ПРАВИЛА ПРИВЕТСТВИЙ

  Когда приветствуют с приветливостью вас, ответьте им приветливостью большей или такою же (по меньшей мере).
Сура «Ниса», 4/86.

Одним из способов развития и сохранения нормальных взаимоотношений в обществе, что является основной задачей Ислама с первых дней его возникновения, является приветствие. По поводу этого вопроса Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) заявил:
«Пока не уверуете, не войдете в Рай! Пока не полюбите друг друга, вы не будете считаться действительно уверовавшими. Рассказать ли вам, что можно сделать, чтобы вы друг друга полюбили? Как можно больше здоровайтесь!» (Муслим, Иман, 93)

Известное всем арабское слово «салям» означает избавление как от земных, так и от трудностей будущей жизни, обретение мира и покоя. Данное слово можно перевести как «мир». Следовательно, мусульмане, здороваясь, желают друг другу счастья в обоих мирах. Как сообщается в приведенном выше хадисе, слова приветствия и иман (вера), которая является источником мира и покоя, между собой очень тесно связаны. Кроме того, Ас-Салям — это одно из прекрасных имен Аллаха, то есть, Он далек от всякого рода недостатков. Именно Он охраняет покой Своих рабов, именно Он спасает их из различных опасных ситуаций, именно Он воздает в райском саду Своим рабам салям.

Слово «салям» является в мусульманском мире своеобразным паролем, ибо в Коране указывается именно на это (смысл) :

«Тому, кто приветливо встретит вас в пути, не говорите:
«Ты — неверный!» «Ниса», 4/94.

Кроме того, из этого аята можно сделать вывод, что слова приветствия, которыми обмениваются в этой жизни мусульмане, в вечном мире им будет воздавать Сам Аллах и ангелы. В связи с этой темой во многих сурах Корана повелевается следующее (смысл) :

«Им не услышать там пустых речей, одно лишь «Мир!» (им будет там приветом)». «Марьям», 19/62.

«Мир вам! Прямой привет от Милосердного Аллаха!» «Ясин», 36/58.

«К ним ангелы с приветствием сойдут: Мир вам за то, что были терпеливы!» «Рад», 13/23-24.

Согласно Сунне Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) во время приветствия используются выражение «ас-саляму алейкум», а отвечают словами «ва алейкум ас-салям». Порой в конце этих форм приветствия прибавляют «ва рахматуллахи ва баракятуху». Представители других конфессий обычно при встрече друг с другом в качестве приветствия используют различимо знаки и символы Например, христиане прикладывают руки ко рту, иудеи показывают знак рукой или наклоняют голову, огнепоклонники кланяются друг другу. Во времена язычества арабы при встрече говорили «да будет добрым для вас утро» или «пусть будет светлым для вас утро». После захода солнца в качестве приветствия использовали выражение «пусть будет добрым вечер». Эти слова ничего плохого в себе не содержат, но они никак не могут заменить те слова приветствия, которые предписаны законами Ислама. Мусульманам подходит только то приветствие, которому научил нас Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям).

В нашей религии строго установлено, кто и как должен здороваться. По этому поводу Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал следующие пояснения:

«Младший по возрасту первым здоровается со старшим, всадник воздает приветствие пешему, идущий — сидящему те, кого мало, первыми здороваются с теми, кого больше по количеству».
(Бухари, Истизан, 5-6).

Но если люди равны по возрасту и положению, больше савябов получает тот, кто здоровается первым, ибо в хадисах Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) говорится следующее:

«Самым любимым для Аллаха является тот человек, который первым здоровается с людьми». (Абу Дауд, Адаб, 1зз).

Когда мусульманин приходит туда, где собрались люди, он должен поздороваться первым. Прощаться при выходе из собрания также нужно пожеланием мира. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил следующее:

«Если вы пойдете на собрание, то при входе сначала поздоровайтесь с присутствующими. Собираясь уходить, вновь произнесите слова приветствия. Салям, произнесенный первым, лучше, чем тот, который произнесли позже». (Абу Дауд, Адаб, 139).

Как предписано в хадисах Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), мусульманин должен здороваться со всеми встречными. При этом не имеет значения, знает он их или нет, ибо разговор между двумя людьми обычно завязывается после приветствия. Двух мусульман объединяет общая вера, общая идея и духовное братство. Поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда поощрял своих сподвижников, чтобы они при встрече обязательно здоровались друг с другом. Абдуллах бин Амр (радыйаллаху анху) рассказал, что некий человек спросил у Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):
- Что самое лучше в Исламе?

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

- Приглашение на обед и еще — ты должен здороваться со всеми встречными! (Ибн Маджа, Ат’има, 1).

Конечно, в тех местах, где не так много людей и большинство населения является мусульманами, это не представляет особой трудности, Однако если город густонаселенный, и многие жители исповедуют другую религию, то произношение приветствия каждому встречному практически невозможно. Но, невзирая на это, каждый мусульманин должен хотя бы в своем районе или округе здороваться со всеми, чтобы таким образом жить соответственно Сунне Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

Чтобы возродить Сунну, можно использовать каждую возможность. Например, хотя вы совсем недавно распрощались с товарищем, но он опять вдруг встретился вам, не ленитесь, поздоровайтесь с ним еще раз. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) подчеркивал:

«Если вы повстречаете брата по вере, обязательно воздайте ему приветствие. Если между двумя собеседниками возникнет камень, стена или столб, обойдя препятствие, пусть они вновь поздороваются  друг с другом». (Абу Дауд, Адаб, 135).

