Трудное путешествие
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), покинув свой дом и придя в дом Абу Бакра, заплатил ему деньги за верблюда, подготовленного для Него, хотя тот и не принимал их. Чуть ранее проскользнувший незаметно среди язычников Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), по причине того, что Он должен быть примером для общины, на сей раз, в силу требования Божьего закона – «Суннатуллах», стал действовать предусмотрительно. Вышли они вместе с Абу Бакром (радыйаллаху анху) с задней стороны дома.
Верблюды их должны были оставаться здесь еще в течение нескольких дней. Из предосторожности они пустились в путь в направлении, противоположенном Медине. Абу Бакр (радыйаллаху анху) шел то впереди, то позади нашего Господина Гордости Вселенной. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), заметив это, спросил у него:
«О Абу Бакр! Почему ты так поступаешь?»
Абу Бакр (радыйаллаху анху) ответил Ему так:
«О Посланник Аллаха! Я иду так потому, что беспокоюсь за Вас!»
Наконец, они добрались до пещеры Савр. Сыддык Акбар – Абу Бакр – сказал:
«О Посланник Аллаха! Вы подождите здесь, а я вычищу пещеру!» Сказав так, он вошел в пещеру. После того, как он вычистил пещеру и закрыл все щели для предохранения от насекомых, он сказал Посланнику Аллаха:
«Теперь можете входить, о Посланник Аллаха!»[1]
В это время язычники во главе с Абу Джахилем пришли в дом Абу Бакра и спросили у его дочери Асмы о том, где находится ее отец. Не получив от нее желаемого ответа, они ударили ее по щеке, сорвав таким образом свою злость на бедной девочке.
Свет Бытия вместе со своим другом – «Йяр Гар»[2] – должны были некоторое время переждать в пещере. Таким образом они могли спокойно укрыться от язычников, ищущих их на дорогах, ведущих в Медину.
Да, собственно говоря, милость и покровительство Всевышнего Аллаха сопровождали их безотлучно, и там, где возможности раба исчерпывались, наступало время оказания помощи Всевышним Аллахом. Например, когда несколько язычников, идя по их следам, добрались до входа в пещеру Савр, то, взглянув, увидели, что вход сплошь затянут паутиной. К тому же, там было еще и голубиное гнездо. Согласно повелению Всевышнего Аллаха, прямо перед входом в пещеру выросло дерево, для того чтобы скрыть лик нашего Господина Пророка от взора его врагов![3]
Язычники повернули назад, не предполагая, что Господин Миров (саллаллаху алейхи ва саллям) может находиться там. Помощником, Опорой, Убежищем двух святых, уважаемых путников, был Всевышний Аллах. Вот почему злосчастные язычники, пришедшие к пещере, не увидели ничего, кроме голубиного гнезда да паутины, затянувшей вход в пещеру.
Поэт Ариф Нихат Асья так и сказал об этом:
«Не в воздухе паутина была, не на воде и не на земле. А была она на глазах тех, кто Господа не видел!»
Однако пока все это происходило, Абу Бакр (радыйаллаху анху), находившийся в пещере, пережил тревожные мгновения. Он испугался, но не за себя, а за нашего Господина Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Ибо если бы язычники, чуть-чуть нагнувшись, взглянули, то смогли бы сразу же заметить их. Обходя со всех сторон пещеру, они, переговариваясь друг с другом, сказали:
«Если бы они вошли в пещеру, то тогда бы голубиные яйца разбились, а паутина была бы порвана».
Некоторые язычники предложили заглянуть внутрь пещеры, однако Умайя ибн Халяф воскликнул:
«Вы что, совсем разума лишились? На что сдалась вам эта пещера? Вы что, хотите войти в пещеру, которая вся сплошь слоями покрыта паутиной?! Клянусь Аллахом, сдается мне, что паутина эта появилась здесь еще до появления Мухаммада на свет!»
А Абу Джахиль же сказал так:
«Клянусь Аллахом! Мне кажется, что Он тут рядом! Однако своим колдовством Он завязал нам глаза и сделал нас незрячими!»[4]
А в это время обеспокоенный Абу Бакр Сыддык говорил Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) такие слова:
«Если убьют меня, то это ничего. В конце концов, я – один единственный человек, умру, и все. Но если, что-нибудь случиться с Тобой, то тогда погибнет вся община!»
