Четки не являются нововведением. Во время Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сподвижники использовали их, и он видел некоторых и не порицал и не назвал это новшеством, напротив, он одобрил их:
Хадис 1:
Мать правоверных Сафийя (да будет доволен ею Аллах) сказала:
«Однажды ко мне зашел посланник Аллаха (мир ему и благословение). Передо мной лежало четыре тысячи финиковых косточек, которыми я поминала Аллаха. Увидев это, он сказал: «Научить тебя, как еще больше поминать Аллаха?». Я сказала: «Да, научи меня». Он сказал: «Скажи: «Свят и пречист Аллах столько, сколько существует Его творения».
Хадис рассказал Тирмизи, а Хаким назвал его достоверным, и с ним согласился Захаби.
Хадис 2:
Са’д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) рассказал, что однажды он зашел с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) к одной женщине, перед которой лежали косточки или камешки, которыми она поминала Аллаха, и, увидев ее, он (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Рассказать ли тебе о том, что будет для тебя более легким или лучшим, чем это? Скажи: «Свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворил творений в небесах, свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворил творений на земле, свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворил творений между ними, свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворит еще творений». То же самое повтори с фразой «Велик Аллах», и с фразой «Хвала Аллаху», и с фразой «Нет бога кроме Аллаха», и с фразой «Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха».
Хадис рассказали Абу Давуд, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджах. Тирмизи отметил, что он с хорошим иснадом, а Ибн Хиббан и Хаким назвали его достоверным (сахих).
Ибн Абидин Ад Димашки (1198-1252 х/1784-1836 м) в своих заметках к книге Ибн Нуджайма «Аль Бахрур Раик» передал мнение Ибн Хаджара Аль-Хайтами и Шамсуддина Ар-Рамли:
قال الرَّمْلي: والظاهرُ أنها ليستْ ببدعةٍ, فقد قال ابنُ حجرٍ الهَيْتَمي في شرحِ الأربعينَ النواويةِ: السُّبْحة ورَد لها أصلٌ أصيلٌ عن بعضِ أمُّهاتِ المؤمنينَ, وأقرَّها النبي صلى الله تعالى عليه وسلم على ذلك
«Сказал Ар-Рамли: Очевидно, что это (четки) не являются бидъой. А Ибн Хаджар Аль Хайтами в книге «Шархуль Арбаин Ан Нававийя» сказал: «Четки имеют серьезную (подлинную) основу, которая передается от некоторых Матерей правоверных. И Пророк (мир ему и благословение) не возразил (такрир), то есть, не говоря ничего, согласился и установил это».
(Минхат аль-Халик бихамиши аль-Бахр ар-Раик: 2/51)
Имам Мухйиддин Ан Навави (631-676 х/1233-1277 м) в своей книге «Тахзиб аль-асма ва аль-люгъа» сказал о четках:
والسُبْحة: بضمِّ السِّينِ وإسكانِ الباءِ، خَرَزٌ منظومةٌ يُسبَّح بها معروفة، تَعْتادُها أهلُ الخيرِ
«Субха (четки) – с огласовкой дама на букве «син» и с согласной буквой «ба» – нанизанные на нитку бусы, с помощью которых делается тасбих (поминание Аллаха), является одобряемым инструментом. Обычно ими пользуются ахлюль-хайр (благородные люди)».
(Мухйиддин Ан-Навави: «Тахзиб аль-асма ва аль-люгъа»: 3/143-144)
islamdag.ru