Уединение, отрешение от земных благ – Итикаф
В словаре слово «итикаф» означает заключить себя в некое место и находиться там, терпеливо ожидая, второе его значение – занимать настойчивую позицию по отношению к чему-то или кому-то, материальному или духовному, негативному или позитивному. Как религиозный термин итикаф означает проживание в течение какого-то определенного времени в мечети с целью приближения к Аллаху и несения службы во имя Аллаха. Поскольку не существует никаких оговорок по поводу времени, даже один час, проведенный таким образом, может считаться уединением – итикафом. Он называется Итикаф-нафиле.
Сказано в Коране:
وَلاَ تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِدِ
«…И не соединяйтесь с женами в те ночи, когда вы пребываете в мечетях…». (Сура «Аль-Бакара» 187)
Этот аят, однако, свидетельствует о том, что при уединении и отрешении от благ земных – итикафе – обязательным условием его является воздержание от пищи, и потому срок его должен быть не менее одного дня. Это и есть основной, прописанный Шариатом, итикаф. Итикаф осуществляется путем проживания в мечети, чаще всего в месяце Рамадан. Уединение и отрешение от благ земных, таким образом, проходит в мечети в воздержании от пищи днем и в богослужениях, упоминаниях имен Аллаха, зикре, ночью, что служит концентрации внимания раба божьего на служении Аллаху. Итикаф, совершаемый в последние 10 дней месяца Рамадан, является Сунной, которую наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) выполнял постоянно – Суннат Муаккада. Когда это Сунна осуществляется в каком-то месте, ответственность за нее у других мусульман исчезает. Кроме того, итикаф, совершаемый с целью служения Богу, помимо итикафа в месяце Рамадан, считается благочестивым делом, но он не предписан религиозным законом.
Во время совершения итикафа следует прилагать старание к тому, чтобы не выходить за пределы мечети ни по каким причинам, за исключением вынужденных потребностей типа ритуального омовения (перед молитвой), необходимости сходить по нужде. Супруги нашего Господина Наставника (саллаллаху алейхи ва саллям) уединялись с целью совершения итикафа в своих комнатах, ибо наш Учитель (саллаллаху алейхи ва саллям) велел разобрать шатры, построенные для их уединения в мечети. Поэтому стали считать более подходящим и удобным, если мусульманки будут уединяться не в мечетях, а у себя дома в определенном месте для совершения богослужений.
Высокочтимая Айша (радыйаллаху анха) рассказывает следующее: «Когда наступали последние 10 дней месяца Рамадан, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) прерывал связь со своими женами, совершал всенощную молитву и полностью отдавался богослужению».[1] (Бухари «Фадлу Лайлатуль-Кадр, 5; Муслим «Итикаф», 7)
Согласно словам Матери правоверных Айши (радыйаллаху анха), Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) до самой своей смерти в последние 10 дней месяца Рамадан совершал итикаф, отрешаясь от всего земного. В год своей кончины Он совершил итикаф, находясь в уединении 20 дней. Его супруги претворяли в жизнь эту Сунну и после Его смерти.
Следующее событие, наряду с тем, что сообщает нам о большом значении итикафа, о его добродетели, с другой стороны, говорит о необходимости не пренебрегать нашими индивидуальными и общественными обязанностями. «Однажды, когда Ибн Аббас (радыйаллаху анху) находился в Мечети Пророка, совершая итикаф, к нему подошел кто-то и, поздоровавшись, сел рядом. Ибн Аббас сказал ему:
– Братец, ты что-то печальный и утомленный!
Человек ответил:
– Да, о сын дяди Посланника Аллаха! Я полон печали, ибо на мне лежит бремя долга за мое освобождение от рабства неким человеком, а мне, клянусь Аллахом, никак не удается его выплатить.
Ибн Аббас (радыйаллаху анху) сказал:
– Хочешь, я поговорю с ним о тебе?
Бедняга ответил:
– Тебе виднее.
Ибн Аббас (радыйаллаху анху), взяв свою обувь, вышел из мечети. Человек крикнул ему вслед:
– Разве ты забыл, что находишься в мечети, совершая итикаф?
Ибн Аббас же, со слезами на глазах отвечал ему:
– Нет! От того, Кто лежит в этой гробнице, Кто ушел совсем недавно от нас, я слышал следующие слова:
– Если кто-либо, оказавшись полезным для своего брата по вере в каком-нибудь деле, уладит его, то это будет добродетельнее, чем 10 лет затворничества, уединения и отказа от благ земных. Если какой-либо человек совершит в течение одного дня итикаф во имя и для одобрения Аллаха, тогда Всевышний Аллах создаст между ним и пламенем 3 рва, ширина каждого из которых равна расстоянию между востоком и западом».[2]
[1] Бухари «Итикаф», 1, 17; Муслим «Итикаф», 5.
[2] Байхаки «Шуабуль–Иман», 3, 424-425.