Некоторые военные операции
Мекканцы доставляли беспокойство мединским мусульманам, они препятствовали совершению ими умры и настраивали лицемеров-мунафиков против них. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) решил воспрепятствовать усилению их экономической мощи, перерезав торговые пути, по которым они шли в Сирию,[1] чтобы таким образом поставить их в затруднительное положение.[2] Для этого Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), спустя семь месяцев после переселения, в месяц Рамадан отправил 30 Мухаджиров во главе с Хамзой (радыйаллаху анху) в местечко Сыфуль-Бахра.
Торговый караван, шедший в Мекку из Дамаска в сопровождении 300 всадников, прибыл в местность Сыфуль-Бахра. Среди них был и Абу Джахль. Когда два отряда встали друг против друга для битвы, в этот момент вмешался Маджди бин Амр, бывший другом и союзником обоих сторон, и убедил их отказаться от схватки. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) высоко оценил и остался доволен его усилиями в примирении и подарил его представителям дорогие одежды.
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в начале восьмого месяца со времени совершения хиджры, в месяц Шавваль, направил с той же целью в Рабиг[3] Убейда бин Хариса (радыйаллаху анху). В его сопровождении было около 60 или 80 Мухаджиров. Курайшиты в количестве 200 человек находились под командованием Абу Суфьяна. Для ведения сражения не было предпринято ничего. Шеренги не выстроились, а мечи не были обнажены. Имело место лишь легкое столкновение да показательная стрельба из лука. Сад бин Аби Ваккас (радыйаллаху анху) в тот день пустил из лука первую стрелу и удостоился чести стать первым в Исламе человеком, стрелявшим из лука. Язычники испугались, подумав, что к мусульманам на помощь прибудут дополнительные военные силы, и обе стороны разошлись. Микдад бин Амр и Утба бин Газван, которым, несмотря на то, что они были мусульманами, до того дня не довелось побывать у Посланника Аллаха, в надежде удостоиться желаемого вышли в путь, присоединившись к мушрикам. При виде мусульман они, избавившись от мушриков, перешли в ряды мусульман.[4]
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спустя 9 месяцев после совершения хиджры, то есть в месяце Зулькада, направил в Харрар[5] Сада бин Аби Ваккаса в сопровождении 8 или 20 человек. (Зулькада 1 г.х./май 623 г.н.э.).
Сад (радыйаллаху анху) рассказывает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал мне:
«О Сад! Иди до тех пор, пока не дойдешь до Харрара! Ибо караван Курайшитов будет проходить там!»
Мы шли по ночам, днем прячась. На утро пятого дня, когда мы прибыли туда, оказалось, что караван прошел мимо этого места днем раньше. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел мне не идти дальше Харрара, а не то, возможно, я успел бы догнать их».
Муджахиды без боя вернулись назад в Медину.[6]
В начале 11-го месяца со времени совершения хиджры, в месяце Сафар, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сам лично вышел на войну Абва (Ваддан).[7] То была первая кампания, в которой принял участие Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). В Медине Он оставил вместо себя Сада бин Убада из среды Ансаров. На этой войне не было схваток с язычниками, однако было заключено одно соглашение с родом Дамра из племени Кинана. Согласно этому договору, как наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не должен был с ними биться, так и они не должны были воевать с нашим Пророком, не должны были концентрировать свои силы, чтобы направлять их против мусульман, а также не должны были помогать их противникам. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел зафиксировать на бумаге соглашение, заключенное по этому вопросу между ними. Кампания Абва длилась 15 дней.[8]
Как мы видим, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) использовал каждый удобный случай для спасения общества, имея склонность к миру, и всегда был милосерден и сострадателен с людьми.
[1] Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) в первые же дни применил политику экономического и политического эмбарго язычников Курайша, чтобы положить конец их вражде. С этой целью он наладил дипломатические отношения с племенами, жившими в окрестностях Медины, заключил различного рода соглашения. Он организовал целый ряд священных войн (газават) и военных операций (сариййа) с целью нападения на караваны, принадлежавшие язычникам – мушрикам Курайша и следовавшие по торговому пути, который являлся жизненной артерией их торговли и экономики. Мухаммад Хамидуллах в связи с этим говорит следующее:
«Не следует воспринимать нападение на караваны Курайшитов как самый примитивный грабеж. Ибо так же, как Курайшиты были не безгрешны, так и нападавшие были не разбойниками, призванными грабить караваны. Между двумя городами-государствами возникло состояние войны со всеми присущими ей законами. Военное положение же дает воюющим сторонам право наносить, если потребуется, ущерб как жизни, имуществу, так и другим интересам врага. Вследствие этого между двумя общинами вступило в действие военное право или законы военного времени, согласно которым такого рода военные операции абсолютно далеки от того, чтобы их считали элементарным грабежом и мародерством. Другим же обстоятельством, на которое следует обратить внимание, является тот факт, что при помощи этих военных операций мусульмане совершали нападения сугубо на караваны, принадлежавшие мекканцам. Все другие общины людей, несмотря на то, что они не исповедовали религию Ислам, оставались целыми и невредимыми. (См. Хамидуллах «Пророк Ислама», 1, 219; «Битвы Прорка», стр. 56.)
[2] Бухари «Магази», 2; Абу Дауд «Харадж», 22-23/3004.
[3] Рабиг: Долина между Абва и Джухва, в трех милях от Джухва. Паломники, совершающие хадж – хаджи – пересекали эту долину, направляясь в Мекку.
[4] Ибн Хишам, II, 224-225; Вакиди, I, 10; Ибн Сад, II, 7.
[5] Харрар: Название источника воды в Хиджазе, близ Джухвы. Он расположен недалеко от Гадир Хума, по левую сторону Махаджа, если ехать из Джухвы в Мекку.
[6] Ибн Хишам, II, 238; Вакиди, I, 11; Ибн Сад, II, 7.
[7] Абва – это деревня между Фуру и Джухва, в 23 милях от Медины. Могила матери Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) Высокочтимой Амины находится в этой деревне. Ваддан же, находясь между Меккой и Мединой, расположен в 8 милях от Абвы. Он входит в состав земель, принадлежащих племенам Дамра, Гифар, Кинана и расположенных близ Джухвы.
[8] Ибн Хишам, II, 223-224; Вакиди, I, 12; Ибн Сад, II, 8.