Наш Пророк, стоя, совершал намаз, а Абу Бакр вел наблюдение. Он сказал нашему Пророку:
«Эти твои соплеменники все ищут и ищут Тебя. Клянусь Аллахом! Я не беспокоюсь за себя, но боюсь, как бы они не причинили зла Тебе!»
Наш Посланник Аллаха сказал своему другу – «Йяр Гар»:
«О Абу Бакр! Не бойся! Без сомнения, Аллах пребывает с нами!»
(Ибн Касир «Аль-Бидайя», III, 223-224; Дийярбакри, I, 328-329).
В священном Коране об этом событии говорится так:
إِلاَّ تَنصُرُوهُ فَقَدْ نَصَرَهُ اللّهُ إِذْ أَخْرَجَهُ
الَّذِينَ كَفَرُواْ ثَانِيَ اثْنَيْنِ إِذْ هُمَا فِي الْغَارِ إِذْ
يَقُولُ لِصَاحِبِهِ لاَ تَحْزَنْ إِنَّ اللّهَ مَعَنَا فَأَنزَلَ
اللّهُ سَكِينَتَهُ عَلَيْهِ وَأَيَّدَهُ بِجُنُودٍ لَّمْ تَرَوْهَا
وَجَعَلَ كَلِمَةَ الَّذِينَ كَفَرُواْ السُّفْلَى
وَكَلِمَةُ اللّهِ هِيَ الْعُلْيَا وَاللّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
Значение: «Если вы не окажете Мухаммаду поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда его изгнали [из Мекки] неверующие, и он был одним из двоих, когда они оба были в пещере, и когда Мухаммад сказал своему спутнику: «Не скорби, ибо Аллах — с нами». Тогда Аллах ниспослал ему уверенность [в сердце] и поддержал его воинами (т.е. ангелами), которых вы не видите. Аллах презрел призыв неверующих [к многобожию], между тем призыв Аллаха превыше всего, ибо Аллах — Великий, Мудрый». (Сура «Ат-Тауба», 40).
Абу Бакр (радыйаллаху анху) говорит:
«Когда мы находились в пещере, я видел ноги язычников. Я сказал Посланнику Аллаха:
«О Посланник Аллаха! Если они взглянут под ноги себе, то обязательно увидят нас!» А Он изволил ответить на мои слова так:
«О Абу Бакр! Почему ты беспокоишься о двух людях, если Аллах является третьим и присутствует с нами!»[5].
***
После трех лет наставлений на путь истинной веры и сообщения истины об Аллахе в Мекке, пещера Савр – Вторая пещера, указанная Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), и была она школой духовного просвещения, которая отличалась от Хиры.[6]
Хира была предназначена для того, чтобы созерцать потоки Божественной тайны и мощи, чтобы читать мудрые, сокровенные смыслы, содержащиеся в человеке и в книге Вселенной. То была школа, которая научила исследовать сердце свое и погружаться в Божественные тайны.
Пребывание в гостях здесь длилось три дня. Он не был одинок. С ним был Абу Бакр (радыйаллаху анху) – величайший человек и самый достойный из всех людей, после пророков. Он достиг чести и славы быть в приятельских отношениях с Пророком и поддерживать Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), находясь с Ним в течение трех дней в пещере. Он стал «вторым среди двоих». Свет Бытия изволил сказать своему дорогому другу следующие слова, как сказано в Суре «Ат-Тауба»:
لاَ تَحْزَنْ إِنَّ اللّهَ مَعَنَا
Значение: «Не скорби, ибо Аллах — с нами». (Сура «Ат-Тауба», 40).
Таким образом, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) внушал ему секрет постоянного пребывания Аллаха рядом со своими преданными рабами.
