Разрешение зайти в дом спрашивают три раза.
Если разрешат, то можно зайти.
Если нет — нужно повернуться и уйти.
Бухари, Истизан, 13.
В своей повседневной жизни мы часто заходим и выходим из помещений, некоторые из них принадлежат нам, а некоторые другим. Очевидно, что во избежание неприятных ситуаций требуется соблюдение специальных правил поведения. Касательно нашей темы в Коране содержится такое обращение (смысл) :
«О вы, кто верует! В дома (чужие), кроме своего, не заходите, не испросив на это разрешенья и не приветствуя живущих в нем!»«Нур», 24/27.
Требование Ислама спрашивать позволения войти в чужой дом или квартиру имеет своей целью ограждение личной жизни от чужих взоров и посягательств. В одном из хадисов Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) заявил:
«Спрашивать разрешение перед входом в дом было предписано для того, чтобы кто-либо не увидел недостатки или изъяны». (Бухари, Истизан, 11).
Как следует из данного хадиса, нарушение запрета происходит не только тогда, когда без разрешения заходишь в чужой дом, но и при разглядывании внутренних покоев. Поэтому каждый мусульманин, испрашивая разрешения войти в дом, должен стоять поодаль от дверей, и немного повернувшись боком. (Абу Дауд, Адаб, 147).
В правилах Ислама существует особый запрет на разглядывание внутренних покоев дома через замочную скважину или через окна. Подобные действия вовсе не к лицу истинному мусульманину. Кроме того, такие действия свидетельствуют о психологических отклонениях того, кто занимается этим, или же об отсутствии понятий о нравственности и морали.
Как рассказывал Сахль бин Сад (радыйаллаху анху), некто посмотрел через отверстие внутрь дома Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), который в это время держал в руке расческу. Заметив, что кто-то разглядывает его комнаты, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если бы я был уверен, что ты наблюдаешь за мной, то я бы этой расческой выколол бы тебе глаз.
Спрашивание разрешения войти в дом предписано с целью, чтобы никто не мог видеть, что творится внутри дома». (Муслим, Адаб, 40-41)
В другой раз Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если кто-то без разрешения будет разглядывать внутренние покои, они (хозяева) имеют полное право выколоть ему (тому, кто наблюдает) глаза». (Муслим, Адаб, 43).
Этими словами Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) подчеркивает, что подобные поступки являются греховными. Выражение «обитатели дома имеют право выколоть ему глаза» употреблено для того, чтобы показать, что такой поступок по своей сути аморален и безнравственен. Нормальный человек никогда не станет разглядывать чужой дом.
В те времена дома были построены из пальмовых веток. Обычно они были приземистыми и одноэтажными, очень простыми по своей конструкции. Когда кто-либо подходил в дому и громко восклицал: «Ас-Саляму алейкум, могу ли я зайти к вам?», все слышали это. Те сподвижники, которые пренебрегали этими правилами, сразу вызывались к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), где проходили небольшой воспитательный курс.
Килда бин Ханбаль (радыйаллаху анху) рассказывал, что однажды он, не спрашивая разрешения, зашел домой к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), который сразу приказал ему:
«Выйди из дома и скажи: «Ас-Саляму алейкум! Можно ли мне войти в дом?» (Абу Дауд, Адаб, 127).
Один из представителей племени Бани Амр пошел к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), когда он был дома, и спросил: «Могу ли я войти в дом?»
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал своему слуге:
«Иди и научи его тому, как нужно спрашивать разрешения! Пусть он сначала скажет «Ас-Саляму алейкум», а затем «Можно мне войти?»
Пришедший услышал слова Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и, сразу воскликнув: «Ас-Саляму алейкум! Могу ли я войти в дом?», и спросил разрешения войти внутрь. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) разрешил ему, и тот человек зашел в дом».(Абу Дауд, Адам, 127)
В данное время наши дома и квартиры сильно отличаются по своему строению и архитектуре от тех домов, в которых жили первые мусульмане. Поэтому наше приветствие мало кто услышит, это просто невозможно. Сейчас, чтобы спросить разрешения, используют звонки. Но при всем этом, заходя в дом, первым делом нужно воздать приветствие хозяину дома. И тем самым мы претворим Сунну Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в свою повседневную жизнь.
Если вы пришли к кому-нибудь домой и постучали в дверь, но вам не открыли, необходимо постучать три раза. И если на третий раз вам не открыли или ничего не ответили, нельзя настаивать, а нужно, повернувшись, уйти. В Коране Аллах повелевает следующее (смысл) :
«Если вы в доме не найдете никого — вам заходить в него не нужно, пока вам это не позволят. А если скажут: «Возвращайтесь!», то возвращайтесь (сразу же к себе), так вам, поистине, пристойнее и чище. Аллах ведь знает (все), что делаете вы».
«Нур», 24/28.
Наш Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) тоже говорил:
«Разрешения войти в дом спрашивают три раза. Если позволят, то можно войти, если нет, то нужно уйти». (Бухари, Истизан, 13)
Но, наряду с этим, нет ничего зазорного, если пришедший, посчитав, что никто не слышит его стука, продолжит нажимать на кнопку звонка или стучать в дверь.
