ОБРАЗЕЦ ВЫСОКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ — ПРОРОК МУХАММАД

ма575  Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) является Пророком, посланным для утверждения высоких нравственных устоев, является образцом этических норм, известие о котором ниспослано в Коране. Кстати, и предки его восходили к посланникам и проповедникам истинной веры, чей жизненный путь был беспорочен, души чисты, а сердца далеки от следов греха, коим было предначертано вести человечество к совершенству и наставлять его на истинный путь. Жизнь этих проповедников во всех отношениях была совершенством человеческой жизни.

Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) говорил, что его воспитал Всевышний Аллах. Это высказывание указывает на степень нравственных устоев, обладателем которых он являлся. Он был проповедником, который слова свои, прежде всего, относил к самому себе. Он в самом совершенном виде претворял в жизнь основы благовоспитанности и нравственности, которые проповедовал и которым обучал других.

Матери наши ‘Айша и Хадиджа (радыйаллаху ‘анхума) знали о самых заповедных сторонах его жизни. ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) говорила:

- Коран был его нравственностью.

Благородная Хадиджа (радыйаллаху ‘анха) пыталась успокоить Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) в момент ниспослания первых откровений, перечисляя его высокие нравственные качества:

- Всевышний Аллах тебя никогда не огорчит. Потому что ты выказываешь уважение к близким, за должников возвращаешь их долги, помогаешь бедным, оказываешь почести гостям, поддерживаешь правых, являешься помощником нуждающимся.

В священном аяте говорится о его сострадании и милосердии (смысл) :

«А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно рассеялись бы из окружения твоего»(Али Имран, 3/159 )

Благородная ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) рассказывала о нем следующее:

- Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) никого не упрекал, не отвечал злом на зло, совершенное в отношении его. Он закрывал глаза на зло, выказанное другими в отношении его, и прощал этим людям. Если было необходимо выбрать в отношении кого-нибудь из двух возможных отношений одну, он выбирал, не впадая при этом в грех, самую мягкую и милосердную. Он наказывал по заслугам только тех, кто восставал против Божественных повелений.

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) не проклинал ни одного мусульманина по имени, не ударил ни одну женщину, невольника, невольницу и ни одно животное. Он не отвергал ни чьей просьбы, если она не была запретной.

Праведный Али (радыйаллаху ‘анху), будучи двоюродным братом и зятем Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), вырос при нем и на протяжении двадцати трех лет от начала пророческой миссии до его смерти находился рядом с ним. Однажды его сын Хусейн (радыйаллаху ‘анху) попросил его рассказать о нраве своего деда. В ответ он рассказал следующее:

- Святой Пророк был человеком с улыбчивым лицом, прекрасным характером и нежным сердцем. Никогда не был грубым и жестоким. Из его уст не исходило ни одного непристойного слова. Он никогда не критиковал и не осуждал поведение других людей, ничего не говорил в отношении какого-нибудь действия или обстоятельства, которое ему не нравилось. Если человек, совершивший подобные действия сам просил поправить его, то Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), не порицая и не унижая его, помогал ему отказаться от таких поступков или молча давал почувствовать собеседнику свое недовольство.

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), избегал в отношении себя трех вещей:

1. Втягиваться в споры и пререкания.

2. Говорить больше, чем это необходимо.

3. Заниматься не интересующими его делами.

В отношении других также избегал трех вещей:

1. Критиковать, кого бы то ни было.

2. Оскорблять, кого бы то ни было.

3. Стараться разузнать, чьи бы то ни было секреты.

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) четко определял все свои дела и занятия, выделял время для молитв и религиозной практики, устанавливал время сна и отдыха, часы приема гостей и посетителей.

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) никогда не изменял манеру своего поведения в отношении кого бы то ни было.

Если кто-либо вел себя неподобающим образом, он никогда не делал замечание, упоминая имя, лишь говорил, что «некоторые делают так-то или поступают так-то», подобными словами он критиковал обычаи, которые ему не нравились. Таким образом он давал советы, никого не обижая и не допуская чьего-либо унижения.

Он расспрашивал о своих сподвижниках, когда их долгое время не видел: «почему они не приходят», «почему они не показываются». Он прилагал большие усилия, чтобы не докучать сподвижникам. В своих действиях он предпочитал выбирать середину. В правоте и в праве все были перед ним равны. Единственным преимуществом была набожность. В его окружении находились самые избранные представители общины. Самыми высокими по степени из его окружения были те, кто помогал друг другу и защищал друг друга.
islam-today.ru

Добавить комментарий