Это было негласным началом обучения зикру (упоминанию имени Всевышнего Аллаха) и постижению веры, раскрывая сердца Аллаху. То есть, пещера Савр стала первым местом воспитания души и первым этапом начала пути к Господу. Предание гласности находившейся в сердце Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) тайны, являвшейся источником света, и ее обнародование Его общине началось в пещере с Абу Бакра (радыйаллаху анху). Так возникло первое звено золотой цепи, золотой родословной, которая будет продолжаться вплоть до наступления Судного дня. Вера взяла свою силу и крепость от любви к Пророку. Главный импульс, главный стимул, побуждающий к благородным, возвышенным стремлениям на пути к Аллаху – это любовь к Нему.
Единственный путь, ведущий к встрече с Господом, завершается любовью к Нему. Ибо главное условие любви, закон любви – это чувство любви к любимому человеку, и через любовь, испытываемую к нему, зарождение любви к вещам, которые любит тот человек.
Обновление любви же возможно при наличии духовной связи.[7] Невозможно постичь любовь к Богу незрелым и неглубоким умом. Мы убеждены в том, что нижеследующие события, выражающие духовную связь, существовавшую между Абу Бакром и нашим Господином Пророком, окажут на каждого человека воздействие согласно мере его видения и горизонта его души.
Абу Бакр (радыйаллаху анху) находил особое удовольствие от каждой беседы с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), от осознания того, что являлся самым близким другом Его, посвященным в тайны пророчества, и, удостаиваясь особенных проявлений, испытывал тоску по Посланнику Аллаха, даже находясь рядом с Ним.
Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил как-то сказать, что Он не пользовался ничьим имуществом на пути Ислама в такой мере, как имуществом Абу Бакра, то тогда Абу Бакр (радыйаллаху анху), весь в слезах, сказал ему:
«О Посланник Аллаха! Разве я и мое добро не созданы лишь для Тебя?!»[8]
Сказав так, Абу Бакр высказал мысль, заключавшуюся в том, что он посвятил все свое добро и самого себя, без остатка, Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), растворившись полностью в духовной Личности Его. (В тасаввуфе эта степень называется «Фана фир-Расуль»)
****
В пещере Савр Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вздремнул, положив свою благословенную голову на колени Абу Бакра (радыйаллаху анху). В это время Абу Бакр (радыйаллаху анху) увидел совсем рядом с ними маленькую щель в стене пещеры. Не будя Посланника Аллаха, он закрыл ее ногой, чтобы какое-нибудь насекомое или пресмыкающееся не причинило боли Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям).
Опасения его оправдались. Ибо спустя некоторое время какая-то змея сильно ужалила Абу Бакра (радыйаллаху анху), излив свой яд. Этот великий сахаб испытал такую жгучую боль, что, хотя он даже не пошевельнулся, чтобы, не дай Бог, не разбудить Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), все же не смог сдержать слез, выступивших у него на глазах.
Одна из слезинок упала на лицо Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и проснувшийся от этого Посланник Аллаха спросил у друга:
«Что случилось, Абу Бакр?»
Хотя Абу Бакр и сказал Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), что ничего не произошло, но, поскольку Он настаивал, сахаб был вынужден рассказать Ему всю правду.[9]
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), смочив палец своей благословенной слюной, дотронулся до места укуса. Благодаря милости Аллаха, в то же мгновение боль и мучения Абу Бакра (радыйаллаху анху) утихли, а рана зажила.
Согласно одной «слабой» передаче, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), в связи с этим событием, спросил у змеи:
«Зачем ты это сделала?»
Она же ответила Ему:
«О Посланник Аллаха! Я годами, желая увидеть вас, ждала в этой норе и грустила. И в тот самый момент, когда я удостоилась этого счастья, оказалось, что я лишилась возможности видеть Вас. Не сумев противостоять непреодолимому чувству моей любви к Вам, я была вынуждена ужалить того, кто стал преградой на моем пути!»
Поэт Фузум, выражая мысль о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) является источником духовного и физического исцеления, и то, что люди, являющиеся Его друзьями, имеют возможность извлечь для себя пользу, говорит так:
«Если кто-либо, являющийся другом Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), выпьет змеиного яду, то этот яд станет для него эликсиром жизни. Однако если тот, кто является врагом Султана Пророков, выпьет даже воду, то она для него станет змеиным ядом».