Спрашивая разрешения войти в дом, нетактично на вопрос «кто там?» давать уклончивые ответы типа «я» или «это же я», так как хозяева не всегда могут по голосу различить людей, даже если это хорошие знакомые или близкие родственники. Ведь вопросы «кто там?» или «кто вы?» задаются с целью распознать или узнать пришедшего. Поэтому ответы типа «это я», «один человек», «я тот, кого вы знаете» или же «я раб Аллаха» сами по себе недостаточны.
Следующий хадис Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) предупреждает нас о нежелательности таких ответов.
Джабир (радыйаллаху анху) рассказал следующую историю:
«Однажды я решил навестить Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и пошел к нему домой. Подойдя к дому, я постучал в дверь комнаты, и оттуда раздался вопрошающий голос:
— Кто там? Я ответил:
— Я!
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) три раза повторил:
— Я! Я! Я!
Как я понял, ему сильно не понравился мой ответ» (Толкователи этого хадиса отмечают, что Пророку Мухаммеду (саллаллаху алейхи ва саллям) ответ Джабира не понравился по той причине, что местоимение «я» имеет значение высокомерия, надменности. Влюбленный, страдая от сжигающей его сердце любви, постучал в дверь, но стоило ему ответить «я», как друг промолвил: «Уйди отсюда! Так как еще не подошло то время, когда ты можешь войти сюда. Здесь нет места «несозревшим», ибо тут расстелена скатерть духовных благ».
Бедняга, расстроенный, вернулся домой. Потом он целый год провел в путешествиях, а его душа страдала и горела от разлуки с другом своим. Это горение закалило его, и он вернулся обратно. Затем он заново пришел к дверям друга и плотно сжал губы, боясь, как бы они не прошептали неприличное слово. Когда его Друг спросил:
— Кто там? — Он ответил:
— О мой любимый! У дверей стоишь «ты»! — Друг воскликнул:
— Раз ты уподобился мне, заходи домой! В один дом не вместятся два «я». Затем он добавил: — О человек, победивший свои страсти за один только год! Заходи, так как ты больше не являешься колючкой, которая противоположна садовым цветам. Теперь ты — шах цветов! Ты стал мною, откинув в сторону двойственность натуры.
Кто, подойдя к вратам Истины, произнесет «я» или «мы», значит, он еще бродит в долине (нет), то есть, он отвергнут от дома Друга!). (Бухари, Истизан, 17)
В других хадисах сообщается, что многие сподвижники на вопрос Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) «кто вы?» называли свое имя, и им разрешали войти в дом. (Бухари, Рикак, 13). Поэтому, придя к кому-нибудь домой и постучав в дверь, мы должны ясно и четко представиться, назвав свое имя или фамилию.
Подводя итоги всем вышеприведенным хадисам и сообщениям, можно сказать, что при спрашивании разрешения войти в дом нужно, соблюдая определенные правила приличия, обязательно сообщить хозяину дома свое имя, цель своего прихода. Истинный мусульманин — это такая личность, которая всегда и во всем проявляет тактичность и хорошие манеры.
Наряду с этим, установлены правила, которые необходимо соблюдать, находясь даже у себя дома, например, входя в комнату родителей, сестер и братьев. В определенное время суток работникам и детям запрещено без разрешения входить к родителям. В Коране Всемогущий Аллах повелевает следующее (смысл) :
«О вы, кто верует! Пусть те, которыми владеют ваши правы руки, и те из вас, что не достигли зрелых лет, у вас три раза позволения попросят, (когда войти к вам захотят): (один раз) — на заре, до утренней молитвы, (второй) — в полуденный (зной), когда вы снимете одежды (подремать в тени) и (третий) — после завершения молитвы на ночь. Три раза наготы у вас (когда другим вас недозволенно увидеть). Не будет ни на вас и ни на них греха в часы другие, кроме этих, друг к другу по нужде зайти. Так вам Аллах знамения толкует. Аллах ведь Знающ, Мудр безмерно!» «Hyp», 24/58.
Дети, достигшие совершеннолетия, должны, как и взрослые люди, спрашивать разрешения, чтобы войти в комнату родителей. Об этом в Коране можно прочитать следующее повеление:
«Когда же дети ваши зрелости достигнут, пусть тоже просят позволенья». «Hyp», 24/59.
Чтобы еще лучше понять этот вопрос, мы решили привести здесь небольшую историю.
Некто пришел к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и спросил:
— О Посланник Аллаха! А нужно ли спрашивать разрешения войти в комнату у собственной матери?
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил, что нужно обязательно спрашивать. Тот человек задал следующий вопрос:
— Но ведь я живу с матерью в одном доме, неужели надо спрашивать разрешение?
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) вновь ответил:
— Все равно нужно спрашивать! Молодой человек привел следующий довод:
— А ведь я постоянно ей прислуживаю!
Однако на этот раз Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему в жесткой форме:
— Нужно спрашивать разрешения, ведь ты не желаешь увидеть свою мать обнаженной (может она переодевается или же моется) ?
На этот раз тот человек ответил:
— Ну, конечно, нет!
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул:
— В таком случае, прежде чем войти, спрашивай разрешение! (Муватта, Истизан,1).
Следовательно, каждый мусульманин, который живет в одном доме или квартире вместе с близкими родственниками, не должен входить в их комнаты без разрешения. К подобным вопросам никто не имеет право подходить легкомысленно.