КАСЫДА «БУРДА» — ВЕЛИЧАЙШЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ЛЮБВИ К ПРОРОКУ МУХАММАДУ

  «Скажи (о Мухаммед!): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный». (Коран, 3:31)

Любовь к Пророку (ﷺ), или Поэма «О шали».

В месяц Рабигуль-Авуаль мусульмане отмечают Мавлид – День рождения Пророка Мухаммеда (ﷺ) чтением сур Священного Корана, зикром Аллаху, салаватами – приветствиями Пророку (ﷺ). Верующие вспоминают  Посланника Аллаха (ﷺ) также и в другие дни, получая за это награды от Всевышнего.  В одном из хадисов говорится: «В Рай попадут те, кто любит Аллаха, те, кто любит тех, кто любит Аллаха, и те, кто ненавидит ненавидимых Аллахом».  Любить Создателя ради Него самого – значит любить самого Всевышнего. Шедевр Имама Бусайри Касыда «Бурда» посвящен глубокой и горячей любви к  Посланнику Аллаха Мухаммеду (ﷺ).

Хазрат Имам Салих Шарафуд-дин Абу ’Абдуллах Мухаммад Бин Хасан Аль-Бусайри был выдающимся поэтом в 7 веке по календарю хиджры. Он родился в Абусайре в 608 году по хиджре или 1213 году по мавлади. 10 лет Имам Салих Шарафуд-дин провел в Иерусалиме, а затем на 13 лет переехал в Мекку, где преподавал Священный Коран, был известным каллиграфом и занимал высокое положение.

В Египте были изданы его касыды, из которых наиболее известны Касыда «Хамзия» и Касыда «Бурда». Касыда «Бурда» переводилась на многие языки, включая урду, латинский, английский, французский и русский. Умер Имам Салих Шарафуд-дин в 694 году в Египте в Александрии.

С написанием Касыды «Бурда» было связано несчастье, произошедшее с Имамом Салих Шарафуд-дином. Тогда он был учеником Исламского ученого просветителя Абул Аббаса Ахмада Алмурси и получил глубокие познания в области хадисов. Однако в это время Имама Салиха Шарафуд-дина неожиданно  разбил паралич,  и  половина его тела стала неподвижной.  Будучи в таком состоянии физической беспомощности, он попросил в своих дуа Аллаха дать ему вдохновение для написания поэмы о величии и превосходстве Посланника Аллаха Мухаммеда (ﷺ) и вылечить его от паралича через благословение этой поэмы. Его просьба к Аллаху была принята. В поэме Имам талантливо и точно  выразил свои чувства и мысли.

В ночь с четверга на пятницу, написав последнюю часть поэмы, Имам уединился для совершения зикра Аллаха. Уснув, он увидел Посланника Аллаха (ﷺ). Имам, будучи в состоянии уныния и полнейшей беспомощности, попросил Аллаха в своих дуа послать ему вдохновение для сочинения поэмы, выражающей величие и превосходство Посланника Аллаха Мухаммеда (ﷺ). Он  также попросил Аллаха вылечить его от паралича через благословение своей поэмы. Его дуа были приняты, и Имам Бусайри точно и вдохновенно  выразил свои чувства и мысли в поэме.

Написав заключительную часть поэмы, в ночь с четверга на пятницу, Имам уединился, чтобы с глубокой искренностью, сосредоточенностью заняться зикром Аллаха. Затем Имам начал читать завершенную поэму и заснул. Во сне он увидел Посланника Аллаха (ﷺ). Пророк (ﷺ) провел своей благословенной рукой по телу Имама Бусайри. Через это прикосновение Аллах благословил Имама полнейшим исцелением от паралича. Проснувшись, Имам Бусайри держал в своей руке шаль, которую Посланник Аллаха (ﷺ) положил на его парализованные части тела. Так появилась Касыда «Бурда» («Поэма о шали»).

Рассмотрим краткое содержание и самые впечатляющие и выразительные фразы, использованные в поэме.

1 глава.

Самое лучшее, что есть в этом и в будущем мире – Посланник Аллаха (ﷺ), а лучший дар всему человечеству  – это шафагат, исключительное право общего заступничества за все творения от сильных испытаний Судного Дня. Аллах одарил Своего Любимого Посланника (ﷺ) огромным знанием духовной жизни, в том числе этой и загробной жизни,  знаниями о Себе и о Своих Атрибутах.

- «Так, что слезы, смешанные с кровью текут (из глаз)» из-за огромной любви автора к Исламу и Посланнику Аллаха Мухаммеду (ﷺ).
— «Что же случилось с твоими глазами, чем больше ты говоришь им остановиться тем больше они продолжают плакать».
— «Что же служилось с твоим сердцем, чем больше ты призываешь его успокоиться, тем больше оно тревожится».
-  «В то время, когда его глаза проливают слезы и раскаляется сердце».
— Свидетельства преданности посланнику Аллаха Мухаммеду (ﷺ) – слезы и болезнь автора.
— «Твои щеки как желтые розы и краснеющее дерево».
— «И радость превращается в боль». – Автор не в силах что-либо предпринять, чтобы контролировать любовь в своем сердце. «Состояние любви уже показано вам даже вопреки моей воле».
— «Эта всепоглощающая любовь хотя и приносит боль, но автор сам не хочет, чтобы боль прекратилась».
— «Истинно, искренняя любовь делает человека глухим ко всему остальному».

2 глава.

Автор предостерегает людей от их плотских желаний и низменный страстей. Он искренне кается в своих совершенных грехах, сожалеет о содеянном, и просит прощения у Всевышнего Аллаха. Для желающего искренне  полюбить Посланника Аллаха Мухаммеда (ﷺ) и оценить его миссию Милости для миров важно не поддаваться своему нафсу.

