсти приличие и достоинство. Скромность и сдержанность – вот два признака совершенства веры и ума. Если же ревность женщины чрезмерна – это будет считаться обвинением в адрес ее супруга, которые без оснований и соответствующих доводов будут свидетельствовать против самой женщины. А если она еще и проявляется так, что переходит установленные этикой и шариатом нормы, то это будет притеснением в его отношении, нарушением его прав, ведь одной из обязанностей мусульманской женщины является сохранение чести, достоинства и репутации своего мужа. А это, как правило, ни одному уважающему себя мужчине понравиться не может, и, следовательно, нисколько не укрепит хорошие отношения и брак, а, напротив, посеет и разовьет раздор между супругами.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, украшала себя для посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и старалась выглядеть и вести себя так, как нравилось ему. Дома она одевалась в покрашенные платья и подбирала наряды, ароматы, узоры и благовония, которые нравились посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. И, напротив, отстранялась от всего, что не нравилось ее супругу.
Так, однажды Карима бинт Хаммам спросила Аишу о дозволенности хны, на что она, да будет доволен ею Аллах, ответила:
«Нет никакого запрета на использование хны. Но я не использую ее, поскольку мой возлюбленный Мухаммад не любит ее запах»[3].
Ибн Хаджар пишет:
«Передается, что она имела обыкновение проявлять чрезмерность в очищении своей одежды, в которой она отправлялась в постель к пророку, мир ему и благословение Аллаха»[4].
Также передается, что она постоянно чистила свои зубы сиваком (мисваком). В одной части хадиса от ‘Урвы сказано:
«… Затем мы слышали, что Мать правоверных Аиша чистила свои зубы мисваком в своей комнате»[5].
«Я умащала благовониями посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, своей рукой до того, как он входил в состояние Ихрам и по его завершении, перед тем, как он приступал к обходу вокруг Каабы (Таваф аль-Ифада)»[6].
В этом же контексте передан хадис от Урвы, да будет доволен им Аллах:
«Я спросил у Аиши, чем она умащала посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, до вхождения в состояние Ихрам, и она ответила: «Самым лучшим ароматом»»[7].
В своем завещании мусульманкам Аиша, да будет доволен ею Аллах, особенно выделяет необходимость ухаживать за мужьями и выполнять должным образом каждое свое обязательство перед ними.
В одном из хадисов она, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«О, женщины! Если бы вы знали права ваших мужей над вами, то вы бы своими лицами вытирали пыль с обуви мужа»[8].
Пожалуй, одно из самых актуальных на сегодняшний день наставлений, данных мусульманским женщинам Матерью правоверных, да будет доволен ею Аллах.
К сожалению, часто в женской половине так называемых благополучных браков все же наблюдаются две опасные крайности. Первая из них – когда женщина погружается в быт и воспитание детей с головой и утрачивает свою женственность, ошибочно полагая, что хорошая жена – это только блины по утрам и выглаженные рубашки. Другая же крайность – когда женщина, напротив, увлекается приукрашиванием своей внешности и манер, но посвящает это публике вне дома. В обоих случаях имеет место ущемление прав супруга. Если в первом случае супруг теряет возможность проводить время с привлекательной во всех отношениях женщиной, то во втором случае такую возможность он разделяет со множеством посторонних мужчин, а это, – помимо попрания его чести и достоинства, еще и смута и соблазн для прочих мужчин. Истина, как и во всем, где-то посередине.
[2] Ибн Хаджар, Фатх аль-Бари, 7/169;
[3] Ибн аль-Джаузи, Ахкам ан-Ниса, 145;
[4] Ибн Хаджар, Фатх аль-Бари, 7/136;
[5] Аль-Бухари, ‘Умра, 3/701, №1776;
[6] Муслим, Хадж, 8/98-99, № 1189;
[7] Там же.
[8] Аз-Захаби, Аль-Каба’ир, 151.