Когда люди здороваются с вами, нужно ответить им самым прекрасным образом. Например, если вам сказали «ас-саляму алейкум», то вы в ответ скажите «ва алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракятуху». В Коране Господь повелел следующее (смысл) :

«Когда приветствуют с приветливостью вас, ответьте им приветливостью большей или такою же (по меньшей мере). Господь, поистине, подсчет ведет всему!» «Нса», 4/86.

Ученые отмечают, что произношение приветствия является сунной, тогда как ответ на чье-то приветствие для всех присутствующих является фардом кифая, то есть обязательным, а для одного человека фардом айн, то есть, если он этого не сделает, нарушит повеление Аллаха.
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передал следующий рассказ Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Когда Господь сотворил первого человека праотца Адама, Он повелел ему:

- Иди и поздоровайся с теми сидящими ангелами и послушай внимательно, что они тебе ответят, ибо таким будет приветствие твoe и твоего потомства.

Адам (алейхиссалям) пошел к ангелам и произнес:

- Ас-салям алейкум! Ангелы ответили:

- Ва алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракятуху!

То есть, к приветствию Адама (алейхиссалям) они добавили «ва рахматуллахи ва баракятуху». (Бухари, Анбия, 1)

Айша (радыйаллаху анха) рассказала следующий случай:

«Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне: «Тебе Джабраиль передал привет». Я в ответ промолвила: «ва алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракятуху».
(Бухари, Бадуль халк, 6)

Ученые отмечают, что за такое приветствие воздается больший савяб (вознаграждение). Имран бин Хусайн (радыйаллаху анху) рассказал следующее:

«К Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел некто и воскликнул:

- Ас-саляму алейкум!

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему теми же словами, и тот человек сел рядом с ним. Он промолвил: «Этот получил десять савябов» Затем вошел другой человек. Он воскликнул: «Ас-саляму алейкум ва рахматуллах!». Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) и этому ответил таким приветствием. Потом он промолвил: «Этот получил двадцать савябов». Через некоторое время пришел еще один сподвижник, но он поздоровался следующим образом:

«Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!» Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему таким же словами.
Когда вошедший сел, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) про него сказал:

«Он заслужил тридцать савябов». (Абу Дауд, Адаб, 131-132)

Мусульманин так же, как он это делает при входе в другие места, входя в собственный дом, обязан поздороваться со своей супругой и детьми. Он не должен обделять своих детей Божественной благодатью. Анас (радыйаллаху анху)  рассказал следующий случай:

«Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне: «Сынок! Когда входишь в свой дом, поздоровайся с домашними, чтобы у тебя дома была благодать!» (Тирмизи, Истизан.10),

В Коране Господь повелевает (смысл) :

«Когда ж вы входите в дома, приветствуйте друг друга приветствием благословенным и благим от (имени) Аллаха». «Нур», 24/61.

Согласно этому аяту, если даже в доме никого нет, входящий обязательно должен поздороваться и сам же должен ответить себе. В таком случае отвечают словами «ас-саляму алейна ва аля ибадилляхис салихин». (Муватта, Салям, 8)

Когда встречают представителей других конфессий, им не говорят «ас-салям алейкум». Но если они поздоровались, им нужно ответить словами «ва алейкум». Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «С христианами и иудеями вы первыми не здоровайтесь!» В другой раз сподвижники спросили у Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):

-  О Посланник Аллаха! Обладатели писания здороваются с нами, а каким образом нам нужно ответить им?

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- Ва алейкум!

Рассказ Айши (радыйаллаху анха) проливает свет на отношение Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) к приветствиям обладателей писания. Причиной такого отношения послужила следующая история:

Как-то к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) пришла группа иудеев. Войдя в дом, они сказали: «ас-Саму алейкум» (пусть витает над тобой смерть!) Я сразу различила их слова мгновенно отпарировала следующим образом: «ас-Саму алей-кум валь ланату» (да настигнет вас смерть и проклятие!). Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) промолвил:
- Потише, о, Айша! Во всех делах Аллах любит, чтобы все решалось в мягкой форме.

Я возразила:

- О Посланник Аллаха! Разве вы не слышали, что они сказали?

В ответ Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне:

- Я ведь сразу сказал им: «ва алейкум» (то есть, наоборот, пусть над вами витает смерть!).  (Бухари, Адам, 35).

Однако если среди мусульман находятся и другие лица, то можно со всеми здороваться так, как учил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Известен случай, когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) повстречал группу людей, среди которых были и язычники, и иудеи, но он с ними поздоровался таким образом, как обычно здоровался с правоверными. (Бухари, Истизан, 20).

Хотелось бы заметить, что если нет какой-либо опасности возникновения различных недомолвок или сплетен, можно женщинам здороваться с мужчинами, а мужчинам с женщинами. Сподвижники рассказывали, что однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) поздоровался с группой женщин, которые сидели в мечети. (Тирмизи, Истизан, 9) Кроме того, с ним в отдельности поздоровалась дочь его дяди Умму Хани. (Муслим, Мусафирин, 82) Также известно, что сподвижники здоровались с пожилой женщиной, прислуживавшей им.(Бухари, Истизан, 16).

С детьми тоже необходимо здороваться. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда здоровался с детьми и никогда не пренебрегал ими. Например, Анас (радыйаллаху анху), который с детских лет прислуживал Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), в последующие времена, встречая детей, сразу здоровался с ними. При этом он говорил: «Так поступал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям)!»

Однако есть некоторые ситуации, когда нельзя здороваться с людьми. Эти следующие моменты:
- Когда человек справляет нужду.
- Во время застолья, когда гости употребляют спиртные напитки.
- Когда играют в азартные игры.
- Во время совершения Вуду (малое омовение).
- Во время чтения Корана.

Добавить комментарий