Другое событие, отражающее эту истину, имело место во время правления Халифа Омара (радыйаллаху анху).
Согласно одной передаче, император Византии в знак благих намерений, прислал Халифу Омару весьма сильный яд, который мог бы оказаться полезным в деле устранения его недругов. К этому делу, бывшему очень естественным для византийских императоров, проводивших свои жизни в интригах, Халиф Омар (радыйаллаху анху) не проявил благосклонности. Взяв из рук посла пузырек с ядом, стоя перед ним, он произносит «Бисмилляхир-рахманир-рахим» и выпивает все его содержимое до дна. Яд своего воздействия не оказал.[10]
Такие события могут случаться лишь с избранными рабами Аллаха, удостоившимися своей доли из духовного мира Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и, таким образом, отождествившимися с Ним и превратившимися с Ним в единое целое. Способность противостоять воздействию яда, с позволения Аллаха, о которой было рассказано выше – это качество, присущее именно таким рабам Господа. Когда Халиф Омар (радыйаллаху анху) услышал во времена своего правления от некоторых то, что он превозносит Абу Бакра, он сказал им в ответ:
«Клянусь Аллахом! Та ночь Абу Бакра благословеннее всей династии Омара! И еще тот день Абу Бакра благословеннее всей династии Омара! Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вышел из дома, чтобы идти в пещеру, Абу Бакр был рядом с Ним»[11].
***
В течение всего времени пребывания в пещере Савр дочь Абу Бакра Асма приносила еду, а сын Абдуллах, согласно приказу отца, оставался на ночь рядом с ними и, уходя на рассвете, встречал утро вместе с язычниками Курайша так, как будто он ночевал в Мекке.
Абдуллах, будучи в высшей степени умным и способным юношей, днем находился среди язычников Курайша, слушал все, что говорили о нашем Пророке (саллаллаху алейхи ва саллям), и сообщал Свету Бытия обо всех готовящихся ловушках и кознях.
Освобожденный раб Абу Бакра Амр ибн Фухайра пас его овец вместе с мекканскими чабанами. По утрам он выходил вместе с ними, а вечером, при возвращении, отставал со своими овцами от всех, а затем, дождавшись наступления темноты, поворачивал овец назад, прямо к пещере Савр. Наш Пророк и его дорогой друг получали молоко от этих овец. Кроме того, он стирал следы ног Абдуллаха, возвращавшегося рано утром на рассвете в Мекку, делая их незаметными при помощи следов овец.[12]
Язычники, искавшие Посланника Аллаха в течение трех дней, наконец угомонились, отчаявшись отыскать его. Посланник Аллаха, получивший от Абдуллаха известие о том, что язычники потеряли надежду найти Его, на четвертый день, сев верхом на одного из верблюдов, которых привел проводник, вместе с Абу Бакром вышел в путь.
Как бы то ни было, это путешествие было расставанием с местами, где Он родился и вырос, и потому оно стало причиной грусти Посланника Аллаха. Подъехав к местечку Хазвара, Он остановил своего верблюда и, повернувшись в сторону Мекки, сказал такие слова:
«Ты – самый любимый город из всех городов на пути Аллаха. Если бы Меня не выдворили, Я бы не покинул тебя. Нигде, кроме тебя, Я бы не поселился и не свил бы гнезда…»[13].
Всевышний Аллах ниспослал утешение Своему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям):
إِنَّ الَّذِي فَرَضَ عَلَيْكَ الْقُرْآنَ لَرَادُّكَ إِلَى مَعَادٍ قُل رَّبِّي
أَعْلَمُ مَن جَاء بِالْهُدَى وَمَنْ هُوَ فِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ
«Воистину, тот, кто сделал для тебя обязательными [предписания] Корана, непременно возвратит тебя туда, куда все возвращаются». (Сура «Аль-Касас», 85).
Эти слова сообщали радостную весть о возвращении назад. В то же время они, как первые приметы и предзнаменования завоевания Мекки, обращали печаль Посланника Аллаха в радость.
***
Между Меккой и Мединой лежит путь длинною в четыреста с лишним километров. В те времена его можно было преодолеть, передвигаясь на верблюдах, в течение тринадцати дней. Дорога длинная. Знойно. Пески пылают жаром. Благословенный караван шел первые 24 часа без остановок.