3 глава.

Автор рассказывает о качествах и совершенстве характера Посланника Аллаха Мухаммеда (ﷺ), подчеркивая безграничную любовь Аллаха к своему лучшему созданию. В 56 аяте Священного Корана в суре «Аль-ахзаб» Аллах обращается к уверовавшим, чтобы они читали салават любимому созданию Всевышнего – Пророку Мухаммеду (ﷺ), укрепляя и совершенствуя свою любовь к нему.

- Я нарушал сунну, был не постоянен в выполнении сунны Посланника Аллаха Мухаммеда (ﷺ), который проводил ночи в ибадате, и это великая сунна!  Намазы Пророка Мухаммеда (ﷺ) в ночное время были длинны и совершенны. Этот ибадат был до такой степени напряженным, что благословенные ноги безгрешного Посланника Аллаха (ﷺ) сводило, и они начинали болеть от того, насколько долго он стоял в намазе.

- Даже будучи любимцем Аллаха, Его Посланник Мухаммед (ﷺ) претерпевал невероятные трудности и нужду ради ислама. Иногда ему не приходилось кушать дни, а порой даже месяцы никакой пищи кроме фиников и воды. Из-за нестерпимого голода Посланник Аллаха (ﷺ) привязывал один или два камня к своему животу, устраняя муки голода. В ответ на предложение ангела Джибраила, чтобы  Аллах превратил горы Медины в золото для своего любимого создания Мухаммеда (ﷺ), Посланник Аллаха (ﷺ) вследствие своей послушности, смелости, любви к бедности и огромной силе воли не поддался соблазну и отказался от этого. Набожность Пророка (ﷺ) усиливалась, несмотря на его нужды, нищету и ужасный голод. Его благочестивость с бедностью увеличивалась еще больше. Это не смотря на то, что ради лучшего из созданий Аллаха – Его Посланника Мухаммеда (ﷺ) Всевышним Аллахом был создан весь этот мир.

4 глава.

В ночь, когда родился Посланник Аллаха (ﷺ), стены дворца царя персов Кисра (Хосрова Ануширвана) задрожали и обвалились. Огонь Зоратустры потух. Джинны закричали при появлении Посланника Аллаха Мухаммеда (ﷺ), стал светиться нур. На горах Худжун и Абу Кубайс во время рождения Посланника Аллаха (ﷺ), был виден благословенный свет. Истина пророчества появилась с этим светом (нуром) и с их голосами. Из-за того, что ангелы стали изгонять их огнем, шайтаны и джинны стремглав убегали прочь.

- Как и убегающие джинны, выла и армия эфиопского царя Абраха в Йемене с боевыми слонами, пожелавшего разрушить Каабу. Аллах послал тучи птиц с камнями в их клювах, чтобы они побили ими армию Абрахи. Это побиение камнями заставило Абраху и его армию убежать в страхе и ужасе. Тот год был назван «Годом слона».

- В битве при Бадре Посланник Аллаха Мухаммед (ﷺ) после совершения тасбиха бросил пригоршню песка в армию врагов, ослепив их.

5 глава.

По словам автора, главная цель Посланника Аллаха (ﷺ) – призывать создания к Создателю.

6 глава.

Автор пишет о знамениях Священного Корана. Каждому из пророков (мир им) были даны определенные чудеса на  время. Их могли засвидетельствовать только современники, а Священный Коран – это вечное чудо, свидетельствуемое людьми всех времен. Его необходимо читать как можно больше и действовать в соответствии с законами, изложенными в Коране.

7 глава.

Автор повествует о «Мирадже» Посланника Аллаха (ﷺ) на Седьмое небо. В этом путешествии Пророк Мухаммед (ﷺ) пересек Сидратуль-Мунтаха, и был взят Аллахом туда, куда еще никому до него не было разрешено приближаться. Посланник Аллаха (с.а.в) находится на гораздо высшей ступени, чем любое другое  создание Аллаха.

8 глава.

До Мираджа Посланник Аллаха Мухаммед (ﷺ) и его сподвижники (р.а.) жили в Мекке. На 13 году пророчества Аллах приказал им совершить хиджру – переселение в Медину. Автор описывает джихад Посланника Аллаха (ﷺ), его непоколебимую веру и в Аллаха, непревзойденную смелость, его героические дела и самопожертвование ради Ислама, рассказывает о преданности Аллаху и Пророку (ﷺ) его сподвижников.

9 глава.

Автор ищет прощения у Аллаха через защиту и заступничество Его Посланника Мухаммеда (ﷺ) и очень сожалеет, что потерял много времени впустую, совершил много грехов и ошибок. Он искренне кается в них перед Аллахом и молит его принять это тауба. Автор, благодаря этой Касыде, от души надеется получить заступничество Пророка  (ﷺ) перед Аллахом в Судный день.

10 глава.

Автор ищет защиты в своей преданной любви к лучшему созданию Аллаха – к Пророку Мухаммеду (ﷺ). Он надеется, что благодаря заступничеству и помощи Посланника Аллаха Мухаммеда (ﷺ), получит спасение.

Автор также надеется посвятить свою жизнь любви к Аллаху и его Посланнику (ﷺ), заслужить заступничество Посланника Аллаха (ﷺ) в Судный день.

Поэма заканчивается салаватом и салямом Пророку Мухаммеду (ﷺ), его семье, четырем праведным халифам (р.а.). Автор просит Аллаха простить его и тех, кто будет читать эту касыду.

Хасан Хусаинов
islam-today.ru

Добавить комментарий