Поскольку Абу Бакр (радыйаллаху анху) время от времени ездил по торговым делам в Шам, его знали многие люди.
Встречаясь во время этого путешествия с каким-нибудь знакомым человеком, задававшим ему вопрос о том, кто сопровождает его в пути, он отвечал:
«Это мой проводник. Он указывает мне дорогу!»
Так он отвечал, не забывая о степенности и о мерах предосторожности. Своими словами он выражал следующую мысль:
«Он указывает мне самый добродетельный путь!»[14]
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вместе с Абу Бакром, его освобожденным рабом Амром ибн Фухайром, в сопровождении Абдуллаха ибн Урайкита[15] заглянул в шатер, который находился в местечке Кадид.
Этот шатер принадлежал Умму Мабад, которая занималась тем, что предоставляла проезжавшим мимо путникам еду и питье. Благословенные путники из Медины попросили у Умму Мабад молока. В шатре у нее была одна чрезвычайно истощенная и слабая овца, которая не то что дать молока и масла, не могла даже, присоединившись к отаре овец, пойти на луг. Поэтому она и осталась в углу шатра. Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) попросил разрешения подоить эту овцу, Умму Мабад сказала:
«Да станут жертвами за тебя мои отец и мать! Подои, если сможешь найти у нее молоко!»
Наш дорогой Пророк вознес Всевышнему Аллаху молитву-дуа, дабы Он ниспослал изобилие, явив милость, а затем собственноручно надоил от той овцы очень много молока, предварительно произнеся: «Бисмилляхир-рахманир-рахим!»
Согласно сообщению Умму Мабад, эта овца прожила до того времени, когда наступила засуха в период правления Халифа Омара!
И вновь Умму Мабад, рассказывая о благоденствии, принесенном овцой, говорила:
«В то время, когда другие овцы не находили себе корма, мы получали от нее молоко и утром, и вечером».
После того, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) уехал оттуда, в шатре появился муж Умму Мабад – Абу Мабад, который, увидев большое количество молока, изумленно спросил: «О Умму Мабад! Откуда взялось это молоко? Ведь овцы находятся далеко на пастбище, и они не дают молока? А дойных овец здесь нет. Что за дела?»
И тогда его жена рассказала ему обо всем, что случилось в тот день. Она сказала: «Сегодня к нам приходил один благословенный человек, который обладает большими достоинствами, образ Его и деяния прекрасны!»
Когда муж попросил Умму Мабад описать того человека, она описала его так: «Человек, которого я видела, обладал внешней красотой, лицо Его было светлым, нравы — прекрасными и несравненными. У Него не было ни одного изъяна, напротив, Он был, в высшей степени, прекрасно сложенным человеком с таким же прекрасным лицом. Глаза Его были черны, ресницы — густы, а голос — вежлив. Белки Его глаз были очень белыми, зрачки – очень черными и насурьмленными от природы. Кончики Его бровей тонкие, волосы черные, как смоль. У Него высокая шея, густая недлинная борода. Когда Он умолкал, в облике его появлялись спокойствие и степенность, когда заговаривал – то приветливость, а речи Его были ласковы и приятны. Слова, по одному сходившие с Его уст, напоминали жемчуг, нанизываемый на нитку. Говорил Он без обиняков, прекрасно отделяя истину ото лжи. Слов, употребляемых Им, было не столь мало, чтобы их можно было принять за проявление Его беспомощности, но и не так много, чтобы они могли утомить смущающегося Его человека. При взгляде на Него издали Он производил впечатление самого красивого из людей, вблизи же Он был самым милым и приятным человеком. Он был среднего роста, не слишком высоким, чтобы вызывать чувство антипатии к своему росту, не слишком низкорослым, чтобы быть приниженным в глазах людей. Он был как стройный саженец, который вырос среди других саженцев и превзошел их своей красотой. Рядом с ним был целый ряд друзей, которые, пребывая в состоянии покоя, слушали Его и спешили выполнять Его указания. Он был тот, кому оказывали уважение и кому спешили услужить. У Него улыбчивое лицо. Он никого не корил, не осуждал и не упрекал».
Абу Мабад, услышав про эти прекрасные качества, поклявшись, сказал: «Этот человек – Пророк, появившийся в племени Курайш. Как бы я хотел находиться рядом с Ним и быть Его другом! И все же я непременно так и поступлю, если найду возможность для этого!»
В те самые дни в Мекке был услышан голос, хозяин которого был неизвестен. Он читал прочувствованные, трогательные стихи, восхваляющие гостей Умму Мабад, находившихся в ее шатре. А Хасан ибн Сабит, услышавший эти стихи, звучащие из небытия, написал ответное стихотворение, в котором поведал о том, что племя, из которого удалился их Пророк, понесло урон, и что тот Пророк распространяет в Медине истину о религии Аллаха, читая Слово Аллаха. (Ибн Сад, I, 230-231;VIII, 289; Хаким, III, 10-11).
Абу Мабад и его счастливая семья, приняв Ислам, удостоились счастья и чести стать сахабами Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
Язычники, которым никак не удавалось обнаружить благословенный караван, пообещали большое вознаграждение нашедшим Его. А те, чьи глаза были ослеплены этими обещаниями, пустились на его поиски.
Сурака ибн Малик был одним из этих людей. После долгих поисков Сурака встретил Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Едва завидев Его, он пришпорил своего коня. Однако внезапно конь его увяз в песке, а сам он упал на землю. Как он ни пытался выбраться из песка и двинуться прямо к Посланнику Аллаха, он был бессилен сделать это. После долгих попыток он, образумившись, раскаялся и попросил прощения у Посланника Аллаха. А Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил прочесть молитву-дуа, благодаря которой конь Сураки выбрался из песка.
Духовный мир Сураки изменился в то же мгновение, когда он увидел это чудо. И он превратился в самого искреннего друга Посланника Аллаха. С целью сокрыть место пребывания каравана он вернулся назад. Людей, ехавших в ту сторону, он или поворачивал назад, или посылал в другую сторону.[16]
Следующее известие Посланника Аллаха словно звучало в ушах Сураки:
«О Сурака! Как ты себя почувствуешь, когда наденешь браслеты Хосрова, подпояшешься его поясом и наденешь его корону?»
И действительно, после завоевания Ирана, когда в Медину были привезены браслеты, пояс и корона Хосрова, Халиф Омар, позвав Сураку (радыйаллаху анху), надел их на него и сказал ему такие слова:
«О Сурака! Подними руки и скажи: «Слава Аллаху! Честь и хвала Аллаху, который, взяв их в Хурмузе у Хосрова, говорящего, что он является Господом людей, надел их на Сураку ибн Малика из рода Мудлиджа!» (Ибн Асир, «Усдуль-Габа», II, 332; Ибн Хаджар «Аль-Исаба», II, 19).
Когда наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) прибыл в местечко под названием Гамим, Он встретился с племенем Бурайда ибн Хусайба и призвал людей этого племени принять Ислам. В результате они, приняв Ислам, удостоились чести стать мусульманами и стали подчиняться Посланнику Аллаха. Свет Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) научил в ту ночь Бурайду читать начало Суры «Марьям».[17]
Бурайда (радыйаллаху анху), развязав свою белую чалму, сказал:
«О Посланник Аллаха! Если будет на то Ваше позволение, то позвольте, я стану вашим знаменосцем!»
Таким образом, он стал знаменосцем Посланника Аллаха, сопровождая его до селения Куба.
После Бурайды благословенный караван повстречался с торговым караваном, возвращавшимся из Шама. Среди сопровождавших его лиц был и Зубайр ибн Аввам, который надел на Посланника Аллаха и Абу Бакра белые рубахи – «машлах»[18].
Группа, совершающая хиджру, шаг за шагом приближалась прямо к Медине. Невзирая на то, что язычники мобилизовали каждого на уничтожение Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), а также на множество других опасностей, Он все же продолжал выполнять свою миссию, рассказывая об Исламе всем людям, которых он встречал на своем пути.
Один из славных сахабов, по имени Сад Ад-Далиль (радыйаллаху анху),[19] рассказывает следующее:
«Во время совершения хиджры Посланник Аллаха заглянул к нам вместе с Абу Бакром. В то время одна из дочерей Абу Бакра находилась у нас, у своей молочной матери. Посланник Аллаха желал добраться кратчайшим путем до Медины. Мы сказали ему:
«Это дорога в Гайр, лежащая через переход Ракуба. Здесь есть два вора из племени Аслям, известные под именем «Муханан». Если хочешь, мы выступим против них».
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Отведи нас к ним!»
Мы тронулись в путь. Когда мы, преодолев переход Ракуба, поднялись на вершину возвышенности, один вор говорил второму:
«Этот человек родом из Йемена».[20]
Свет Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям), подозвав их к себе, рассказал им об Исламе и пожелал, чтобы они стали мусульманами. И они приняли Ислам. Когда Посланник Аллаха спросил у них, как их зовут, они ответили:
«Мы два человека, презираемые людьми!»
Посланник Аллаха сказал:
«Напротив, вы – достойные уважения люди – «Мукраман». Затем он приказал им идти впереди всех в Медину, чтобы они сообщали радостную весть.[21]
[1] Ибн Касир «Аль-Бидайя», III,стр. 222-223.
[2] «Йяр Гар». – это слово переводится как «Друг в пещере» и выражает дружбу нашего Господина Света Бытия и Абу Бакра в пещере Савр. Со временем это слово стало нарицательным и стало употребляться, чтобы выразить искренность дружбы между людьми.
[3] Ибн Сад, 1, 229; Ибн Касир «Аль-Бидайя», III, 223-224.
[4] Ибн Сад, 1, 228; Халяби, II, 209.
[5] Бухари «Фадаилуль-Асхаб», 2; «Манакыб», 45; Муслим «Фадаилус-Сахаба», 1.
[6] Пещера Савр была школой обучения, отличающейся от Хиры. В пещере Хира были брошены зерна веры, а в Савре, вслед за укрепившейся верой, засеяны семена ихсана и тасаввуфа. Ихсан — постоянно ощущать, что в каждое мгновение жизни Аллах тебя видит. Тасаввуф — это путь духовно-нравственного совершенствования под руководством духовного наставника. Это показывает, что вначале следует изучить основы религии и жить в соответствии с ними, а это откроет путь к дальнейшему совершенствованию.
[7] См. об этом подробную информацию в книге Османа Нури Топбаша «Имандан ихсана тасаввуф» стр. 249-257, Стамбул, 2002.
[8] Ибн Маджа, «Мукаддима»,11.
[9] Байхаки, II,477;Ибн Касир «Аль-Бидайя», III, 223.
[10] Мустафа ибн Халиль Аз-Заграви «Рисалятуль-Басмаля», стр.42. Здесь человек, выпивший яд, упоминается как Халид ибн Валид (радыйаллаху анху).
[11] Хаким, III, 7\4268.
[12] Ибн-и Хишам, II, 99; Бухари « Менакыбуль Ансар», 45; Хейсеми, VI, 53.
[13] Ахмад,IV, 305; Тирмизи «Манакыб», 68\3925.
[14] Ибн Сад, 1, 233-235; Ахмад, III, 211.
[15] Абдуллах ибн Урайкит в то время был язычником, но надежным человеком. Хотя сведения о нем и противоречивые, но вероятность того, что он стал мусульманином, очень высока.
[16] Муслим «Зухд»,75.
[17] Ибн Сад,IV, 242.
[18] Бухари «Манакыбуль-Ансар»,45.
[19] Этот благославенный сахаб получил имя Далиль и был известен под этим именем, которое он получил, указав нашему Пророку кратчайший путь в Медину. Кроме того, он был также его гидом в Ракубе.
[20] Это был намек на то, что наш Господин Гордость Вселенной – мекканец. Ибо Мекка находится в районе Тихама, а Тихама считалась принадлежащей территории Йемена. Поэтому Кааба была названа следующим образом: «Аль-Каабатуль-Йяманийя». (Ибн Асир «Ан-Нихайя», V, 300)
[21] Ахмад, IV,74.